Урок истории в 7 классе на тему «Гражданская война и интервенция»

1
0
Материал опубликован 3 February 2023

Урок 10


13.11.2017

Тема:

Образование славянских государств.

Цель:

 - познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни;

- дать представление об образовании  славянских государств в центре и на юге Европы;

- охарактеризовать правление славянских князей;

- развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию;

- воспитывать чувство патриотизма, интерес к изучению истории.

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания

Ход урока

I.

Организационный момент.

II.

Проверка домашнего задания.

1.

Тестирование по теме: « Культура Византии»


1. В VII – VIII веке государственным языком Византии был:

                        А) римский

                        Б) греческий

                        В) латинской

2. В государственных и частных школах обучали:

                        А) чтению, письму, счёту, церковному пению

                        Б) счёту, музицированию, письму

                        В) чтению, письму, танцам, счёту

3. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:

                        А) Лев Математик

                        Б) Пифагор

                        В) Аристотель

4. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):

                        А) введена медицинская практика

                        Б) создано первое медицинское училище

                        В) созданы пособия для обучающихся

5. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:

                        А) порохом

                        Б) зажигательной смесью

                        В) « греческим огнём»

6. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:

                        А) отсутствии декоративного украшения

                        Б) проведения службы вне помещения

                        В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.

7. Притвор – это

                        А) помещение у западного, главного входа

                        Б) вытянутая, основная часть храма

                        В) место, куда могли входить только священнослужители

8. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:

                        А) храм в Афинах

                        Б) храм Святой Софии

                        В) храм Пантеон

9. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:

                        А) мозаикой

                        Б) фресками

                        В) иконой

10. Канон – это…

                        А) сборник законов

                        Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать

                        В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен.

11. Какая византийская икона была привезена на Русь?

                        А) « Троица»

                        Б) « Владимирская Богоматерь»

                        В) « Мадонна»

12. На какой народ особенно сильно  повлияла византийская культура?

                        А) славяне

                        Б) хорваты

                        В) болгары

Ключ:

1- б, 2 – а,  3- а, 4 – б, 5 –в,  6- в, 7 – а. 8 – б, 9 – а, 10 – в,  11- б. 12 – а.

III.

Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.


План урока.

Расселение славян.
Занятия и образ жизни славян.
Болгарское государство.
Великоморавская держава.
Образование Чехии и Польши

IV.

Сообщение темы, цели и задач урока.

V.

Изучение нового материала.

1.

Рассказ учителя (с презентацией и записью в тетрадях)


( сл. 4) С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

Запишем:

            На западе – от реки Эльбы

            На востоке – до среднего течения реки Днепр

            На севере – от Балтийского моря

            На юге – от Дуная и Чёрного моря

( сл.5)  В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви:

Западные славяне

Южные славяне

Восточные славяне

Поляки
Словаки
полабские племена, жившие к востоку от Лабы, поморские племена расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

 

Болгары
Сербы
 Хорваты
 и другие.

заселившие часть Балканского полуостровапредки трех родственных народов:
 Русского
 Украинского
 Белорусского.

- Территория расселения какой группы славян самая большая?


                        Занятие и образ жизни славян.

- Давайте вспомним основные занятия германцев и норманнов

германцы

норманны

Скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, ремесло

Военные походы, рыболовство, охота на китов, земледелие только  долинах рек.

- А чем занимались славяне?

(сл. 6)  Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь),скотоводство        (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.

 

( сл. 7)  В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела).

( сл. 8) Во главе племен стояли военные вожди  князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

                   Из «Стратегикона» (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим…

 

                                        Болгарское государство.

( сл. 9) Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по  происхождению.

- Возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. НА севере соседями болгар были предки современных румын, на юге – Византийская империя. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань

( сл. 10)

Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу.

( сл. 11) Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков».

( сл. 12) Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия — кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам , попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера.  Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны... Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю.

 

( сл. 13) В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест.

( сл. 14)  Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

                        Великоморавская держава.

( сл. 15) В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов

( сл. 16) Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками

( сл. 17)  Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

( сл. 18)  Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи — болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

( сл. 19)  В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей.

( сл. 20) После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы.

Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

( сл. 21)  Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Великоморавская держава распалась.

2.

Работа с учебником. Стр. 72 – 73 – Образование Чехии и Польши.


  ( сл. 22)  В IX веке образовалось государство восточных славян — Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.

(сл. 23) Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.

( сл. 24)  Во второй половине X века польский князь Мешко I (960—992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединение польских земель, Мешко заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора.

( сл. 25)

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992—1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков — крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу — была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти

( сл. 26) Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши.

В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

 

- Давайте сделаем вывод и запишем его в таблицу:

Болгарское государство

Чехия

Польша


 к VII веку образовалось болгарское государство

князь Борис в 865 г. принимает христианство

князь Симеон в начале X века принял титул «царя болгар и греков»

в начале XI века Византия подчинила себе Болгарию

к началу 9 -10 вв. образовалось Чешское государство

зависимость от германского короля

в 1085 г. чешский князь принял титул короля

в 10 веке образовалось древнепольское государство

в 960-992 гг. правил Мешко I – первый польский князь, проводивший политику объединения

966 г. – принятие католичества

Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель
К середине 11 века начинается феодальная раздробленность

VII.

Закрепление изученного материала.


Вопросы на стр. 73

VIII.

Объяснение домашнего задания.


§ 8, вопросы, записи, рабочая тетрадь

X.

Оценивание учащихся.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.