Урок истории в 5 классе «Начало гражданских войн в Риме»
План занятий.
Класс:5
Педагог: Шошиашвили Давид Гивиевич
Изучаемый предмет: история
Дата занятия: 29.04.2016г.
Тема занятия: Начало гражданских войн в Риме.
Дидактическая цель занятия: сформировать представление о причинах и последствиях гражданских войн в Риме в первом веке до н.э.
Триединая цель занятия:
Образовательная сформировать понятие «гражданская война; диктатор»;
Развивающая: продолжить формирование умений извлекать сведения из текстовых исторических источников.
Воспитательная: создать условия для оценочной деятельности учащихся на примере исторической личности.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами групповой работы.
Познавательные УУД:
Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты
Коммуникативные УУД:
Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной
Регулятивные УУД:
Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека
Личностные УУД:
Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
План урока:
1. Причины гражданских войн в Риме.
2. Реформы братьев Гракхов.
3. Борьба Мария и Суллы.
4. Диктатура Суллы.
Преемственные связи: государственное устройство римской республики.
Основное понятие: Гражданская война.
Ход урока
Этапы урока, время этапа |
Деятельность педагога: методы, приёмы, средства, действия, способы «обратной» связи с обучающимися и воспитанниками и т. п. |
Деятельность обучающихся и воспитанников(формы организации деятельности, вид и объём заданий, фамилии обучающихся и воспитанников при различных формах организации занятия и т.д. ) |
Результаты реализации задач урока |
1 орг момент 0,5 – 1 м |
Приветствие учителя, выявление отсутствующих. |
Приветствие учеников. |
В. |
2 повторение пройденного 10 – 15 м |
Рассказы по теме, РТ. |
Тема рассказа: Восстание Спартака |
В. |
3 изучение новой темы - 30 м. В ходе работы физминутка. |
Изучение нового материала: Как на ваш взгляд связано название главы: кризис и падение Римской республики с тем, что в названиях параграфов упоминаются личные имена? |
Акцентируют внимание на то, что роль одного человека становится более важным, чем раньше. |
Р. О. |
Вопросы по актуализации понятия: 1.Знакомо ли вам понятие Гражданская война? Дайте ему определение. 2.Какая война тяжелее и опаснее для государства, внутри самого себя или с другим государством? |
Внутри государства вероятнее всего войны более опасные потому, что приводить к ослаблению государства, после чего оно может стать легкой добычей более сильного соперника. |
||
Учитель предлагает составить схему причин и последствий гражданских войн в Риме |
Ученик выходит к доске и чертит таблицу на доске. |
||
Ученикам предлагается на основе пункта 2 параграфа выступать в народном собрании от имени плебеев и сенаторов по поводу земельного закона |
Ведут дискуссию |
||
Параграфа о Сулле и Мария рассматривается одновременно. Учитель делит учеников на 2 группы и дает задание по одному из фрагментов. 1. О Гае Марии: 1..Из какой семьи происходил Марий? Какими качествами характера он обладал? Оцените их. Какие должности занимал Марий? Как относился к нему народ? Какие реформы провёл Марий и чьим интересам они отвечали? 2.О Сулле: 1. из какой семьи происходил Сулла? Какими качествами он обладал? Оцените их. Какие должности занимал Сулла? Какие отношения складывались у него с Марием? Какие действия предпринял Сулла, добившись власти? Оцените их. Ради чего по мнению Плутарха Сулла уничтожал людей? |
Ученики получают раздаточный материал, пользуются пунктами параграфа 3 и 4 и отвечают на задания, данные учителем. |
||
Учитель предлагает ученикам для размышления слова русского историка С. Л. Учтенко о Сулле: про этого человека враги говорили, что в его душе лев уживается с лисицей, причем лисица опаснее льва, он же сам в заготовленной им заранее эпитафии велел написать: «Никто на свете не сделал так много добра своим друзьям и так много зла своим врагам» |
Ученики приходят к мнению, что Луций Корнелий Сулла был и храбрым человеком и хитрым, и что для достижения поставленной цели он не останавливался ни перед чем. Такие качества присущи многим правителям. |
||
Ученик предлагает для оценивания высказывание Плутарха о Сулле: Часто при распрях почет достаётся в удел негодяям. |
Ученики высказывают свое мнение индивидуально. |
||
4 рефлексия. д/з 5 м. |
Что нового вы узнали? Что вам было бол всего интересно?. Д/З §50, РТ № 50 |
Ответы индивидуальны, |
В.Р. |