Урок ИЗО на тему «Лес зимой. Ночь. Дует ветер»
Учитель |
Комарова О.В. |
|
Предмет |
ИЗО |
|
Класс, количество человек |
5 класс 11 человек |
|
Тема |
В лесу зимой. Ночь. Дует ветер. |
|
Тип урока |
Комбинированный |
|
Цель урока |
Создание условий для формирования представлений обучающихся о пейзаже в различных природных состояниях. |
|
Задачи урока |
- повторение материала об отличительных особенностях пейзажа от других жанров изобразительного искусства; - отработка навыка поэтапного выполнения рисунка по показу учителя; - обучение приёмам изображения природы в определённом состоянии (ночь, дует ветер); - коррекция навыков пространственного ориентирования, мелкой моторики, логического мышления на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы; - воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету. |
|
Формируемые БУД |
Личностные: адекватно эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства; Регулятивные: работать с учебными принадлежностями, художественными материалами и инструментами; Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; Предметные: узнавать, называть жанры изобразительного искусства. |
|
Оборудование |
Презентация, интерактивная доска «Smart», коррекционно-развивающие задания; инструменты, материалы и принадлежности для практической работы (бумага, кисти, гуашь). |
|
Планируемые результаты |
Знать: отличительные особенности пейзажа от других жанров изобразительного искусства. Уметь: использовать в работе приемы перспективного сокращения, передавать время суток при помощи цвета, поэтапно выполнять работу. |
|
Этапы урока (время, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент(1-2 мин) Цель: Настрой обучающихся на дальнейшую работу. - Приветствие, установка рабочей дисциплины, проверка готовности к уроку, психологический настрой. |
Добрый день, добрый час! Я очень рада видеть вас. Вы пришли сюда учиться? (да) Не лениться? (нет) А трудится? (да) Если будете отвечать – нужно руку…поднимать. Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.
- Давайте с чувством хорошего рабочего настроения начнём наш сегодняшний урок. |
-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места |
2. Актуализация опорных знаний обучающихся (4-5 мин) Цель: Воспроизведение обучающимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. - Организация беседы по вопросам |
1 слайд - Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. А художники отображают эту красоту в своих произведениях.
- Посмотрите внимательно на экран. Здесь размещены три картинки, которые относятся к разным жанрам изобразительного искусства. - Что это за жанры? (1 - натюрморт – это изображение предметов быта, 2 – пейзаж – это изображение природы, 3 – портрет – это изображение человека или группы людей). - Молодцы ребята!
|
- слушают учителя
рассматривают картинки на экране, отвечают на вопросы
- отвечают на вопросы |
3. Целеполагание, планирование деятельности на уроке (3-4 мин) Цель: создание условий для возникновения внутренней мотивации у обучающихся на активную, деятельностную позицию, побуждающую: узнать, попробовать, научиться.
- работа с интерактивным пазлом
|
2 слайд На следующем слайде изображены четыре картинки. - Скажите, что у них общего? Какое время года изображено на всех картинках? (зима). И что изображено? (лес). К какому жанру относятся все четыре изображения? (к жанру «пейзаж»). - А чем отличаются изображения на картинках? (Солнечный день, ночь, метель, снегопад). - Молодцы! 3 слайд - Вот так, незаметно, мы подошли к теме нашего урока, ведь нам сегодня предстоит решить сразу несколько художественных задач: изобразить лес, зимой, в ночное время суток. Но это ещё не всё. 4 слайд https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=2a569c169cd7 - Для того чтобы сформулировать тему урока полностью, я предлагаю собрать интерактивный пазл – подсказку, благодаря которому, мы узнаем, какое ещё природное состояние нам предстоит изобразить в зимнем лесу. - Что у нас получилось? (дерево). А какое природное состояние на этой картинке, почему дерево так склонилось в сторону? (дует ветер) - И снова вы отлично справились с заданием! Молодцы! 5 слайд Тема нашего урока так и звучит: В лесу зимой. Ночь. Дует ветер. |
-обосновывают свой выбор
- отвечают на вопросы
- собирают интерактивный пазл, отвечают на вопросы
- формулируют тему урока |
4. Освоение материала(10 мин) Цель: повторение и применение имеющихся знаний и умений - Введение в тему
- Повторение с элементами объяснения нового материала
|
Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с особенностями пейзажа. Пейзаж – это картина, на которой изображена природа. Художники могут нарисовать лес, реку, озеро, пруд в лесу, берег моря и высокие горы. Изображение мостика через речку, домика в деревне или в городе тоже называют пейзажем. В пейзаже художники показывают красоту разных времен года (лето, весна, зима, осень), разных состояний в природе (лунная ночь, буря на море, утро, летний вечер и т.д.). - Найдите в своих альбомах осенний пейзаж, который мы рисовали на одном из уроков. Что на нём изображено? (деревья). Они все одного размера или разные и почему? 6 слайд (близко – далеко) На картинке, как и на вашем рисунке, изображены деревья, которые расположены близко, подальше и совсем далеко. Они как будто убегают от нас и становятся меньше. Чем дальше от нас находится тот или иной объект, тем меньше он нам кажется. И сегодня на уроке вы снова будете изображать деревья, уходящие вдаль, используя приёмы перспективного изображения. - Но, сначала, давайте разомнем наши пальчики, а затем уже приступим к первому этапу работы, где я буду демонстрировать и объяснять ход работы, а вы будете последовательно её выполнять. |
- слушают, отвечают на вопросы
- дают описание изображенного ранее пейзажа - отвечают на вопросы
|
Физминутка (1- мин) Цель: снятие мышечного напряжения. - Организация выполнения упражнений |
- Пальчиковая гимнастика (выполнение вращательных движений кисти рук, направленное еще и на подготовку кисти руки к правильной работе художественной кисти).
|
- выполняют упражнения |
5. Закрепление изученного материала (20 мин) Цель: Формирование умений использовать цвет в живописи для передачи ночного времени суток - Практическая работа (1 этап) |
7-8 слайд
Выполнение по показу учителя фона для пейзажа (гуашь - небо, луна, земля заснеженная). - повторение правил работы с гуашью и кистями, правил расположения альбома на парте во время всей работы. |
-слушают, смотрят, выполняют задание по показу учителя |
Физминутка(1-2 мин) Цель: снятие позостатического напряжения. - Организация выполнения упр-ний |
9 слайд - Имитация дуновения ветра.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше, выше.
|
- выполняют упражнения |
- Практическая работа (2 этап)
|
10-14 слайд
Демонстрация последовательности выполнения пейзажа с использованием перспективного сокращения и изображения деревьев с особенностями, характерными ветреной погоде. - оказание индивидуальной помощи, предотвращение ошибок, дополнительное разъяснение по необходимости - контроль за соблюдением осанки во время работы |
-наблюдают за показом хода работы -самостоятельно выполняют работу |
6. Итог урока (2-3 мин) Цель: оценка результатов деятельности. - Коррекционная работа
- Рефлексия деятельности
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
15 слайд - Отложите кисточки и посмотрите на экран, вы узнали этих животных? А все ли из этих животных зимой уходят в спячку? (нет) - Я хочу закончить наш урок такими словами: Лес под снегом притаился, Заяц где то притулился, Волк завыл. Лиса не спит – она зайца сторожит…
- Давайте закончим сюжет выполненного рисунка, расселив животных, которые зимой не уходят в спячку, а бродят в нашем ночном зимнем лесу. 16 слайд Продолжили знакомство: с видом изобразительного искусства, который называется …пейзаж. Выяснили: особенности изображения деревьев, когда дует …ветер… Учились: рисовать зимний лес …в тёмное время суток. -Уборка рабочих мест. До свидания!
|
- отвечают на вопросы
- внимательно случают учителя
- выполняют коррекционное задание по размещению силуэтов животных
- отвечают на вопросы, заканчивая фразы-подсказки на слайде
- убирают рабочие места |
Ивлиева Наталия Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Комарова Ольга Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Комарова Ольга Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна