12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирсанова Екатерина Юрьевна68
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Кирсанова Е.Ю.,

учитель биологии и географии

МАОУ «СШ № 3»,

г. Хабаровск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Атмосферное давление. Ветер.

Предмет: география

Класс: 6

Базовый учебник:  География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2015.

Дополнительная литература:

1) География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.: Дрофа, 2015.

2) Румянцев А.В.. Ким Э.В., Климанова О.А.. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. − М. Дрофа, 2015.

3) Румянцев А.В., Ким Э.В.,. Климанова О.А. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. − М. Дрофа, 2015.

4) Атлас. География. 5 класс. − М.: Дрофа, 2015.

5) Интернет-ресурсы.

Урок соответствует КТП.

Цель: формирование на уроке понятий «атмосферное давление и ветер» как личностно значимых для жизни человека.

Задачи урока:

Предметные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление. Ветер”.

Метапредметные: развивать умение наблюдать опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать деятельность свою и своих одноклассников.

Личностные: помочь учащимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление. Ветер”.

Технология обучения: личностно–ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества (урок с применением технологии проблемного обучения парной и групповой работы).

Тип урока: комбинированный урок (урок открытия новых знаний и первичное закрепление, урок-видеопросмотр).

Оборудование: ПК, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал, карта, телефон, электронное приложение QR-сканер.

Методы обучения, используемые на уроке: проблемного изложения, частично-поисковый, словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с учебником и картой.

Планируемые результаты:

Предметные: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление. Ветер”.

Метапредметные: развитие умения наблюдать опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать деятельность свою и своих одноклассников.

Личностные: осознание учащимися ценности совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление. Ветер”.

Универсальные учебные действия:

Личностные: учащиеся научатся проявлять интерес к новым знаниям, положительно относятся к учёбе, осознавать единство и целостность окружающего мира.

Предметные/познавательные: учащиеся получат возможность научиться объяснять причины изменения атмосферного давления; направление ветра, перерабатывать учебную информацию для получения необходимого результата, делать анализ и отбор информации.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. 

Технологическая карта урока


 

Этап урока

Длитель-ность этапа


 

Деятельность учителя


 

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный

2 мин.

Учитель приветствует учащихся. «Здравие желаю, товарищи кадеты! Очень рада Вас сегодня видеть на уроке. Садитесь, пожалуйста!»

Сл. 1 – заставка в презентации.

Ребята приветствуют учителя и садятся на свои места.

Командир класса отвечает, кто отсутствует.

2. Этап актуализации знаний и проверки домашнего задания

8 мин.

Учитель активизирует знания ребят вопросами, мотивируя учащихся на расширение географического кругозора.

Сегодня на уроке мы будем поэтапно взбираться на гору знаний. До этого мы с Вами изучали раздел, освященный рельефу нашей планеты.

Учитель задает вопрос: Горы сконцентрированы в определенных местах нашей планеты? (Да)

«Ребята, чтобы добраться до горы в составе трех групп: теоретики, практики и аналитики (ряды), нам необходимо преодолеть небольшой путь, отвечая на вопросы» (Слайды 3-4).

Идя к подножию гор Сихоте-Алинь (территории какого края?), мы активно дышим кислородом, который входит в состав какой оболочки, «воздушного покрывала» нашей планеты – это …? (Атмосфера)

2. Какие слои атмосферы Вам известны? (Тропосфера, термосфера и т.д.)

3. В каком слое мы живем и где соответственно зарождаются погодные явления? (Тропосфера).

Приближаясь к горе, к ее подножью нам становиться холоднее или теплее? Т.е. какая характеристика погоды, изученная нами ранее изменяется? (t)

5. Температура воздуха зависит от…? С высотой она понижается или повышается на 1 км на …ºC? (Угла падения солнечных лучей, понижается на 6 ºC )

Наша группа теоретиков отказалась преодолевать горные вершины из-за фобии, поэтому наблюдать красоту горной местности они готовы с высоты самолета, для этого решите, пожалуйста, следующую задачу:

6. Если у поверхности Земли температура воздуха равна +18 ºC, то за бортом самолета, летящего на высоте 6 км, она будет …? (-18 ºC)

Учитель говорит: Температура может меняться не только с высотой, но и в разных частях города.

Подскажите, что такое амплитуда температур и как ее определить?

Уважаемые практики! Предлагаю обратиться к результатам своих наблюдений и посчитать амплитуду температуры за несколько дней в г. Хабаровске и сравнить ее с результатами аналитиков.

Постановка вопросов учащимся:

В чем причина разных показателей амплитуды?

Ребята, при помощи каких устройств научные деятели определяют значения параметров погоды? (Приборы)

Учитель предлагает ребятам выполнить задания в мини-группах (4 чел), соотнести название параметра погоды и прибора для его измерения в течение 2 мин. (Сл. 5)

Температура

Количество осадков

Влажность воздуха

Направление ветра

Высота облаков

Скорость ветра

Атмосферное давление

А) Гигрометр

Б) Термометр

В) Флюгер

Г) Анемометр

Д) Осадкомер

Е) Облакомер

Ж) Барометр

Какие трудности у Вас возникли при выполнении?

Теперь внимательно посмотрите видеофрагмент «Прогноз погоды» и сообщите, какие характеристики погоды не указаны в данном случае? (Сл. 6)

Спасибо за ваши ответы.

Уточняем тему и ставим цель урока.

Спрашивает: «Что мы должны с Вами изучить и какие вопросы актуальны для Вас по данной тематике?»

Открываем тетради, записываем число и тему нашего занятия (Сл. 7).

Перед Вами стоит проблемная ситуация:

Представьте, что отправившись в путешествие, в горы, мы немного замерзли по возвращению. Пришли домой. Нужно согреться. Принесли дров. Затопили печь. Сидим и слушаем, как потрескивают дрова, в доме становится тепло. 

Куда исчезает дым и в чем причина данных явлений?

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируя свои точки зрения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Теоретики решают задачу.


 


 


 

Ребята считают амплитуду температуры г. Хабаровска.


 


 


 


 

Учащиеся работают в группах и выполняют задание


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся отвечают


 


 


 

Ребята ставят цель урока. предлагают вопросы для обсуждения на уроке.

Ребята в тетрадях пишут число и тему урока, гипотетически отвечают на проблемную ситуацию

3. Этап активных действий (поиска и преобразование новой информации):

3.1. Этап подготовки


 


 


 


 


 


 

3.2. Этап поиска, отбора и преобразова-ния информации из текстовой в графический вариант


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

27 мин.


 


 


 

1 мин.


 


 


 

 


 


 

3 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Чтобы ответить на эти и другие насущные вопросы, нам надо перейти к конкретным действиям.


 

Итак, до подножья горы мы с Вами благополучно добрались.

Учитель направляет: Начинаем поэтапное взбирание в горы (Сл. 8). Кстати, какую вершину нам было бы труднее покорять из-за самой максимальной ее высоты в мире? (Эверест)

Учитель говорит: У каждого ученика на столе имеется лист с кластером. По результатам нашего взбирания мы должны достичь вершины и преодолеть спуск (Сл. 9).

Путь будет непростой, но мы справимся. Наше взбирание состоит из 4 этапов.Чтобы преодолеть каждый из них, нам необходимо овладеть новой информацией и ее применить для решения задач.


 

Первая ступень, что такое атмосферное давление? Как Вы полагаете?

Атмосфера – это воздушная оболочка, значит воздух – это смесь газов, а газы образованы мельчайшими частицами молекулами и атомами. Оказывают ли они воздействие на тела, находящиеся на Земле? (Сл. 10)

Любая величина имеет свои единицы измерения, определите в чем измеряется давление, исходя из чтения параграфа 49?

Какое давление признано нормальным? (760 мм рт. ст).

Когда-то много лет назад люди и не знали о давлении, но благодаря ученым они определили, что оно существуют. О том, как определили и какие приборы применяли узнаем из видеофрагмента? (Сл. 11)

Как измеряют АД? Какие варианты приборов для измерения АД имеются?

Таким образом, какой прибор позволяет определить давление? Кто его изобрел? (1643 г. – Торричелли изобрел первый ртутный барометр).

Мы с вами отправились в горы, возьмем ли мы в походные условия ртутный барометр? (Нет. т.к. ртуть – это жидкий металл). Поэтому имеется барометр-анероид (без жидкости). (1847 г. – Люсьен Види изобрел первый барометр-анероид)

О принципах его работы найдете информацию в Интернет-источниках, об этом на следующем уроке у вас спрошу.

Следующая ступень: Как изменяется АД с высотой? (при подъеме в горы понижается, при опускании под воду - повышается).

В чем причина таких изменений?

Поднимаясь в горы нам становиться тяжело дышать, температура воздуха изменяется, так же как и давление, понижается.

Оказывается, что при поднятии на каждые 10,5 м АД в тропосфере понижается на 1 мм рт. ст. Можем ли на основании этого решить задачи? (Да)

Учитель предлагает ребятам решить задачи по мини-группам. На выполнение 2 мин.

Определите высоту горы, если у ее подножия нормальное атмосферное давление, а на вершине 520 мм рт. ст.? (Теоретики)

Определите атмосферное давление на вершине горы Тордоки-Яни, если АД у подножия 745 мм рт.ст., а высота 2090 м? (Практики)

Определите относительную высоту холма, если атмосферное давление у его подножия 758 мм рт.ст, а АД на вершине – 755 мм рт.ст? (Аналитики)

Таким образом, от чего зависит АД? (абсолютной высоты местности, температуры воздуха, характера земной поверхности). (Сл. 15)

Почему нам с вами или воздухоплавателям становиться трудно дышать на высоте? (Сл. 16)

Учитель направляет учеников: Чтобы ответить на вопрос, обратитесь к учебнику к рис. 142. Попытайтесь проанализировать его и ответить на вопрос.

Учитель сообщает: при нагревании земной поверхности образуется разное атмосферное давление. При высокой температуре – НД (низкое атмосферное давление), при низкой – ВД (высокое атмосферное давление).

Движемся далее: Как распределяется АД на поверхности Земли? (на полюсах – высокое. у умеренных широтах – низкое, в тропиках – высокое, на экваторе - низкое)


 

Итак, мы достигли вершины Сихоте-Алиня, я Вас поздравляю с первой победой. У нас с вами короткий привал в виде физкультминутки. Как вы думаете почему мы недолго задержимся на вершине? (Из-за низкой температуры и низкого давления)

Чтобы согреться и отдохнуть, встаем все на физкультминутку. (Сл. 18).

Теперь отправляемся в путь обратный, по второму склону нашей горы. Все группы в сборе. Чтобы начать движение, мы должны подумать над следующей загадкой?

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит…

О каком процессе идёт речь? (Ветер)

Учитель спрашивает мнения у ребят: Следующая часть нашего путешествия посвящена ветру. Что такое ветер? С чем он у вас ассоциируется?

Учитель направляет учеников для выведения определения, что понятия «ветер» - это горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности. Подскажите, анализируя изображение и текст учебник следующее: В чем причина образования ветра? (движение воздушных масс из области ВД в область НД).Для этого соотнесите общую циркуляцию атмосферы – ветра и давление. Определите связь между ними.

Какие виды ветров Вы знаете? (Сл. 20)

Предлагаю найти ответ в учебнике. (Бризы, муссоны и т.д.). Учитель задает вопросы: Что такое бриз, муссон, в чем сходство или разница? Как они формируются? (Сл. 21)

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу и анализирует.

Вопрос от учителя: Как Вы считаете, в чем значение ветра? Обсуждение в парах в течение 1 мин. Выпишите в кластер любые два значения ветра, которые на Ваш взгляд являются самыми значимыми.


 


 


 


 

Учащиеся отвечают.


 


 


 


 


 


 

Кадеты отвечают на вопросы учителя


 


 

Учащиеся слушают слова учителя и отвечают на поставленные вопросы, прочитав текст учебника


 


 


 


 


 

Ребята вносят данные в кластер.


 


 


 


 


 


 

Ребята отвечают.


 

Школьники решают задачи в мини-группах и дают ответы


 


 


 


 

Учащиеся ведут поиск причины и устанавливают причинно-следственные связи.


 


 

Учащиеся анализируют изображение на слайде и заполняют схему.


 


 


 

Учащиеся выполняют физкультминутку


 


 


 


 


 


 


 

Ребята отвечают на поставленные вопросы, выражая свои мысли


 

Ученики в поиске ответа


 

Школьники анализируют изображения на слайде и характеризируют особенности ветров.


 

Учащиеся рассуждают и дают ответы, работая в парах, далее фиксируют информацию в схему.

4. Этап проверки и закрепления

7 мин.

Учитель говорит: «Ребята, мы с вами почти у цели, но нам предстоит преодолеть последний заключительный этап – это тестирование» (Сл. 23-25).

1. Укажите одно из условий определения нормального атмосферного давления:

А) равнина

Б) t=0ºС

В) широта 0º

2. На сколько мм рт.с.т понизится АД при подъеме на 42 м?

А) 30 мм рт.ст.

Б) 4 мм рт.ст.

В) 3 мм рт.ст.

3. На экваторе давление:

А) низкое

Б) высокое

4. Ветра, дующие в умеренных широтах:

А) бриз

Б) пассаты

В) западный ветер

5. Ветра, образующиеся на границах материков и океанов, меняющие свое направление 2 раза в год:

А) муссоны

Б) пассаты

В) бризы

Самопроверка: поменялись тетрадями с соседом по парте:

ответы в виде QR-кода с применением QR-сканера практика:

1 Б 2 Б 3 А 4 В 5 А (разбалловка: 5 – «5», 4- «4» и т.д.)

Решаем проблемную ситуацию, исходя из изученного на уроке материала:

Дым выходит в трубу.

Дым вытягивается в трубу из-за разности давления воздуха на уровне топки оно больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.

Такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении в виде ветра.

Ребята выполняют тестирование


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Практик выписывает ответы на доску, считав QR-код


 

Школьники проверяют работы одноклассников (взаимная самопроверка)

5. Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексии

2 мин.

Сообщает информацию о домашнем задании (Сл. 28):

§ 49 читать;

- написать творческий рассказ: «Как люди приспособились к жизни в горах? Как атмосферное давление влияет на их здоровье?»

Вопрос на засыпку: Определите, какое животное способно точно предсказывать АД и ветер по своему поведению?

Учитель говорит: Предлагаю высказать свое мнение относительного урока.

Сегодня я узнал…

Я удивился тому, что ….

Я затруднялся в …

Теперь я могу применить …

Комментирует и оценивает работу учащихся на уроке.

«Урок окончен. Все спасибо за работу. До свидания, ребята!» (Сл. 20).

Кадеты записывают домашнее задание.


 


 

Учащиеся высказывают свои впечатления.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.