Урок географии в 6 классе на тему «Атмосферное давление. Ветер»

2
0
Материал опубликован 29 June 2017

Кирсанова Е.Ю.,

учитель биологии и географии

МАОУ «СШ № 3»,

г. Хабаровск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Атмосферное давление. Ветер.

Предмет: география

Класс: 6

Базовый учебник:  География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2015.

Дополнительная литература:

1) География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.: Дрофа, 2015.

2) Румянцев А.В.. Ким Э.В., Климанова О.А.. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. − М. Дрофа, 2015.

3) Румянцев А.В., Ким Э.В.,. Климанова О.А. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. − М. Дрофа, 2015.

4) Атлас. География. 5 класс. − М.: Дрофа, 2015.

5) Интернет-ресурсы.

Урок соответствует КТП.

Цель: формирование на уроке понятий «атмосферное давление и ветер» как личностно значимых для жизни человека.

Задачи урока:

Предметные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление. Ветер”.

Метапредметные: развивать умение наблюдать опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать деятельность свою и своих одноклассников.

Личностные: помочь учащимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление. Ветер”.

Технология обучения: личностно–ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества (урок с применением технологии проблемного обучения парной и групповой работы).

Тип урока: комбинированный урок (урок открытия новых знаний и первичное закрепление, урок-видеопросмотр).

Оборудование: ПК, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал, карта, телефон, электронное приложение QR-сканер.

Методы обучения, используемые на уроке: проблемного изложения, частично-поисковый, словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с учебником и картой.

Планируемые результаты:

Предметные: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление. Ветер”.

Метапредметные: развитие умения наблюдать опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать деятельность свою и своих одноклассников.

Личностные: осознание учащимися ценности совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление. Ветер”.

Универсальные учебные действия:

Личностные: учащиеся научатся проявлять интерес к новым знаниям, положительно относятся к учёбе, осознавать единство и целостность окружающего мира.

Предметные/познавательные: учащиеся получат возможность научиться объяснять причины изменения атмосферного давления; направление ветра, перерабатывать учебную информацию для получения необходимого результата, делать анализ и отбор информации.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. 

Технологическая карта урока


 

Этап урока

Длитель-ность этапа


 

Деятельность учителя


 

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный

2 мин.

Учитель приветствует учащихся. «Здравие желаю, товарищи кадеты! Очень рада Вас сегодня видеть на уроке. Садитесь, пожалуйста!»

Сл. 1 – заставка в презентации.

Ребята приветствуют учителя и садятся на свои места.

Командир класса отвечает, кто отсутствует.

2. Этап актуализации знаний и проверки домашнего задания

8 мин.

Учитель активизирует знания ребят вопросами, мотивируя учащихся на расширение географического кругозора.

Сегодня на уроке мы будем поэтапно взбираться на гору знаний. До этого мы с Вами изучали раздел, освященный рельефу нашей планеты.

Учитель задает вопрос: Горы сконцентрированы в определенных местах нашей планеты? (Да)

«Ребята, чтобы добраться до горы в составе трех групп: теоретики, практики и аналитики (ряды), нам необходимо преодолеть небольшой путь, отвечая на вопросы» (Слайды 3-4).

Идя к подножию гор Сихоте-Алинь (территории какого края?), мы активно дышим кислородом, который входит в состав какой оболочки, «воздушного покрывала» нашей планеты – это …? (Атмосфера)

2. Какие слои атмосферы Вам известны? (Тропосфера, термосфера и т.д.)

3. В каком слое мы живем и где соответственно зарождаются погодные явления? (Тропосфера).

Приближаясь к горе, к ее подножью нам становиться холоднее или теплее? Т.е. какая характеристика погоды, изученная нами ранее изменяется? (t)

5. Температура воздуха зависит от…? С высотой она понижается или повышается на 1 км на …ºC? (Угла падения солнечных лучей, понижается на 6 ºC )

Наша группа теоретиков отказалась преодолевать горные вершины из-за фобии, поэтому наблюдать красоту горной местности они готовы с высоты самолета, для этого решите, пожалуйста, следующую задачу:

6. Если у поверхности Земли температура воздуха равна +18 ºC, то за бортом самолета, летящего на высоте 6 км, она будет …? (-18 ºC)

Учитель говорит: Температура может меняться не только с высотой, но и в разных частях города.

Подскажите, что такое амплитуда температур и как ее определить?

Уважаемые практики! Предлагаю обратиться к результатам своих наблюдений и посчитать амплитуду температуры за несколько дней в г. Хабаровске и сравнить ее с результатами аналитиков.

Постановка вопросов учащимся:

В чем причина разных показателей амплитуды?

Ребята, при помощи каких устройств научные деятели определяют значения параметров погоды? (Приборы)

Учитель предлагает ребятам выполнить задания в мини-группах (4 чел), соотнести название параметра погоды и прибора для его измерения в течение 2 мин. (Сл. 5)

Температура

Количество осадков

Влажность воздуха

Направление ветра

Высота облаков

Скорость ветра

Атмосферное давление

А) Гигрометр

Б) Термометр

В) Флюгер

Г) Анемометр

Д) Осадкомер

Е) Облакомер

Ж) Барометр

Какие трудности у Вас возникли при выполнении?

Теперь внимательно посмотрите видеофрагмент «Прогноз погоды» и сообщите, какие характеристики погоды не указаны в данном случае? (Сл. 6)

Спасибо за ваши ответы.

Уточняем тему и ставим цель урока.

Спрашивает: «Что мы должны с Вами изучить и какие вопросы актуальны для Вас по данной тематике?»

Открываем тетради, записываем число и тему нашего занятия (Сл. 7).

Перед Вами стоит проблемная ситуация:

Представьте, что отправившись в путешествие, в горы, мы немного замерзли по возвращению. Пришли домой. Нужно согреться. Принесли дров. Затопили печь. Сидим и слушаем, как потрескивают дрова, в доме становится тепло. 

Куда исчезает дым и в чем причина данных явлений?

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируя свои точки зрения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Теоретики решают задачу.


 


 


 

Ребята считают амплитуду температуры г. Хабаровска.


 


 


 


 

Учащиеся работают в группах и выполняют задание


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся отвечают


 


 


 

Ребята ставят цель урока. предлагают вопросы для обсуждения на уроке.

Ребята в тетрадях пишут число и тему урока, гипотетически отвечают на проблемную ситуацию

3. Этап активных действий (поиска и преобразование новой информации):

3.1. Этап подготовки


 


 


 


 


 


 

3.2. Этап поиска, отбора и преобразова-ния информации из текстовой в графический вариант


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

27 мин.


 


 


 

1 мин.


 


 


 

 


 


 

3 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Чтобы ответить на эти и другие насущные вопросы, нам надо перейти к конкретным действиям.


 

Итак, до подножья горы мы с Вами благополучно добрались.

Учитель направляет: Начинаем поэтапное взбирание в горы (Сл. 8). Кстати, какую вершину нам было бы труднее покорять из-за самой максимальной ее высоты в мире? (Эверест)

Учитель говорит: У каждого ученика на столе имеется лист с кластером. По результатам нашего взбирания мы должны достичь вершины и преодолеть спуск (Сл. 9).

Путь будет непростой, но мы справимся. Наше взбирание состоит из 4 этапов.Чтобы преодолеть каждый из них, нам необходимо овладеть новой информацией и ее применить для решения задач.


 

Первая ступень, что такое атмосферное давление? Как Вы полагаете?

Атмосфера – это воздушная оболочка, значит воздух – это смесь газов, а газы образованы мельчайшими частицами молекулами и атомами. Оказывают ли они воздействие на тела, находящиеся на Земле? (Сл. 10)

Любая величина имеет свои единицы измерения, определите в чем измеряется давление, исходя из чтения параграфа 49?

Какое давление признано нормальным? (760 мм рт. ст).

Когда-то много лет назад люди и не знали о давлении, но благодаря ученым они определили, что оно существуют. О том, как определили и какие приборы применяли узнаем из видеофрагмента? (Сл. 11)

Как измеряют АД? Какие варианты приборов для измерения АД имеются?

Таким образом, какой прибор позволяет определить давление? Кто его изобрел? (1643 г. – Торричелли изобрел первый ртутный барометр).

Мы с вами отправились в горы, возьмем ли мы в походные условия ртутный барометр? (Нет. т.к. ртуть – это жидкий металл). Поэтому имеется барометр-анероид (без жидкости). (1847 г. – Люсьен Види изобрел первый барометр-анероид)

О принципах его работы найдете информацию в Интернет-источниках, об этом на следующем уроке у вас спрошу.

Следующая ступень: Как изменяется АД с высотой? (при подъеме в горы понижается, при опускании под воду - повышается).

В чем причина таких изменений?

Поднимаясь в горы нам становиться тяжело дышать, температура воздуха изменяется, так же как и давление, понижается.

Оказывается, что при поднятии на каждые 10,5 м АД в тропосфере понижается на 1 мм рт. ст. Можем ли на основании этого решить задачи? (Да)

Учитель предлагает ребятам решить задачи по мини-группам. На выполнение 2 мин.

Определите высоту горы, если у ее подножия нормальное атмосферное давление, а на вершине 520 мм рт. ст.? (Теоретики)

Определите атмосферное давление на вершине горы Тордоки-Яни, если АД у подножия 745 мм рт.ст., а высота 2090 м? (Практики)

Определите относительную высоту холма, если атмосферное давление у его подножия 758 мм рт.ст, а АД на вершине – 755 мм рт.ст? (Аналитики)

Таким образом, от чего зависит АД? (абсолютной высоты местности, температуры воздуха, характера земной поверхности). (Сл. 15)

Почему нам с вами или воздухоплавателям становиться трудно дышать на высоте? (Сл. 16)

Учитель направляет учеников: Чтобы ответить на вопрос, обратитесь к учебнику к рис. 142. Попытайтесь проанализировать его и ответить на вопрос.

Учитель сообщает: при нагревании земной поверхности образуется разное атмосферное давление. При высокой температуре – НД (низкое атмосферное давление), при низкой – ВД (высокое атмосферное давление).

Движемся далее: Как распределяется АД на поверхности Земли? (на полюсах – высокое. у умеренных широтах – низкое, в тропиках – высокое, на экваторе - низкое)


 

Итак, мы достигли вершины Сихоте-Алиня, я Вас поздравляю с первой победой. У нас с вами короткий привал в виде физкультминутки. Как вы думаете почему мы недолго задержимся на вершине? (Из-за низкой температуры и низкого давления)

Чтобы согреться и отдохнуть, встаем все на физкультминутку. (Сл. 18).

Теперь отправляемся в путь обратный, по второму склону нашей горы. Все группы в сборе. Чтобы начать движение, мы должны подумать над следующей загадкой?

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит…

О каком процессе идёт речь? (Ветер)

Учитель спрашивает мнения у ребят: Следующая часть нашего путешествия посвящена ветру. Что такое ветер? С чем он у вас ассоциируется?

Учитель направляет учеников для выведения определения, что понятия «ветер» - это горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности. Подскажите, анализируя изображение и текст учебник следующее: В чем причина образования ветра? (движение воздушных масс из области ВД в область НД).Для этого соотнесите общую циркуляцию атмосферы – ветра и давление. Определите связь между ними.

Какие виды ветров Вы знаете? (Сл. 20)

Предлагаю найти ответ в учебнике. (Бризы, муссоны и т.д.). Учитель задает вопросы: Что такое бриз, муссон, в чем сходство или разница? Как они формируются? (Сл. 21)

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу и анализирует.

Вопрос от учителя: Как Вы считаете, в чем значение ветра? Обсуждение в парах в течение 1 мин. Выпишите в кластер любые два значения ветра, которые на Ваш взгляд являются самыми значимыми.


 


 


 


 

Учащиеся отвечают.


 


 


 


 


 


 

Кадеты отвечают на вопросы учителя


 


 

Учащиеся слушают слова учителя и отвечают на поставленные вопросы, прочитав текст учебника


 


 


 


 


 

Ребята вносят данные в кластер.


 


 


 


 


 


 

Ребята отвечают.


 

Школьники решают задачи в мини-группах и дают ответы


 


 


 


 

Учащиеся ведут поиск причины и устанавливают причинно-следственные связи.


 


 

Учащиеся анализируют изображение на слайде и заполняют схему.


 


 


 

Учащиеся выполняют физкультминутку


 


 


 


 


 


 


 

Ребята отвечают на поставленные вопросы, выражая свои мысли


 

Ученики в поиске ответа


 

Школьники анализируют изображения на слайде и характеризируют особенности ветров.


 

Учащиеся рассуждают и дают ответы, работая в парах, далее фиксируют информацию в схему.

4. Этап проверки и закрепления

7 мин.

Учитель говорит: «Ребята, мы с вами почти у цели, но нам предстоит преодолеть последний заключительный этап – это тестирование» (Сл. 23-25).

1. Укажите одно из условий определения нормального атмосферного давления:

А) равнина

Б) t=0ºС

В) широта 0º

2. На сколько мм рт.с.т понизится АД при подъеме на 42 м?

А) 30 мм рт.ст.

Б) 4 мм рт.ст.

В) 3 мм рт.ст.

3. На экваторе давление:

А) низкое

Б) высокое

4. Ветра, дующие в умеренных широтах:

А) бриз

Б) пассаты

В) западный ветер

5. Ветра, образующиеся на границах материков и океанов, меняющие свое направление 2 раза в год:

А) муссоны

Б) пассаты

В) бризы

Самопроверка: поменялись тетрадями с соседом по парте:

ответы в виде QR-кода с применением QR-сканера практика:

1 Б 2 Б 3 А 4 В 5 А (разбалловка: 5 – «5», 4- «4» и т.д.)

Решаем проблемную ситуацию, исходя из изученного на уроке материала:

Дым выходит в трубу.

Дым вытягивается в трубу из-за разности давления воздуха на уровне топки оно больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.

Такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении в виде ветра.

Ребята выполняют тестирование


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Практик выписывает ответы на доску, считав QR-код


 

Школьники проверяют работы одноклассников (взаимная самопроверка)

5. Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексии

2 мин.

Сообщает информацию о домашнем задании (Сл. 28):

§ 49 читать;

- написать творческий рассказ: «Как люди приспособились к жизни в горах? Как атмосферное давление влияет на их здоровье?»

Вопрос на засыпку: Определите, какое животное способно точно предсказывать АД и ветер по своему поведению?

Учитель говорит: Предлагаю высказать свое мнение относительного урока.

Сегодня я узнал…

Я удивился тому, что ….

Я затруднялся в …

Теперь я могу применить …

Комментирует и оценивает работу учащихся на уроке.

«Урок окончен. Все спасибо за работу. До свидания, ребята!» (Сл. 20).

Кадеты записывают домашнее задание.


 


 

Учащиеся высказывают свои впечатления.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации