Урок географии в 6 классе на тему «Атмосферное давление. Ветер»
Кирсанова Е.Ю.,
учитель биологии и географии
МАОУ «СШ № 3»,
г. Хабаровск
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ
Тема урока: Атмосферное давление. Ветер.
Предмет: география
Класс: 6
Базовый учебник: География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2015.
Дополнительная литература:
1) География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.: Дрофа, 2015.
2) Румянцев А.В.. Ким Э.В., Климанова О.А.. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. − М. Дрофа, 2015.
3) Румянцев А.В., Ким Э.В.,. Климанова О.А. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. − М. Дрофа, 2015.
4) Атлас. География. 5 класс. − М.: Дрофа, 2015.
5) Интернет-ресурсы.
Урок соответствует КТП.
Цель: формирование на уроке понятий «атмосферное давление и ветер» как личностно значимых для жизни человека.
Задачи урока:
Предметные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление. Ветер”.
Метапредметные: развивать умение наблюдать опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать деятельность свою и своих одноклассников.
Личностные: помочь учащимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление. Ветер”.
Технология обучения: личностно–ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества (урок с применением технологии проблемного обучения парной и групповой работы).
Тип урока: комбинированный урок (урок открытия новых знаний и первичное закрепление, урок-видеопросмотр).
Оборудование: ПК, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал, карта, телефон, электронное приложение QR-сканер.
Методы обучения, используемые на уроке: проблемного изложения, частично-поисковый, словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с учебником и картой.
Планируемые результаты:
Предметные: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление. Ветер”.
Метапредметные: развитие умения наблюдать опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать деятельность свою и своих одноклассников.
Личностные: осознание учащимися ценности совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление. Ветер”.
Универсальные учебные действия:
Личностные: учащиеся научатся проявлять интерес к новым знаниям, положительно относятся к учёбе, осознавать единство и целостность окружающего мира.
Предметные/познавательные: учащиеся получат возможность научиться объяснять причины изменения атмосферного давления; направление ветра, перерабатывать учебную информацию для получения необходимого результата, делать анализ и отбор информации.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Длитель-ность этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организацион-ный |
2 мин. |
Учитель приветствует учащихся. «Здравие желаю, товарищи кадеты! Очень рада Вас сегодня видеть на уроке. Садитесь, пожалуйста!» Сл. 1 – заставка в презентации. |
Ребята приветствуют учителя и садятся на свои места. Командир класса отвечает, кто отсутствует. |
2. Этап актуализации знаний и проверки домашнего задания |
8 мин. |
Учитель активизирует знания ребят вопросами, мотивируя учащихся на расширение географического кругозора. Сегодня на уроке мы будем поэтапно взбираться на гору знаний. До этого мы с Вами изучали раздел, освященный рельефу нашей планеты. Учитель задает вопрос: Горы сконцентрированы в определенных местах нашей планеты? (Да) «Ребята, чтобы добраться до горы в составе трех групп: теоретики, практики и аналитики (ряды), нам необходимо преодолеть небольшой путь, отвечая на вопросы» (Слайды 3-4). Идя к подножию гор Сихоте-Алинь (территории какого края?), мы активно дышим кислородом, который входит в состав какой оболочки, «воздушного покрывала» нашей планеты – это …? (Атмосфера) 2. Какие слои атмосферы Вам известны? (Тропосфера, термосфера и т.д.) 3. В каком слое мы живем и где соответственно зарождаются погодные явления? (Тропосфера). Приближаясь к горе, к ее подножью нам становиться холоднее или теплее? Т.е. какая характеристика погоды, изученная нами ранее изменяется? (t) 5. Температура воздуха зависит от…? С высотой она понижается или повышается на 1 км на …ºC? (Угла падения солнечных лучей, понижается на 6 ºC ) Наша группа теоретиков отказалась преодолевать горные вершины из-за фобии, поэтому наблюдать красоту горной местности они готовы с высоты самолета, для этого решите, пожалуйста, следующую задачу: 6. Если у поверхности Земли температура воздуха равна +18 ºC, то за бортом самолета, летящего на высоте 6 км, она будет …? (-18 ºC) Учитель говорит: Температура может меняться не только с высотой, но и в разных частях города. Подскажите, что такое амплитуда температур и как ее определить? Уважаемые практики! Предлагаю обратиться к результатам своих наблюдений и посчитать амплитуду температуры за несколько дней в г. Хабаровске и сравнить ее с результатами аналитиков. Постановка вопросов учащимся: В чем причина разных показателей амплитуды? Ребята, при помощи каких устройств научные деятели определяют значения параметров погоды? (Приборы) Учитель предлагает ребятам выполнить задания в мини-группах (4 чел), соотнести название параметра погоды и прибора для его измерения в течение 2 мин. (Сл. 5) Температура Количество осадков Влажность воздуха Направление ветра Высота облаков Скорость ветра Атмосферное давление А) Гигрометр Б) Термометр В) Флюгер Г) Анемометр Д) Осадкомер Е) Облакомер Ж) Барометр Какие трудности у Вас возникли при выполнении? Теперь внимательно посмотрите видеофрагмент «Прогноз погоды» и сообщите, какие характеристики погоды не указаны в данном случае? (Сл. 6) Спасибо за ваши ответы. Уточняем тему и ставим цель урока. Спрашивает: «Что мы должны с Вами изучить и какие вопросы актуальны для Вас по данной тематике?» Открываем тетради, записываем число и тему нашего занятия (Сл. 7). Перед Вами стоит проблемная ситуация: Представьте, что отправившись в путешествие, в горы, мы немного замерзли по возвращению. Пришли домой. Нужно согреться. Принесли дров. Затопили печь. Сидим и слушаем, как потрескивают дрова, в доме становится тепло. Куда исчезает дым и в чем причина данных явлений? |
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируя свои точки зрения.
Теоретики решают задачу.
Ребята считают амплитуду температуры г. Хабаровска.
Учащиеся работают в группах и выполняют задание
Учащиеся отвечают
Ребята ставят цель урока. предлагают вопросы для обсуждения на уроке. Ребята в тетрадях пишут число и тему урока, гипотетически отвечают на проблемную ситуацию |
3. Этап активных действий (поиска и преобразование новой информации): 3.1. Этап подготовки
3.2. Этап поиска, отбора и преобразова-ния информации из текстовой в графический вариант
|
27 мин.
1 мин.
3 мин.
|
Чтобы ответить на эти и другие насущные вопросы, нам надо перейти к конкретным действиям.
Итак, до подножья горы мы с Вами благополучно добрались. Учитель направляет: Начинаем поэтапное взбирание в горы (Сл. 8). Кстати, какую вершину нам было бы труднее покорять из-за самой максимальной ее высоты в мире? (Эверест) Учитель говорит: У каждого ученика на столе имеется лист с кластером. По результатам нашего взбирания мы должны достичь вершины и преодолеть спуск (Сл. 9). Путь будет непростой, но мы справимся. Наше взбирание состоит из 4 этапов.Чтобы преодолеть каждый из них, нам необходимо овладеть новой информацией и ее применить для решения задач.
Первая ступень, что такое атмосферное давление? Как Вы полагаете? Атмосфера – это воздушная оболочка, значит воздух – это смесь газов, а газы образованы мельчайшими частицами молекулами и атомами. Оказывают ли они воздействие на тела, находящиеся на Земле? (Сл. 10) Любая величина имеет свои единицы измерения, определите в чем измеряется давление, исходя из чтения параграфа 49? Какое давление признано нормальным? (760 мм рт. ст). Когда-то много лет назад люди и не знали о давлении, но благодаря ученым они определили, что оно существуют. О том, как определили и какие приборы применяли узнаем из видеофрагмента? (Сл. 11) Как измеряют АД? Какие варианты приборов для измерения АД имеются? Таким образом, какой прибор позволяет определить давление? Кто его изобрел? (1643 г. – Торричелли изобрел первый ртутный барометр). Мы с вами отправились в горы, возьмем ли мы в походные условия ртутный барометр? (Нет. т.к. ртуть – это жидкий металл). Поэтому имеется барометр-анероид (без жидкости). (1847 г. – Люсьен Види изобрел первый барометр-анероид) О принципах его работы найдете информацию в Интернет-источниках, об этом на следующем уроке у вас спрошу. Следующая ступень: Как изменяется АД с высотой? (при подъеме в горы понижается, при опускании под воду - повышается). В чем причина таких изменений? Поднимаясь в горы нам становиться тяжело дышать, температура воздуха изменяется, так же как и давление, понижается. Оказывается, что при поднятии на каждые 10,5 м АД в тропосфере понижается на 1 мм рт. ст. Можем ли на основании этого решить задачи? (Да) Учитель предлагает ребятам решить задачи по мини-группам. На выполнение 2 мин. Определите высоту горы, если у ее подножия нормальное атмосферное давление, а на вершине 520 мм рт. ст.? (Теоретики) Определите атмосферное давление на вершине горы Тордоки-Яни, если АД у подножия 745 мм рт.ст., а высота 2090 м? (Практики) Определите относительную высоту холма, если атмосферное давление у его подножия 758 мм рт.ст, а АД на вершине – 755 мм рт.ст? (Аналитики) Таким образом, от чего зависит АД? (абсолютной высоты местности, температуры воздуха, характера земной поверхности). (Сл. 15) Почему нам с вами или воздухоплавателям становиться трудно дышать на высоте? (Сл. 16) Учитель направляет учеников: Чтобы ответить на вопрос, обратитесь к учебнику к рис. 142. Попытайтесь проанализировать его и ответить на вопрос. Учитель сообщает: при нагревании земной поверхности образуется разное атмосферное давление. При высокой температуре – НД (низкое атмосферное давление), при низкой – ВД (высокое атмосферное давление). Движемся далее: Как распределяется АД на поверхности Земли? (на полюсах – высокое. у умеренных широтах – низкое, в тропиках – высокое, на экваторе - низкое)
Итак, мы достигли вершины Сихоте-Алиня, я Вас поздравляю с первой победой. У нас с вами короткий привал в виде физкультминутки. Как вы думаете почему мы недолго задержимся на вершине? (Из-за низкой температуры и низкого давления) Чтобы согреться и отдохнуть, встаем все на физкультминутку. (Сл. 18). Теперь отправляемся в путь обратный, по второму склону нашей горы. Все группы в сборе. Чтобы начать движение, мы должны подумать над следующей загадкой? Хоть бескрылый, а летает. Безголовый, а свистит. Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит… О каком процессе идёт речь? (Ветер) Учитель спрашивает мнения у ребят: Следующая часть нашего путешествия посвящена ветру. Что такое ветер? С чем он у вас ассоциируется? Учитель направляет учеников для выведения определения, что понятия «ветер» - это горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности. Подскажите, анализируя изображение и текст учебник следующее: В чем причина образования ветра? (движение воздушных масс из области ВД в область НД).Для этого соотнесите общую циркуляцию атмосферы – ветра и давление. Определите связь между ними. Какие виды ветров Вы знаете? (Сл. 20) Предлагаю найти ответ в учебнике. (Бризы, муссоны и т.д.). Учитель задает вопросы: Что такое бриз, муссон, в чем сходство или разница? Как они формируются? (Сл. 21) Формулирует задания для учеников, корректирует их работу и анализирует. Вопрос от учителя: Как Вы считаете, в чем значение ветра? Обсуждение в парах в течение 1 мин. Выпишите в кластер любые два значения ветра, которые на Ваш взгляд являются самыми значимыми. |
Учащиеся отвечают.
Кадеты отвечают на вопросы учителя
Учащиеся слушают слова учителя и отвечают на поставленные вопросы, прочитав текст учебника
Ребята вносят данные в кластер.
Ребята отвечают.
Школьники решают задачи в мини-группах и дают ответы
Учащиеся ведут поиск причины и устанавливают причинно-следственные связи.
Учащиеся анализируют изображение на слайде и заполняют схему.
Учащиеся выполняют физкультминутку
Ребята отвечают на поставленные вопросы, выражая свои мысли
Ученики в поиске ответа
Школьники анализируют изображения на слайде и характеризируют особенности ветров.
Учащиеся рассуждают и дают ответы, работая в парах, далее фиксируют информацию в схему. |
4. Этап проверки и закрепления |
7 мин. |
Учитель говорит: «Ребята, мы с вами почти у цели, но нам предстоит преодолеть последний заключительный этап – это тестирование» (Сл. 23-25). 1. Укажите одно из условий определения нормального атмосферного давления: А) равнина Б) t=0ºС В) широта 0º 2. На сколько мм рт.с.т понизится АД при подъеме на 42 м? А) 30 мм рт.ст. Б) 4 мм рт.ст. В) 3 мм рт.ст. 3. На экваторе давление: А) низкое Б) высокое 4. Ветра, дующие в умеренных широтах: А) бриз Б) пассаты В) западный ветер 5. Ветра, образующиеся на границах материков и океанов, меняющие свое направление 2 раза в год: А) муссоны Б) пассаты В) бризы Самопроверка: поменялись тетрадями с соседом по парте: ответы в виде QR-кода с применением QR-сканера практика: 1 Б 2 Б 3 А 4 В 5 А (разбалловка: 5 – «5», 4- «4» и т.д.) Решаем проблемную ситуацию, исходя из изученного на уроке материала: Дым выходит в трубу. Дым вытягивается в трубу из-за разности давления воздуха на уровне топки оно больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого. Такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении в виде ветра. |
Ребята выполняют тестирование
Практик выписывает ответы на доску, считав QR-код
Школьники проверяют работы одноклассников (взаимная самопроверка) |
5. Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексии |
2 мин. |
Сообщает информацию о домашнем задании (Сл. 28): § 49 читать; - написать творческий рассказ: «Как люди приспособились к жизни в горах? Как атмосферное давление влияет на их здоровье?» Вопрос на засыпку: Определите, какое животное способно точно предсказывать АД и ветер по своему поведению? Учитель говорит: Предлагаю высказать свое мнение относительного урока. Сегодня я узнал… Я удивился тому, что …. Я затруднялся в … Теперь я могу применить … Комментирует и оценивает работу учащихся на уроке. «Урок окончен. Все спасибо за работу. До свидания, ребята!» (Сл. 20). |
Кадеты записывают домашнее задание.
Учащиеся высказывают свои впечатления. |