Разработка урока на тему «Ветер». 6-й класс
Разработка урока на тему "Ветер". 6-й класс
учитель Хрящева Т.А. МОУ Рыбачьевская школа
Цели урока:
- дать понятие “ветер”, установить причины его образования;
- познакомить учащихся с некоторыми видами ветров, приборами позволяющими измерять направление и скорость ветра;
- показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком;
- установить состав приема построения “розы ветров”, определения направления и скорости ветра;
- продолжить отработку навыков сравнительного анализа.
Тип урока: комбинированный урок,УУНЗ.
Оборудование: атласы, карта климатическая,физическая мира,мультимедийная доска,презентация,видеофильм,подборка слайдов о ветре.
Ход урока
I. Организационный момент:Дети занимают свои места,приветствуют гостей.
1.Вопросы классу:
-какую тему мы изучаем?
-как нагревается воздух атмосферы?
-как изменяется температура воздуха с высотой?(понижается на 6 градусов на каждый км. подъема).
-как называется прибор для определения давления воздуха?
2.Решение задачи
-Температура воздуха у подножия горы -+23 градуса,как изменится темппература воздуха,если поднятся на высоту 5 км.?(-7мороза)
3.Что такое атмосферное давление, каким прибором его измеряют?
Как изменяется давление при нагревании воздуха?, при охлаждении?
Как изменяется атмосферное давление при подъеме вверх?(понижается на 1 мм.на каждые 10,5метравысоты)
Задача: На экране фото статуи Христа -Искупителя
-Высота статуи Христа Искупителя в Рио-де-
Женейро(Бразилия)-38метров,расположена статуя на высоте-709 метров над уровнем моря.Определить,каково атмосферное давление у основания статуи,если у подножия горы (Корковадо) давление составляет
-745 мм.рт. ст.(677,5мм.тр.ст.)
II. Новая тема.Подвожу учащихся к теме.
Мы сегодня поговорим о хорошо известном вам с детства явлении. Но давайте прежде разгадаем загадки:
Без рук, без ног
А дерево гнет.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Догадались о чем пойдет речь? Конечно о ветре.
Учитель озвучивает тему, записываем в тетрадь. Идет рассказ учителя о причинах возникновения ветра, сопровождающийся показом презентации.
Что же такое ветер?слайд
Характеристики ветра: скорость (выражается в м/с, км/ч или в баллах по шкале Бофорта);
сила и направление.
Шкала Бофорта.
Интервал возможных скоростей ветра делится на 12 градаций:
- штиль(0)- полное отсутствие ветра;
- умеренный (4) - 4-5 м/с;
- ураган (12)- >20м/с, в тропических широтах до 60 м/с.
Установление причинно-следственной связи- (слайд )
III. Практическая работа.
Цель: Практическое применение полученных теоретических знаний по определению направления и силы ветра.Работа в тетради.
Задание: Определить направление ветра, и в каком направлении он будет сильнее.
Сделать вывод и записать в тетрадь.
758мм А - Б 760мм; 755мм А - Б 758мм;
762мм А - Б 758мм; 749мм А - Б 758мм;
Вывод: чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.Работа с учебником .Читаем самостоятельно,стр 138
Вопрос классу: Как определить направление ветра? Какие предметы, явления могут помочь в этом?
Направление ветра - это направление, откуда он дует. Принято различать 8 основных румбов горизонта. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Измерение скорости ветра производят прибором – анемометром.
Направление ветра определяют с помощью флюгера, шаров – пилотов, а так же по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб, но более точно это можно сделать с помощью флюгера. (слайд)
Постоянные ветры.
Физкультминутка.
(учащиеся встают и выходят из - за столов)
Ветер дует нам в лицо (вращение руками),
Закачалось деревцо (наклоны в разные стороны),
Ветерок все тише, тише (приседания),
Деревцо все выше, выше (потягивание вверх).
Работа с учебником. Стоп- кадр-стр .139 учебник (слайд)
В тексте учебника найти определение “муссона”, установить причины их образования.
Образование муссона. Используя схемы, объяснить механизм образования муссона.
Вопрос классу: Как вы думаете, каково значение ветра в природе. Какую роль играет ветер в жизни человека?
Ученики делают выводы.
В произведениях каких писателей,поэтов есть строки о ветре? читают стихи о ветре ученики(слайды с репродукциями картин)
в тетрадь слово » муссон»-от , арабского маусим-время года ,сезон. Работа с тетрадью.
Муссоны – это ветры, меняющие свое направление два раза в год - летом дуют с океана на сушу - зимой с суши на океан.
Пассаты – ветры, дующие от тропических широт к экватору.
Причина? Разность атмосферного давления.
Местные ветры. (Слайды)
Самум – знойный ветер в пустынях.
Фён – теплый сильный ветер, дующий с высоких гор в долины.
Бора - сильный порывистый ветер, дующий с гор к морю или озеру.
IV. Закрепление.
Викторина
Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.
Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
Прибор для определения атмосферного давления.
Прибор для определения температуры воздуха.
Подведение итогов. Оценивание.Дом.задание-параграф-42 упр. 4 пис.