Урок ИЗО в 1 классе по теме «Узоры, которые создали люди» (Программа «Школа России»)
Цели: знакомство с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы; развитие творческого воображения; знакомство с профессией художника-прикладника.
Задачи урока:
• Развивать умение замечать красивое и необычное в природе и переносить его в собственное творчество.
• Раскрыть понятие «народные промыслы».
• Развивать навыки работы фломастерами и гуашевыми красками, создания орнамента в разных форматах.
Оборудование: гуашь, кисти; цветная бумага; фломастеры; презентация.
Презентация
PPTX / 5.41 Мб
Ход урока
I. Организационный момент.
-Ребята, я желаю вам дружно и весело провести этот урок, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке Мастер Украшения и Мастер Изображения познакомит вас с народными промыслами. Вы узнаете о различных узорах, которые создали люди, сами придумаете и нарисуете узор на листе цветной бумаги.
Тема урока «Узоры, которые создали люди».
СЛАЙД 1.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
-Давайте отправимся на ярмарку. Перед вами картина Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка».
СЛАЙД 2.
-Расскажите, что на ней изображено.
-На Руси в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки были для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть от тяжелой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».
Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Приезжали сюда и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.
На таких ярмарках каждый продавал что хотел: бублики и сахарные кренделя, домашнюю скотину, птица предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Предлагали на ярмарке свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду.
-В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». Давайте познакомимся с некоторыми народными промыслами, которыми до сих пор славится Россия.
https://ok.ru/video/287853449523
-Восстанавливают старинные ремесла и у нас в Тюмени. Несколько лет назад в Тюмени был открыт Центр возрождения народных промыслов. Специалисты центра разработали программу обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучению культуры и истории города и края. На месте данного центра ранее был музей деревянного зодчества города.
В этом центре у посетителей есть возможность самим попробовать изготовить себе лошадку, вырезав ее из заготовки.
СЛАЙДЫ 3-6.
Южная часть Тюменской области относится к районам, наиболее богатым архитектурной резьбой. Именно здесь, в Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко. Расцвет тюменской домовой резьбы состоялся во многом благодаря наличию в городе талантливых резчиков.
СЛАЙД 7.
-Вам тоже предстоит сегодня попробовать себя в роли мастеров-прикладников.
-Сейчас мы с вами рассмотрели большое количество узоров, орнаментов, которыми украшали дома, посуду, одежду.
-Как вы думаете, где люди могли наблюдать и заимствовать элементы своих орнаментов?
– Давайте рассмотрим орнамент в книге.
2. Работа по учебнику.
- На с. 60 и 61 учебника помещены рисунки с великолепными орнаментами. Где их используют люди?
- Что изображено на орнаментах?
- Да, правильно существуют орнаменты растительного и животного происхождения. Мотивы этих орнаментов человек заимствует у природы.
- Есть ли у вас дома предметы с такими или похожими орнаментами? Назовите и опишите их. Что они украшают?
Физминутка
-Каждому ряду сейчас я выдам конвертики, в которых подготовлены различные геометрические фигуры. Вам необходимо составить из этих фигур какой-то орнамент.
(Организация двигательной активности учеников, взаимодействие в группах, развитие умения договариваться)
IV. Педагогический рисунок.
- Расположу лист по горизонтали, в центре нарисую прямоугольник, в котором будет располагаться орнамент.
Разделю фигуру на равные части. В каждую часть впишу задуманные элементы: листочки, цветы, точки, завитушки.
Прорисую мелкие детали – завитки по кайме узора и различные украшения.
Использую гуашь. Мелкие детали можно нарисовать фломастером, когда работа высохнет.
(Показ на доске)
СЛАЙДЫ 8-9.
V. Практическая творческая деятельность учащихся.
-Придумайте свои орнаменты. Нанесите их гуашью на цветную бумагу, чтобы был фон. Фон выбирайте такой, какой вам нравится.
- Подумайте, что бы вам хотелось украсить таким орнаментом.
Во время работы звучит музыка..
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Ребята, я приглашаю вас на ярмарку. На нашей ярмарке можно «купить» любой рисунок, и всего-то за несколько добрых слов в адрес самого произведения.
-Какую работу вам хотелось бы приобрести? Чем она вам понравилась?
2. Обобщение.
- Что нового узнали на уроке? (Виды орнаментов с растительными и животными мотивами.)
– Чему учились на уроке? (Придумывать и рисовать свой орнамент.)
3.Уборка рабочего места.
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-izo-hudozhnikprikladnik-2986463.html
https://schci.ru/russkaya_yarmarka.html
https://ok.ru/video/287853449523
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0aa4/000e00db-ad55454a/hello_html_19a4e5c4.png
https://kartinkin.com/uploads/posts/2020-07/1593794324_12-p-krasnie-uzori-na-belom-fone-15.png
https://masterok.livejournal.com/3020470.html
https://tyumen.er.ru/media/userdata/regional_photos/2016/02/05/f3114d2401136b80312830430e8f96c2.jpeg
http://schooled.ru/textbook/art/2klas_1/2klas_1.files/image202.jpg
Аладышева Татьяна Петровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Аладышева Татьяна Петровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Аладышева Татьяна Петровна
Сорокина Светлана Валерьевна