12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна23733
Педагогический стаж составляет 29 лет; высшая квалификационная категория. Награды: Почетная грамота губернатора Тюменской области "За многолетний добросовестный труд, 2006г.; Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2013г.
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Цели: знакомство с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы; развитие творческого воображения; знакомство с профессией художника-прикладника.

Задачи урока:

• Развивать умение замечать красивое и необычное в природе и переносить его в собственное творчество.

• Раскрыть понятие «народные промыслы».

• Развивать навыки работы фломастерами и гуашевыми красками, создания орнамента в разных форматах.

Оборудование: гуашь, кисти; цветная бумага; фломастеры; презентация.



Презентация
PPTX / 5.41 Мб

Ход урока

I. Организационный момент.

-Ребята, я желаю вам дружно и весело провести этот урок, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

II. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке Мастер Украшения и Мастер Изображения познакомит вас с народными промыслами. Вы узнаете о различных узорах, которые создали люди, сами придумаете и нарисуете узор на листе цветной бумаги.

Тема урока «Узоры, которые создали люди».

СЛАЙД 1.


k1628056637.JPG

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

-Давайте отправимся на ярмарку. Перед вами картина Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка».

СЛАЙД 2.


y1628056666.JPG

-Расскажите, что на ней изображено.

-На Руси в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки были для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть от тяжелой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Приезжали сюда и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

На таких ярмарках каждый продавал что хотел: бублики и сахарные кренделя, домашнюю скотину, птица предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Предлагали на ярмарке свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду.

-В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». Давайте познакомимся с  некоторыми народными промыслами, которыми до сих пор славится Россия.

https://ok.ru/video/287853449523

-Восстанавливают старинные ремесла и у нас в Тюмени. Несколько лет назад в Тюмени был  открыт Центр возрождения народных промыслов. Специалисты центра разработали программу обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучению культуры и истории города и края. На месте данного центра ранее был музей деревянного зодчества города.

В этом центре у посетителей есть возможность самим попробовать изготовить себе лошадку, вырезав ее из заготовки.

СЛАЙДЫ 3-6.


a1628056729.JPG
u1628056716.JPG
x1628056700.JPG
j1628056689.JPG

Южная часть Тюменской области относится к районам, наиболее богатым архитектурной резьбой.  Именно здесь, в Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко. Расцвет тюменской домовой резьбы состоялся во многом благодаря наличию в городе талантливых резчиков.

СЛАЙД 7.


c1628056756.JPG

-Вам тоже предстоит сегодня попробовать себя в роли мастеров-прикладников.

-Сейчас мы с вами рассмотрели большое количество узоров, орнаментов, которыми украшали дома, посуду, одежду.

-Как вы думаете, где люди могли наблюдать и заимствовать элементы своих орнаментов?

– Давайте рассмотрим орнамент в книге.

2. Работа по учебнику.

- На с. 60 и 61 учебника помещены рисунки с великолепными орнаментами. Где их используют люди?

- Что изображено на орнаментах?

- Да, правильно существуют орнаменты растительного и животного происхождения. Мотивы этих орнаментов человек заимствует у природы.

- Есть ли у вас дома предметы с такими или похожими орнаментами? Назовите и опишите их. Что они украшают?

Физминутка

-Каждому ряду сейчас я выдам конвертики, в которых подготовлены различные геометрические фигуры. Вам необходимо составить из этих фигур какой-то орнамент.

(Организация двигательной активности учеников, взаимодействие в группах, развитие умения договариваться)

IV. Педагогический рисунок.

- Расположу лист по горизонтали, в центре нарисую прямоугольник, в котором будет располагаться орнамент.

Разделю фигуру на равные части. В каждую часть впишу задуманные элементы: листочки, цветы, точки, завитушки.

Прорисую мелкие детали – завитки по кайме узора и различные украшения.

Использую гуашь. Мелкие детали можно нарисовать фломастером, когда работа высохнет.

(Показ на доске)

СЛАЙДЫ 8-9.

​​​​​​​

o1628056794.JPG
k1628056781.JPG

V. Практическая творческая деятельность учащихся.

-Придумайте свои орнаменты. Нанесите их гуашью на цветную бумагу, чтобы был фон. Фон выбирайте такой, какой вам нравится.

- Подумайте, что бы вам хотелось украсить таким орнаментом.

Во время работы звучит музыка..

https://stand.hitplayer.ru/?s=%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0

VI. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Ребята, я приглашаю вас на ярмарку.  На нашей ярмарке можно «купить» любой рисунок, и всего-то за несколько добрых слов в адрес самого произведения.

-Какую работу вам хотелось бы приобрести? Чем она вам понравилась?

2. Обобщение.

- Что нового узнали на уроке? (Виды орнаментов с растительными и животными мотивами.)

– Чему учились на уроке? (Придумывать и рисовать свой орнамент.)

3.Уборка рабочего места.

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-izo-hudozhnikprikladnik-2986463.html

https://schci.ru/russkaya_yarmarka.html

https://ok.ru/video/287853449523

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0aa4/000e00db-ad55454a/hello_html_19a4e5c4.png

https://kartinkin.com/uploads/posts/2020-07/1593794324_12-p-krasnie-uzori-na-belom-fone-15.png

https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%A9%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%92_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C_%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E_%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5_%D0%BA/2

https://masterok.livejournal.com/3020470.html

https://tyumen.er.ru/media/userdata/regional_photos/2016/02/05/f3114d2401136b80312830430e8f96c2.jpeg

http://schooled.ru/textbook/art/2klas_1/2klas_1.files/image202.jpg

https://stand.hitplayer.ru/?s=%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Аладышева Татьяна Петровна, 04.08.21 в 10:41 0 Ответить Пожаловаться
Я прочитывала все учебники линии "Школа России". Учебники Неменской для начальной школы мне показались сложными. Впрочем, я не учитель начальных классов.
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.08.21 в 11:03 1 Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна, я начну работать по "Школе России" с этого учебного года, поэтому данную программу только начинаю осваивать. Педагоги, которые уже несколько лет работают по данным учебникам, очень хорошо отзываются об этом учебнике. Они уверяют, что дети, которые обучались по данной программе, рисуют очень хорошо. Предыдущий набор детей обучала по учебникам Л. Г. Савенковой и Е. А Ермолинской. Пока могу сравнить программы первых классов. Как человеку творческому, мне ближе по духу учебник под редакцией Неменского.
Аладышева Татьяна Петровна, 04.08.21 в 12:38 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за ответ, Светлана Валерьевна. Я учебников других линий начальной школы совсем не знаю, сравнивать не могу. Доверяю мнению учителей. Учебники по ИЗО и музыке я с удовольствием читаю. У меня внучка во второй класс перешла, а у нас начальная школа давно работает по линии "Школа России".
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.08.21 в 12:55 1 Ответить Пожаловаться
У нас тоже многие педагоги работали по "Школе России". В нашей параллели 2 педагога обучали детей по "Школе России", а 4 педагога, в том числе и я, работали по программе "Начальная школа 21 века". С этого года вся параллель переходит на "Школу России".
Аладышева Татьяна Петровна, 04.08.21 в 14:36 1 Ответить Пожаловаться
В ответ Сорокина Светлана Валерьевна
Я по своим предметам люблю новые учебники. Скорее всего из-за того, что учебники, по которым работаешь много лет, преедаются. Успехов Вам, Светлана Валерьевна, в освоении новой линии!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.