Урок в изобразительного искусства в 1 классе «Орнамент. Узоры, которые придумали люди»
План-конспект урока изобразительного искусства на тему: «Украшения, которые придумали люди. Орнамент»
Автор: Садварий Жанна Владиславовна учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска
Класс: 1 класс
Цель: формировать представления школьников об орнаменте как элементе украшения.
Задачи:
Предметные результаты:
- Формировать представления об орнаменте и его отличии от обычного узора;
- Формировать представление школьников о модуле как части орнамента, видах орнамента;
- Способствовать овладению приемами построения разных видов орнамента в полосе в полосе.
Личностные результаты:
- формировать мотивацию к обучению;
- Формировать готовность к саморазвитию и самообразованию
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к
Метапредметные результаты:
- формировать умения ставить учебную задачу
- Формировать умения сравнивать анализировать ошибки в изображениях.
- формировать умение излагать своё мнение;
Методы:
- методы наглядности (демонстрация, иллюстрация)
- методы работы с печатными и устными текстами;
- практические методы
Технологии, применяемые на уроке: работа в парах и группах, технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные и здоровье сберегающие технологии.
Необходимое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для закрепления нового материала, наглядные дидактические пособия, раздаточный материал с модулями и полосами для орнамента альбомы с разметкой для орнамента.
Содержание урока
1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте поприветствуем друг друга искренними улыбками, и мысленно пожелаем друг другу успешной работы.
Вы помните, что на наших уроках вы часто можете встретить необычных сказочных персонажей. Кто эти персонажи?
Школьники. Это волшебные принцессы-три основные краски.
Учитель. А кто помогает нашим краскам изучать важные правила и законы изобразительного искусства. Кто, эти три важных героя?
Школьники. Три мастера.
Учитель. А чем занимаются эти мастера? Назовите области, в которых они работают.
Школьники. Мастер Изображения помогает изображать всё вокруг, Мастер Украшения придумывает узоры, а Мастер Постройки умеет мастерить поделки.
2. Актуализация знаний
Учитель. Совсем недавно нашим Мастерам пришло приглашение принять участие в выставке. Они попросили принцесс помочь им разложить произведения искусства по чемоданам. Но краски сомневаются, в том, как это сделать правильно. Давайте им поможем. У меня на столе произведения, созданные Мастерами. Представитель каждой команды выходит, берёт одно изображение и относит к чемодану определенного Мастера. Напоминаю, что каждый представитель команды обязательно должен прокомментировать свои действия.
Школьники. Выполняют задания, комментируя его выполнение. Учитель выставляет баллы каждой команде за правильные ответы.
Учитель. Задание выполнено верно, но давайте перевернём таблички под чемоданами.
(один из школьников выходит и переворачивает)
Что за слово у вас получилось?
Школьники. (читают: слово «Узор»)
Учитель. Ребята, а что такое узор?
Школьники. Узоры придуманы для того, чтобы украшать разные предметы.
Учитель. Верно. Давайте теперь посмотрим вокруг и покажем узоры, которые нас окружают. Посмотрите на стены, шторы, рассмотрим предметы на парте и одежду ваших товарищей. Давайте поиграем по командам, кто больше всего таких узоров найдёт.
Школьники. Играют, называя узоры на предметах. Учитель оценивает работу команд.
3. Постановка проблемы и усвоение новых знаний урока
Учитель
Ребята, а как вы думаете, уметь находить и узнавать узоры достаточно, чтобы быть Мастером Украшения?
Школьники. Наверное, нет.
Учитель. Верно. Для того, чтобы украшать предметы, нужно многое знать. Сегодня мы познакомимся важным понятием, без которого ни одному Мастеру Украшения не обойтись, но прежде послушайте историю о наших волшебных принцессах-основных красках.
-Ну вот-сказала Красная краска – Мастера на выставку уехали, а мы опять будем сидеть в нашем Королевстве. Может нам тоже куда-нибудь поехать?
- Я бы тоже с удовольствием бы отправилась в путешествие-отозвалась Жёлтая краска- Но куда? В сказочных Королевствах по близости уже были.
— Вот! – сказала Синяя краска, заглядывая в экран ноутбука-Узорчатое Королевство, мы в нём ещё не были, обещают небывалые красоты.
И через десять минут краски уже мчались в своём автомобиле по направлению к Узорчатому Королевству. То, что они увидели, превзошло все ожидания.
— Вот это да! - восклицали краски, оглядываясь вокруг.
Крыши во всех домах расписные, резные крылечки и всё на загляденье прекрасно.
А когда добрались краски до главного дворца Узорчатого Королевства, то стояли, разинув рот от удивления, долго. А тут и царь идёт им навстречу.
-Здравствуйте, Ваше Величество-говорят краски-мы восхищены той красотой, что в Вашем королевстве создана. У нас тоже Мастера день и ночь трудятся, да только такой красоты даже у нас нет. Может Вы нам свой секрет откроете?
-Всё просто-говорит царь- я и мои жители слово знаем секретное, его и используем.
-Скажите нам его- взмолились краски- мы тоже хотим, чтобы и у нас всё красиво было.
-Слово это секретное: орнамент- говорит царь.
Поблагодарили краски царя, слово это себе записали и быстро в своё королевство вернулись. Вышли на следующее утро краски на площадь и давай кричать: «Орнамент! Орнамент!» Да только никаких узоров не появляется. Только жителей красочной страны своим криком напугали.
-Эх, обманул нас царь-горестно, вздохнув, сказала Красная краска. А тут, как раз, царь по телефону звонит, как успехи, интересуется.
-Не работает Ваше волшебное слово, сколько мы его не произносили, ничего не появляется.
А царь им и говорит: «Слово не произносить надо, а изображать. Ладно, пошлю вам свою главную фею-художницу, она вам всё объяснит».
-Смотрите, уважаемые принцессы, что я изобразила - сказала фея, указывая на рисунок.
-Узор красивый: ягодки, цветочки-отозвались краски
-А теперь давайте этот узор много раз повторим, как заклинание-говорит фея.
-Ох, как красиво-вздохнули краски.
-Такое повторение или чередование узоров называют орнамент. Тот узор, что повторяется в орнаменте, называют модуль- ответила фея-повторяться, чередоваться, то есть быть модулем, могут геометрические фигуры, тогда такой орнамент мы называем геометрическим.
Если повторяются и чередуются цветы листья и прочие растения, то такой орнамент называют растительным, а если повторяются животные, то такой орнамент называют анималистическим. Запомнили? А теперь давайте проверим, но прежде немного разомнёмся.
Физминутка
4. Актуализация полученных знаний
Фея из Узорчатого королевства прислала нам орнаменты давайте назовём модули, но помните, что Фея может нам выслать и просто узор, будьте внимательны и не ошибайтесь.
(Школьники играют по командам и называют модули и определяют вид орнамента)
Волшебные принцессы решили украсить орнаментами свои дворцы помогите им, найдите правильные модули, но прежде дадим задание парам из наших команд. Каждой паре предлагаем набор модулей, необходимо составить из них орнаменты.
(Пары работают)
(В это время учитель играет с классом по командам, определяя какой из модулей должен быть выбран, для верного составления орнамента, затем проходит взаимопроверка работ, что сделано в парах. Учитель добавляет баллы, за правильно выполненные работы)
5.Педагогический рисунок. Практическая работа.
Пришло время и нам стать художниками, и сегодня мы научимся создавать свои орнаменты. Давайте подготовим альбомы к работе, вы помните, что на прошлом уроке мы уже подготовили листочки в клетку и полосы из квадратов.
Первую полосу мы заполним вместе, а во второй вам предстоит придумать самостоятельно. Итак, давайте попробуем нарисовать растительный орнамент с модулями в виде ромашки и колокольчика. Нарисовать такой орнамент нам помогут клеточки тетрадного листа.
Чтобы нарисовать ромашку, нужно сначала разделить клетку по диагонали, из угла в угол.
Теперь разделим квадрат вертикальной и горизонтальной линией, получится фигура похожая на снежинку. Наметим в ней серединку цветка.
А теперь соединим промежутки между линиями дугами, у нас получится ромашка, в уголках клетки расположим листья. Теперь займёмся следующим модулем: колокольчиком.
Найдем середину нижней стороны квадрата и поднимемся на три клетки вверх, из этой точки проведём линии в верхние углы квадрата. Затем найдём середину верхней стороны и проведём линии, как показано на образце.
Соединим линии и у нас получится цветок колокольчика. От стебелька проведем линии вверх, и на их основании нарисуем листья. Итак, у нас готово два модуля. Что нужно сделать, чтобы у нас получился орнамент?
Школьники. Повторить модули.
Учитель. А теперь вам предстоит в нижней полосе придумать свой орнамент.
Возможно вы придумаете геометрический орнамент. Посмотрите какими разными могут быть модули. Может быть кто-то из вас выберет растительный орнамент. В этом виде орнамента тоже можно придумать много разнообразных мотивов.А может кто-то отважится нарисовать зооморфный орнамент. Модулями в нём будут животные, птицы, насекомые.
6.Практическая работа. Анализ работ обучающихся
(В процессе практической работы учитель наблюдает выполнение работы школьниками, оказывает помощь и поддержку, указывает на ошибки и помогает их исправить. Завешается практическая часть игрой художники и искусствоведы, в рамках которой каждая команда по очереди становится, то художниками, то искусствоведами. Дети проводят взаимную проверку и обсуждение работ.)
7. Рефлексия
Учитель. У Вас на столах лежат маленькие бумажные яблочки. Сейчас каждой команде я передам картинку с изображением мальчиков. Положите яблочко в ту корзинку, которая больше соответствует вашему впечатлению от урока.
Максакова Наталья Михайловна
Садварий Жанна Владиславовна
Светлана
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Янова Татьяна Викторовна
Садварий Жанна Владиславовна
Россиева Антонина Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Дементьева Ирина Михайловна
Садварий Жанна Владиславовна
Львова Светлана Алексеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна