Урок ИЗО на тему «Создание сюжетной композиции на тему «Медведь на рыбалке» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 15 November 2018 в группе

Технологическая карта урока изобразительного искусства

по теме «Медведь на рыбалке» Т.И.Дудорова, учитель начальных классов КОГОБУ СШ  пгт Лебяжье Кировской области.

.

Класс,предмет

4 , ИЗО

Тема

Сюжетная композиция на тему «Медведь на рыбалке»

Дидактическая цель:

Воспитательная цель:

Развивающая и образовательная цели:

Создать условия для осмысления блока новой информации учащихся по проектированию сюжетной композиции «Медведь на рыбалке».

Воспитывать любовь к животным, способствовать появлению интереса к другим видам искусства

( резьба по дереву, мультипликация,..)

Способствовать развитию творческой и познавательной активности через применение технологии проектной деятельности и формированию практических навыков работы в конкретном материале (цветные акварельные карандаши, кисти).

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка изобразительного искусства.

Выполнять эскизы сюжетной композиции

Уметь применять графические материалы и выразительные средства в творческой работе

Личностные (ЛР)

- бережно относиться к природе, животным;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- уметь оценивать результат своей работы

Образовательные ресурсы.( средства обучения)

Видеофильмы,акварельные цветные карандаши, кисти, бумага.

Ожидаемый результат

Обучающиеся научатся: находить центр композиции, познакомятся с понятиями: композиционный центр, персонаж, художник-мультипликатор,

Обучающие получат возможность научиться: создавать кадры мультфильма, озвучивать текст

Методы обучения

создание проблемной ситуации, объяснительно-иллюстративный метод, исследование (анализ фактов, обобщение), решение творческой задачи.

Формы организации познавательной деятельности

коллективная , парная и индивидуальная работы

 

Этап урока /

учебная ситуация

Взаимодействие в образовательном процессе

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Познава-тельные

Личност-ные

Коммуника-тивные

Регулятивные

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Организует ситуацию самооценки готовности обучающихся к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

-Здравствуйте, юные художники!

Мне сказали , что ребята вашего класса одни из самых замечательных. Мои воспитанники тоже являются четвероклассниками, и они тоже замечательные ребята. Давайте проверим, много ли у вас общего?

Ребята моего класса записали для вас небольшое приветствие. Если высказывание ребят характерно и для вашего класса вы должны повторить движения и хором сказать « И мы тоже!», а если высказывание не характерно для вашего класса , то вы говорите «А мы – нет!»

Содержание приветствия:

-Из Лебяжья шлём привет!

- Мы уже 4 класс!

-В школе нет задорней нас!

-Мы артисты хоть куда,

И танцуем иногда!

-На уроках не скучаем!

- Мы сидим за чашкой чая…

- Мы сидим за чашкой чая в столовой

-На уроках не шумим—

-Иногда бывает, спим..

-Мы пошутили..

-

Нет, не будем больше спать,

Лучше будем рисовать!

- И мы тоже

Вот видите, сколько у нас общего. А ещё я уверена, что каждый из вас любит рисовать. Проверьте всё ли готово у вас к уроку. Сегодня на уроке нам понадобятся цветные карандаши, линейка, простой карандаш, кисточки, вода.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

- овладение умением вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы;

- умение организо-вать место занятий.

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответст-вии с поставленной задачей,

2. Актуализация знаний, мотивация.

Формулирует совместно с обучающимися тему урока (через анализ сюжета картинок и вводного текста)

Я вижу, у вас всё готово к уроку. Давайте узнаем , что сегодня мы будем рисовать.

Посмотрите на слайд, скажите, что объединяет эти предметы? А кто же отправится на рыбалку?

( общая тема) Попробуйте узнать нашего героя в строках рассказа.

Этот зверь самый большой и самый сильный житель «лесной семьи». Он имеет большое тело, густую шерсть, передвигается на четырех лапах, но когда ему необходимо осмотреть свою территорию он способен встать на задние лапы. К сожалению, это животное не из отряда весельчаков: всегда угрюмый, строптивый и порой ленивый.

Часто его называют «хозяин леса». Он должен постоянно есть, что бы набирать вес, ведь зимой впадает в спячку и его сон длиться до прихода тепла. А весь жир, что был набран, поможет нашему соне дождаться весны, ни разу не проснувшись.
(слайды)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока, определяя содержание сюжета картинок и описательного текста.

умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

-умение вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы;

 

3. Постановка учебной задачи.

Организует эвристическую беседу , направленную на выявление недостаточных знаний, подводит детей к формулировке целей и задач.

Вы правы, тема сегодняшнего урока «Сюжетная композиция на тему «Медведь на рыбалке».

Медведь всегда был одним из самых любимых персонажей сказок, его образ взяли за основу богородские мастера- игрушечники. А уж сколько сейчас снято мультфильмов !( фрагмент мультфильма)

Как вы считаете, а мы с вами можем создать мультфильм?

Давайте попробуем создать свой нарисованный мультфильм, сюжет которого сформулирован в теме урока. Предположите, что для этого мы должны сделать? Обсудите ваши предположения в паре.

Исходя из ваших предположений ,сформулируем цели и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя ,

проговаривают тему, отделяют знание от незнания. В итоге формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение различать основные виды и жанры пластических искусств

- понимание роли культуры и искусства в жизни человека;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

4. Решение учебной задачи.

Знакомит с основными

этапами работы над созданием кадра ( рисунка) как части коллективного проектного продукта- мультфильма.

(Презентация. Рассматривание иллюстраций.)

Я с вами согласна. Не так-то просто создать мультфильм.

Найдите на ваших столах небольшие листки, прочитайте информацию о том, кто работает над созданием мультфильма. Какие новые слова, обозначающие профессии, вы встретили?

Кто такой автор? Постановщик?

Художник-аниматор?

Вы уже догадались, что художнику необходимо выполнить очень большое количество рисунков для того, чтобы передать определённое содержание сценария в каждом кадре, не нарушая общей идеи мультфильма. Учитель показывает макет кадров мультфильма .

.Сегодня мы с вами тоже станем такими художниками-аниматорами. -Каждый из вас сегодня выполнит свой кадр, в тоже время он будет участником совместного проекта по созданию мультфильма. Содержание кадра прописано у вас на обратной стороне листа.

-Сначала мы с вами должны выполнить эскиз ( набросок карандашом)

-Вначале работы над эскизом определяем композиционный центр, для этого мысленно проводим диагонали. Как вы думаете, что или кто должно быть изображено в центре нашей сюжетной композиции?

Независимо от содержания кадра, прописанного на вашем листе, это будет ,конечно, медведь.

Он является главным персонажем нашего мультфильма, ему мы уделяем особое внимание.

-Место пересечения и будет композиционным центром нашего рисунка. Так как наш рисунок рисуется по определенному сюжету, нам необходимо в некоторых кадрах медведя смещать, заполняя пространство вокруг медведя , дополняя деревьями, кустами, рекой. Это мы делаем с той целью, чтобы уравновесить сюжет.

-Попробуем описать медведя. (словесное описание)

-Как мы передадим настроение,

характер героя?

-Нарисуйте медведя, используя шаблон, поместив его в комп. центр, смещая при необходимости.

-А сейчас мы должны нарисовать окружающее медведя пространство, согласно тексту сюжета.

-При изображении пространства учитывайте соотношение предметов, то что находится дальше , изображается меньшим размером.

Физкультминутка.( видео)

-Приступим к работе в цвете.

Чтобы рисунок получился ярким, красивым, нужно соблюдать определённые правила.

Давайте мы их перечислим:

Слайд

При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного изображения.

При закрашивании штрихи следует наносить в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

Закрашивать рисунок желательно без просветов.

При закрашивании нужно равномерно нажимать на карандаш. Если нужно по ярче – сильный нажим, посветлее – слабый нажим.

- работать начинаем с верхней части листа.

Ещё несколько советов:

При раскрашивании неба - возьмите светло синий карандаш, а реки - тёмно-синий.

В сюжете мультфильма происходит смена погоды - сначала день был солнечный, а затем – пасмурный. Обратите на это внимание при передаче цвета неба.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения о создании мультфильма. Рассуждают о значении выбора места медведя в рисунке, о композиционном центре, о способе выражения настроения главного героя, его движений.

овладеть умением творческого видения с позиций художника

- умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- умение доказывать, предлагать свои варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

5. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой в классе.

Сопровождает учеников при выполнении эскиза и рисунка в цвете.

- Проверьте свои работы:

-Соответствует ли рисунок содержанию фрагмента рассказа?

-Передано ли настроение персонажа?

-Правильно ли выбрано цветовое решение?

Применяют графические материалы и выразительные средства при составлении композиции (лаконичность, обобщённость, выразительность ) в творческом рисунке, соответствующему замыслу коллективного проекта

Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

6.Презентация и самооценка проектного продукта

Организует деятельность школьников по созданию рисованного мультфильма, соединяя индивидуальные результаты работы в единый творческий продукт.

Создаёт ситуацию успеха через самооценку полученных результатов.

- Сейчас мы должны соединить ваши кадры в общий фильм, для этого выходим к доске, прикрепляем кадр на доску магнитиками, озвучиваем содержание мультфильма на листе. Составление мультфильма на доске.

(содержание мультфильма смотрите в приложении)

Конструируют мультфильм из кадров -рисунков. Оценивают результаты собственной деятельности.( Просмотр и обсуждение выполненной работы.)

Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать

- умение сотрудни-чать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-умение вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы;

 

7. . Рефлексия деятельности. Итог.

Помогает учащимся оценить свою работу и подвести итоги урока.

-Какой замечательный мультфильм у нас получился ! Медведь в нашем мультфильме наловил много рыбы и ,в действительности, медведи – опытные рыболовы ( видеоролик )

Легко ли вам было создавать мультфильм?

Где мы можем представить наш творческий продукт?

Я благодарю всех за работу на уроке, приятно, что каждый из вас старался, поэтому рисунки у вас получились очень красивыё! За работу на уроке каждый получает отметку «5».

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Умение оценивать свою работу с позиции художника.

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

- умение вступать в диалог при оценивании результата своей работы и работы класса

- умение оценивать результат своей работы

8. Домашнее задание.

Предлагает творческое домашнее задание по выбору учащихся.

Попробуйте придумать продолжение рассказа о медведе и нарисуйте с друзьями свой мультфильм. Договоритесь , кто из вас будет режиссером ,а кто художником. Удачи вам, у вас всё получится!

Записывают д/з в дневник.

       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.