Урок изобразительного искусства «Праздник весны. Праздник птиц» (1 класс)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углублённым изучением химии и биологии»
города Великий Новгород Новгородской области
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе
«Праздник весны. Праздник птиц»
Работу выполнила:
Забелина Елена Винаториевна,
учитель изобразительного искусства
высшей категории
Тезис к публикации
Урок изобразительного искусства для 1 класса по теме: «Праздник весны. Праздник птиц» построен по технологии деятельностного метода обучения (ТДМ) «Школа 2000...», разработанная Л.Г. Петерсон. Большое внимание на уроке уделяется формированию регулятивных УУД, которые обеспечивают способность обучающегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность. На данном уроке учащиеся научатся конструировать из бумаги птицу по образцу и составленному плану.
Праздник весны. Праздник птиц.
Цель (результаты)
обучающийся умеет:
- конструировать из бумаги птицу по образцу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Содержание: конструирование птицы по образцу и составленному плану.
Технология: Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000» (базовый уровень) Л.Г. Петерсон.
Оборудование:
для учителя: ноутбук, проектор, презентация, аудиозапись «Голоса птиц»
для ученика: цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, сигналы о правильности выполнения задания: «+», «-»;
«Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь» 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А. /под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018 .
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце тёплое,
Весёлое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные. (Слайд 1.)
- Ребята, о каком времени года идёт речь в стихотворении? (О весне.)
- О каких изменениях в природе весной вы услышали? (Тает снег, почки на деревьях, ярче светит солнце, прилетают птицы.)
А в народе говорили так:
Когда солнышко пригреет,
Тогда и вода разольется,
Тогда и лес зазеленеет,
Тогда и птицы прилетают! (Слайд 2.)
- Кто же к нам прилетает из теплых стран? Учащиеся называют птиц, рассматривают их (Слайд 3.), слушают аудиозапись голосов птиц.
2. Актуализация знаний
- Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак и приносят на крыльях весну красную. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек – “жаворонков”. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними весну. (Слайд 4.)
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
- А как мы с вами можем приблизить весну? (Можем сделать птицу.)
- А из чего мы будем делать птицу? (Из бумаги.)
- А вы, уже мастерили что-нибудь из бумаги? (Да.)
- Какие приёмы работы с бумагой вам известны? (Мы можем бумагу складывать, сгибать, вырезать, склеивать.)
3. Проблемное объяснение нового знания
- Откройте учебник на стр. 94-95 и посмотрите на образец птицы.
Учитель показывает образец птицы. (Слайд 5.)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока, чему мы будем учиться?
(Мы будем учиться мастерить птицу из бумаги по образцу.)
- Верно, мы будем учиться конструировать птицу из бумаги по образцу.
- Сформулируйте тему урока. ( Конструирование птицы.)
- Вы уже можете приступить к заданию? (Нет.)
- Почему? (Мы не знаем, как её делать.)
- Что же нам необходимо сделать, чтобы начать работу? (Составить план действий.)
- Верно, вам необходимо продумать план вашей работы.
- Посмотрите еще раз внимательно на образец и скажите, какие материалы необходимы для изготовления птицы? (Цветная бумага, клей, ножницы.)
- Из каких частей состоит птица? (Она состоит из головы, туловища, хвоста, крыльев, клюва и глаз.)
- А сколько деталей каждой части птицы вы должны вырезать? (Две.)
(Слайд 6)
- Как вы думаете, с какой части птицы, мы должны начать работу? (С туловища и головы.)
- Для того, чтобы изготовить туловище и голову птицы, вам надо составить план работы.
- И такой план у меня есть, но весенний ветерок - озорник поменял этапы работы в нём местами.
- Ваша задача: поставить данные действия в правильной последовательности. Работать вы будете в парах.
Каждой паре выдаётся план (Слайд 7), в клеточках которого надо поставить цифры в правильном порядке:
Начиная от сгиба, начерти карандашом контуры детали как показано на образце.
Сверни его пополам.
Возьми для изготовления детали лист такого цвета бумаги, который тебе нравится.
Вырежи по контуру и пока отложи готовую деталь в сторону.
Выслушивается несколько пар учащихся.
- Хорошо, давайте теперь сверим ваш план работы с правильным планом.
Учитель на слайде показывает правильный вариант плана по изготовлению туловища и головы. (Слайд 8)
План изготовления туловища и головы птицы
1. Возьми для изготовления детали лист такого цвета бумаги, который тебе нравится.
2. Сверни его пополам.
3. Начиная от сгиба, начерти карандашом контуры детали, как показано на образце.
4. Вырежи по контуру и пока отложи готовую деталь в сторону.
- Оцените свою работу.
Учащиеся сравнивают свой план с образцом
- Удалось ли вам составить правильный план?
Учащиеся показывают сигналами о правильности выполнения (+ или –)
- Что мы сейчас с вами сделали? (Составили план наших действий.)
- Теперь вы можете сделать туловище и голову птицы? (Да.)
- Повторите правила работы с ножницами и клеем. (Слайд 9)
- Изготовьте туловище и голову птицы по образцу и в соответствии с планом.
Учащиеся выполняют действия по изготовлению данных деталей в соответствии с планом и сверяясь по образцу.
- Покажите, что у вас получилось?
- Посмотрите внимательно на образец и оцените свою работу по изготовлению туловища и головы.
Учащиеся сигналами показывают результаты своей работы
- На каком этапе плана вы встретили затруднение?
Учащиеся комментируют.
Физкультминутка
Перелетные птицы.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают («Клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (Изображают)
Птички летают, поют (Машут руками)
Зёрнышки клюют (Наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели («Улетают», садятся)
- У вас уже получилась красивая птица? (Нет) Почему? (Не хватает крыльев.)
- Что мы должны сделать? (Посмотреть на образец и составить план работы).
- Посмотрите внимательно на образец и на предыдущий план. Подумайте в парах и скажите, можете, вы использовать этот план для изготовления крыльев?
Учащиеся рассматривают образец и сверяются с пунктами плана. Замечают, что данный план не совсем подходит к изготовлению крыльев.
- Тогда что мы можем сделать с планом? (Изменить некоторые пункты.)
- Верно. Какие пункты плана, вы оставите без изменения? (1, 2)
- А какие бы изменили? (3, 4)
- Что бы вы там изменили? (В 3 - нужно нарисовать овал; а в 4 пункте – вырезать по контуру и сделать надрезы).
На доске появляется новый план работы (Слайд 10):
План изготовления крыльев птицы
Возьми для изготовления детали лист такого цвета бумаги, который тебе нравится.
2. Сверни его пополам.
3. Начерти карандашом овал.
4. Вырежи по контуру деталь и сделай надрезы
- Посмотрите внимательно на новый план по изготовлению крыльев птицы.
- У вас такой же план получился? Оцените свою работу.
Учащиеся сигналами показывают оценку результатов своей работы
4. Первичное закрепление во внешней речи
- Какую цель вы поставите перед собой теперь? (Изготовить крылья птицы в соответствии с образцом по составленному новому плану.)
- Выполните данную работу по плану, проговаривая соседу свои действия.
Учащиеся выполняют действия по изготовлению крыльев птицы. Выполнение задания контролируют по образцу и плану. Во время проверки проговаривают действие вслух, при необходимости находят место ошибки, анализируют её и исправляют.
- Покажите, что у вас получилось.
- Посмотрите еще раз на образец и оцените свою работу.
Учащиеся сигналами показывают оценку результатов своей работы
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
- Молодцы, ребята, у вас здорово получилось.
- Вы поработали вместе, в парах, а теперь я предлагаю вам самостоятельно смастерить хвост птицы.
- У нас на доске два плана работы: один мы составили для изготовления туловища и головы, а другой – крыльев. ( Слайд 11)
- Подумай, какой из планов ты можешь использовать в своей работе и изготовь хвост птицы.
Учащиеся рассматривают образец хвоста птицы, выбирают самостоятельно план работы и выполняют её.
- Покажите, что вы изготовили? Получилось ли у вас как в образце?
- Кто хочет выйти к доске и рассказать, как изготавливал хвост птицы?
- А остальные ребята внимательно слушают и думают, по какому плану работал ваш одноклассник, чтобы получить результат.
Один из учащихся объясняет у доски свои действия, а остальные учащиеся высказывают свои мнения.
- По какому же плану необходимо было действовать, чтобы изготовить хвост птицы? (По второму.)
- Все ли работали по этому плану? (….)
- Покажите мне сигналами, кто действовал по первому плану? А кто по второму?
- Оцените свою работу.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторений
- Посмотрите на образец птицы и то, что у вас получилось.
Учащиеся раскладывают детали птицы.
- Мы достигли цели урока? (Нет, нам необходимо еще вырезать глаза и клюв, а также склеить все детали по образцу и украсить птицу.)
- Каким планом вы воспользуетесь для завершения работы? (Вторым.)
Учащиеся выполняют работу по сборке и украшению птицы (Слайд 12.)
- Посмотрите еще раз на образец и сравните результат своей работы с образцом.
- Получилось ли у вас как в образце? Оцените свою работу сигналами.
7. Рефлексия учебной деятельности
- Давайте подведем итоги нашего урока.
- Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Чему мы хотели научиться?
(Конструировать птицу из бумаги по образцу).
- Удалось достигнуть результата? (Да.)
- А что помогло нам правильно смастерить птицу? Чем мы пользовались? (Планом.)
- Где вы можете использовать умения, которые приобрели сегодня на уроке? (На уроке технологии)
- Дополните фразы (Слайд 13):
Теперь я знаю, как …
Мне понравилось …
Самым сложным для меня было …
Дома я расскажу …
- Работы у вас получились замечательные, хотя и разные, но я вижу, что все очень старались. А для чего мы делали сегодня птиц? (Чтобы позвать весну.)
Давайте поднимем своих птичек, прочитаем закличку, и птицы принесут нам тёплую весну, счастье и радость.
Закличка (Слайд 14).
Жаворонки, перепёлушки, птички-ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную, принесите нам!
Список использованной литературы
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. Москва: Просвещение»
«Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь» 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Неменская Л.А. /под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018 .
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Веснянки (стихи, заклички, песенки, приговорки весне) https://ladushki.ru/poteshki/vesnyanki/
Аудиозапись «Голоса птиц»
https://audio-vk4.ru/?mp3=%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0+%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86+-+