Урок изобразительного искусства «Сказочная птица»
Открытый урок изобразительного искусства:
«СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА»
Цель урока: создание декоративного рисунка «Сказочная птица».
Задачи:
Образовательные: познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве и в русском фольклоре; формировать навыки декоративного рисования акварелью.
Коррекционно-развивающие: развивать творческий потенциал учеников, при помощи снятия психоэмоционального напряжения (расслабляться и настраиваться на работу); развивать зрительную память, творческое мышление, развивать моторику рук, развивать пространственное воображение; обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные; воспитывать интерес к художественным произведениям; воспитывать стремление к красоте; воспитывать аккуратность и кропотливость.
Здоровье формирующие: создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников; организовать двигательную активность (гимнастика для рук, физ. минутка).
Методы:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (с целью психологической настройки, побуждения к учению)
словесные методы (беседа по картине, произведению, словесное иллюстрирование), практические (выполнение рисунка),
метод самостоятельной работы и под руководством учителя (составляли план работы, с помощью учителя определяли границы изображения и самостоятельно действовали)
проблемно-поисковые (от общего к частному – называли части тела сказочной птицы)
игровые методы (релаксация, физ. минутка, пальчиковая гимнастика),
наглядные методы (демонстрация образца, рассматривание картин известных художников),
ИКТ,
рефлексия
Оборудование: акварель, кисточки, стаканчики с водой, лист с эскизом, ИКТ.
Предварительная работа: чтение сказок и просмотр мультфильмов: П.П. Ершова «Конек-горбунок», Иван-царевич и серый волк», «Василиса прекрасная и жар птица».
План урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока. Мотивация учащихся.
Сообщение нового материала.
Постановка цели урока.
Технологическая карта.
Техника безопасности на уроках ИЗО.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа учащихся.
Физ. Минутка.
Завершение работы.
Выставка детских работ. Рефлексия.
Подведение итого урока.
Завершение урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Дорогие, ребята, давайте встанем, поприветствуем друг друга и наших гостей!
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
Скажите, ребята, какой сейчас урок? (Урок изобразительного искусства).
Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? (да)
Сообщение темы урока. Мотивация учащихся.
Сядьте все красиво и внимательно слушайте.
Релаксация - образ «Сказочная птица»
(Музыкальное сопровождение: воспроизведение спокойной мелодичной музыки с пением птиц).
Педагог неторопливо читает: «Закройте глазки. Спокойно дышите. Представьте, что мы находимся в зимнем саду. Здесь нам тепло, хорошо и очень уютно. Вокруг нас много деревьев, засыпанных снегом. Посмотрите наверх. Вы видите в небе птичку. У нее красивый цвет. Она подлетает ближе и садится рядом на куст. Вы смотрите на птичку. Она очень хорошая и красивая. Крылышки и хвост переливаются у нее разными цветами. Представьте эти цвета. У птички добрые, внимательные глазки. Она не боится хороших ребят. Вы протягиваете ей ладошку, и птичка садится на нее. Это очень мягкая, легкая птичка. Она тепленькая. Птичка чувствует, что вы хорошие ребята. Давайте сделаем гнездышко из ладошек. А теперь насыплем ей зернышек. Птичка их осторожно клюет, вам немножко щекотно, но приятно. Осторожно пригладьте перышки ей пальчиком. Птичка ходит у вас по пальчикам – теперь они у вас готовы нарисовать что-то очень красивое. Теперь прощаемся с птичкой. Выпускаем ее. Открываем глазки»!
Ребята открывают глаза и видят, на экране сказочную птицу.
Сказочная птица. (Лидия Короткова)
Это не зарницы,
это крыльев свет,
золотая птица,
краше в мире нет.
Высотой полета
с нею не сравниться,
разве скажет кто-то:
«Есть звончей на свете»,
Золотая птица,
золотые крылья,
переливы трели,
вольная, как ветер.
Кто догадался, какая тема нашего урока? («Сказочная птица»)
Сообщение нового материала.
Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы.
Птица - одновременно символ счастья, полёта, мечты; печали, грусти и размышления; прожорливости и коварности. Поэтому в мифах, легендах и сказках существуют разные птицы.
Давайте вспомним сказки, мультфильмы, где есть образ птицы. (А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане…”, «Сказка о золотом петушке». Русские народные сказки “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, «Сказка об Иване - царевиче, жар – птице и сером волке », «Жар – птица и Василиса - царевна», П.Ершов «Конёк - горбунок»).
Знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре, творчестве других народов мира.
Как вы заметили, во многих сказках присутствует именно образ Жар-птицы. Давайте узнаем о ней поподробнее.
Жар-птица — это мифологическое, волшебное и чудесное существо. Перья Жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-Птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, а глаза светятся как кристалл. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие. А когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Поэтому ее часто называют птицей - счастья.
А сейчас давайте посмотрим, как известные художники изображали чудо- птиц в своих картинах.
Знакомство с репродукциями русских художников, народными промыслами, изображающими сказочных птиц.
Горохова Е. К. «Перо Жар - птицы»
Холмов В. П. «Жар - птица»
Билибин И. Я. «Иван – царевич и перо жар - птицы»
В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи. А также интересные образы птицы воплощаются и в народной игрушке.
Как вы думаете, существуют ли в природе настоящие удивительные птицы? (Да, их называют райские птицы)
Удивительные птицы в природе
В семейство райских птиц входит около 40 видов птиц. Они населяют Новую Гвинею и Австралию. Это лесные птицы. Некоторые виды питаются фруктами, но большинство видов питается насекомыми, маленькими древесными лягушками, ящерицами, которых птицы собирают на ветвях деревьев. Эти птицы держатся обычно в одиночку или парами.
Постановка цели урока.
Когда-то очень давно на Руси было такое поверье, что сказочная птица приносит своему обладателю добро, удачу и счастье. Каждый человек старался вырезать из дерева или расписать как можно красивее эту птицу и украсить свой дом.
Давайте и мы с вами обретем свою птицу счастья, которая принесет нам только удачу и хорошее настроение.
Наша задача заключается в следующем. Мы с вами должны украсить птицу - счастья разноцветными, красивыми перьями.
Как вы считаете какими цветами лучше изобразить нашу чудо - птицу. (Светлыми или темными, яркими или мрачными?)
Какие цвета будем использовать? Давайте перечислим (Желтый, оранжевый, красный).
Назовите части тела сказочной птицы (Клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, лапки, хохолок).
Давайте посмотрим на доску и определим последовательность работы.
Технологическая карта.
Раскрашивание тела сказочной птицы (Желтый цвет).
Раскрашивание крыльев сказочной птицы (Желтый, оранжевый, красный цвета).
Рисование хохолка сказочной птицы (Желтый, оранжевый, красный цвета).
Рисование длинного пышного хвоста сказочной птицы (Желтый, оранжевый, красный цвета).
Но прежде чем начать работу, нам нужно вспомнить технику безопасности на уроках изобразительного искусства.
Техника безопасности на уроках ИЗО:
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Не делать резких движений во время работы.
3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.
5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
6. После окончания работы произведите уборку своего места.
7. Вымойте лицо и руки с мылом.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас разомнем наши пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.
Птички
Птички прилетали, (Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями)
Крыльями махали
Сели, посидели (Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол)
Дальше полетели. (Повторяем первое движение)
Самостоятельная работа учащихся.
Пусть это будут чудо – птицы,
Заморские и небылицы,
Птички – невелички, птахи лесные,
Певуньи голосистые – все родные.
В любом случае ваши работы должны быть яркими и интересными!
Физ. минутка
Молодцы ребята, какие красивые птички у вас получаются! Но вижу вы немного устали. Давайте аккуратно встанем своих мест и немного отдохнём!
Физ. минутка «Птица счастья»
Завершение работы.
Вы, ребята, молодцы!
Постарались от души!
Выставка детских работ. Рефлексия.
Чем ребята мы сегодня занимались? (Рисовали сказочную птицу)
Вам понравилось рисовать сказочную птицу?
А что любят волшебные птицы? Конечно, яблочки.
Выходите к доске со своими работами и выберите яблочки для своих сказочных птиц.
Зелёные – если у вас прекрасное настроение
Жёлтые – если спокойное, хорошее.
Красные – если совсем печальное и грустное.
Подведение итого урока.
Все работы хороши!
Поздравляю от души!
Пусть птицы принесут нам счастье
И прочь исчезнут все напасти.
Завершение урока.
Молодцы, ребята! В завершении урока (на перемене) прозвучит песня про «Сказочную птицу «Жар- птицу»».
Видео «Жар-птица»
Уборка своих мест после урока.