План-конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Изображение и фантазия. Сказочная птица»
План – конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе на тему «Изображение и фантазия. Сказочная птица».
Автор: Калинина Елена Михайловна, учитель ИЗО и МХК МОУ «Ермишинская средняя школа» Рязанской области
Учебно методический комплекс | - Программа «Изобразительное искусство», Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских. - Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство», 2 класс. |
Тема урока: | «Сказочная птица» |
Цель урока: | Основная цель - Выполнить фантазийный рисунок сказочной птицы. Обучающая: организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение знаний по особенностям изображения птицы и умений соблюдать последовательность выполнения работы; создавать образ птицы, располагая её композиционно на альбомном листе, подбирать цвета по цвету; применить полученные знания о строении птицы в собственной художественно-творческой деятельности. Воспитательная: организовывать эмоциональное зрительское восприятие сказочных птиц из известных художественных произведений; желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся; содействовать осознанию детьми красоты живой и сказочной природы, возникновению желания передаче своего отношения к фантазии художественными средствам. Развивающая: создать условия для формирования УУД: личностных: стремиться к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения; развивать, творческое мышление при изображении сказочной птицы по памяти, по представлению и на основе фантазии; стараться применить по назначению приобретенные художественные способности. - изображение сказочной птицы по памяти, по представлению и на основе фантазии регулятивных: приобретать опыт в определении и формулировании целей урока с помощью учителя; оценивать свою деятельность на уроке; познавательных: выделять существенную информацию из учебного диалога: анализ, синтез, сравнение, обобщение; проводить аналогии; коммуникативных: уметь аргументировано оценивать работы одноклассников; |
Задачи урока | Образовательные: Активизировать познавательный интерес к изображению фантазийной птицы; Учить подбирать удачные цветовые сочетания в работе. Развивающие: Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе; Развивать память, внимание кругозор учащихся; Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию; Развивать эстетическое отношение к действительности, фантазии и умению творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные. Воспитательные: Способствовать эстетическому восприятию учебного материала; Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности; Воспитывать бережное отношение к природе; Воспитывать интерес к творческой деятельности; Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы |
Материалы и оборудование: | Для учеников: Альбом, краски (гуашь) или цветные карандаши, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка и влажные салфетки. Для учителя: Рисунки детей. Презентация к уроку «Сказочная птица», Компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Тип урока | Комбинированный |
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический |
Форма организации познаватель -ной деятельности: | фронтальная, индивидуальная |
Ход урока:
I. Орг. момент – 1 мин.
II. Основная часть - 35 мин.
Повторение - 2 мин
Целеполагание и мотивация – 2 мин
Актуализация знаний - 4 мин
Планирование работы– 6 мин
Физкультминутка - 1 мин
Практическая работа учащихся – 20 мин
III. Итог урока – 4 мин
Анализ работ - 2 мин
Рефлексия - 1 мин
Домашнее задание - 1 мин
Содержание урока:
Этапы урока | Работа учителя | Работа ученика |
I. Орг.момент – 1 мин. | Проверка готовности к уроку, организации рабочего места: Прозвенел звонок – начинается урок. Порядок на столе, Порядок в голове, К уроку мы готовы ….ВСЕ. И на столе лежат у нас ...альбом, гуашь, кисточки, тряпочка, салфетки и баночка с водой и цветные карандаши. | Приветствуют учителя, садятся на свои места. Проверяют |
II. Основная часть - 35 мин | ||
1. Повторение - 2 мин | - Что мы рисовали на прошлом уроке? - Какую птицу мы рисовали? 1 слайд
- Расскажите, как мы её рисовали? | - Птицу - Синицу - туловище – овал - голова – овал - хвост - шея |
2 слайд
- Многие из вас свои рисунки дорисовывали дома. Поднимите альбомы для проверки ваших работ. (К доске выходят ребята с наиболее удавшимися работами. Внимание обращается на композицию, правильность выполнения формы птицы, на цвет. Выставляются отметки.) | | |
2.Целеполагание и мотивация - 2 мин | – Мы живем в мире, где нас окружают настоящие предметы и живые существа. Но человеку скучно было бы жить без тайн и секретов, и он их начинает выдумывать, а помогает ему в этом… фантазия. Вспомните легенды, сказки о привидениях, домовых, русалках и т. д. Их никто не видел, но мы все о них знаем, представляем, как они выглядят. - Что помогает нам их представить? – Приходилось ли вам выдумывать какое-либо существо? 3 слайд - Посмотрите на экран, что здесь изображено? - Назовите, как этих птиц называли в сказках? (на экране, по щелчку мышки появляются названия птиц) -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова его тема? (открыть название темы) - Чему будем учиться на уроке? - Какова цель нашего урока? (открыть цель) | - фантазия, воображение. - да - птицы из разных сказок - Жар- птица - Царевна- Лебедь - Золотой петушок - Птица Сирин - Феникс - Тема урока: «Сказочная птица». - рисовать сказочную птицу - выполнить фантазийный рисунок сказочной птицы. |
4 слайд Посмотрите, как красиво изображают в своих работах художники сказочных птиц!!! - Какая птица вам больше всего понравилась? - Хотите нарисовать её? | - Индивидуальные ответы детей - Да. | |
3. Актуализация знаний. - 4 мин | 5-6 слайд Сегодня мы говорим о фантазии и реальности. - А кто из вас назовёт реальную птицу, похожую на фантастическую? (после ответов на экране появляются фото павлинов) 7 слайд У художников очень развито воображение, они умеют изображать не только реальных птиц, но и фантастических таких как, жар-птица, феникс, золотой петушок, птица сирин, царевна лебедь. - Давайте вместе вспомним, что вы знаете об этих сказочных птицах? - Что произошло Царевной - Лебедь из «Сказки о царе Салтане»? - Чем питалась Жар- птица из сказки «Конёк- горбунок»? - Как в сказке представил А.С.Пушкин Золотого петушка? - Что говорится в легенде о птице Феникс? Птица Сирин- птица печали, обладает чудеснейшим завораживающим голосом. | - Индивидуальные ответы детей - ПАВЛИН - в этой сказке птица превращалась в прекрасную царевну. -молодильными яблоками - мудрая и всезнающая птица - в легенде говорится о том, что феникс вначале сгорает дотла ,а затем из пепла возникает новый феникс. Феникс- символ бессмертия: смерти и возрождения в огне. |
Создавая свою сказочную птицу, художник опирается на реальные образы, на настоящих птиц и вносит элементы, которые делают работу сказочной, а образ фантастическим. Вдохновляет художника природа, а создает образ фантазия. Давайте посмотрим как художники, скульпторы и мастера вышивки изображали сказочных птиц! (показываю слайды) 8 - 11 слайд - Вы сможете нарисовать сказочную птицу? - Что вам для этого понадобится? - Какое настроение должно быть на вашей картине? - Какими цветами вы будите рисовать птицу? | - Да - альбом, краски или цветные карандаши, кисти, вода, наблюдательность, терпение и фантазия. - радостное, весеннее - яркими | |
4. Планирование работы - 6 мин | 12 слайд Сегодня вы художники. Перед вами стоит задача нарисовать сказочную птицу. - Покажите, как перед вами должен лежать альбом? - С чего начнём рисовать птицу? - Туловище мы рисуем в форме овала. Где на листе мы должны нарисовать туловище? (привожу пример на кл.доске)
- Что рисуем дальше? (показываю на доске) Объясняю дальнейшее последовательное изображение птицы: хвост, крыло, перья на голове, ноги. - Посмотрите, какие красивые птицы у нас получились! Осталось только раскрасить! - Сможете нарисовать сказочную птицу? | - по своему усмотрения - с туловища - по центру, с боку – слева, сбоку справа, вверху. - голову в форме овала - да |
5.Физкульт- минутка - 1 мин | Ребята, на меня все посмотрите. Настало время отдыхать. Свои ручки поднимите Хлопните в ладошки. А теперь за мною – дружно повторите. Лоб, глаза, нос, щёки, рот, А теперь наоборот: Рот, щёки, нос, глаза, лоб – хлоп. Снова ручки поднимите, хлопните в ладошки. | |
6.Практическая работа - 20 мин | В создании вашей сказочный птицы вам помогут природа и ваша фантазия. Повторим, как будем рисовать (план составляются совместно с детьми): 1. Продумать, какую птицу возьму за основу. 2. Сделаю эскиз. 3. Добавлю сказочные, фантастические элементы. 4. Продумаю цвет. 5. Раскрашу. – Возьмите за основу любую птицу и, соблюдая эти советы, приступайте к работе. Желаю удачи. | Используя полученные знания на уроке, учащиеся, самостоятельно рисуют Во время работы учитель ведет индивидуальную корректировку детских композиций. По окончании работы рисунки вывешиваются на доску или выносятся детьми к доске. |
III. Итог урока - 4 мин | ||
1. Анализ работ - 2 мин | - Как вы красиво изобразили сказочную птицу, какие вы молодцы! Вы настоящие художники! – Как будто в райском саду очутились! Сколько замечательных птиц! Какие все красивые! Давайте покажем, что у вас получилось. Поднимите свои рисунки. К доске для показа работ вызываю ребят, у кого полностью всё выполнено. - Как будто в райском саду очутились! Сколько замечательных птиц! Какие все красивые! – Чья работа вам больше всего понравилась? Почему? – Кто удачно подобрал цвета в работе? - Достигли вы той цели, которую поставили вначале урока? | Обсуждение работ |
2. Рефлексия - 1 мин | 15 слайд - Как назывался наш урок? - Какие сказочные птицы вам запомнились? - Что понравилось на уроке? - С каким настроением уходите с урока? | - сказочная птица - придумывать, фантазировать, подбирать цвет для перьев птицы - с радостным |
3. Домашнее задание- 1 мин | Кто не успел дорисовать, закончите работу дома. Молодцы, ребята, вы сегодня постарались, и все у вас получилось. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо вам за активную работу на уроке. А теперь мы поднялись Встали дружно вряд До свидания сказали и на парте всё убрали. | |
Литература
1. Учебник. «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 2 класс.» Горяева Н.А., Неменская Л.А. 4-е изд. - М.: 2014. – 144 с. 2. Рабочая программа к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 2 класс.» Горяева Н.А., Неменская Л.А.