12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Писарева Екатерина Викторовна1208
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Мой кабинет»
3

Урок изучения нового материала «Карбоновые кислоты. Строение, номенклатура, изомерия»




Презентация к уроку: Карбоновые кислоты.
PPT / 2.14 Мб

Урок: Карбоновые кислоты. Строение, изомерия, номенклатура.
DOC / 60.5 Кб

 

Урок: Карбоновые кислоты. Строение, номенклатура, изомерия

 

Цель: познакомить учащихся с новым классом кислородосодержащих соединений – карбоновыми кислотами.

  • Образовательные:  содействовать в ходе урока усвоению основных видов изомерии и номенклатуры, показать строение карбоксильной группы, познакомить с применением карбоновых кислот, нахождении в природе, влиянием их на человека;
  • Развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; актуализировать умения в составлении структурных формул, изомеров и гомологов; продолжить формирование практических умений при работе с химическим оборудованием и навыков исследовательской деятельности; развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры; развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;
  • Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию идеи причинно – следственных связей между явлениями, связи состава и строения), воспитание аккуратности в работе, бережного отношения к школьному оборудованию, трудолюбия.

Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: обучающие диски по школьному курсу химии (СD “Кирилл и Мефодий”)

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, NaOH, CH3COOН.

Методы и методические приемы: рассказ с демонстрацией презентации, устный индивидуальный и фронтальный опрос с места и у доски, практическая работа,

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

I Вводная часть

II Изучение нового материала

III Заключительная часть

Ход урока

I Вводная часть

1. Организация класса. Приветствие. Обратить внимание на состояние рабочего места ученика, чистоту классной комнаты, внешний вид  учеников, осанку. Отметить отсутствующих. Обратить внимание на условные обозначения презентации (слайд 2)

 

2. Повторение пройденного материала

Давайте поиграем

Ребята, о чем может рассказать эта формула (формула на экране): чей ответ окажется более подробным или его характеристика окажется последнее получает оценку.  Слайд 3

 

3. Постановка познавательной задачи урока.

Что образуется при окислении альдегида (уравнение на доске (карбоновая кислота) Слайд 4

 

Представьте: вы разрезаете ножом спелый лимон. По ножу потекла капелька мутноватого сока. Вы берете в рот дольку лимона и … Почему сок лимона кислый? Что придает кислый вкус щавелю и незрелому яблоку? Почему больно жалит крапива? И в соке лимона, и в соке щавеля, и в соке незрелого яблока имеются органические карбоновые кислоты. Каково строение этих кислот, какая характерна изомерия и номенклатура – об этом вы узнаете сегодня на уроке

Слайд 5,6

 

II Изучение нового материала

Карбоновые кислоты – как класс кислородосодержащих производных углеводородов.

Давайте вспомним, какие классы кислородосодержащих производных углеводородов вы знаете? (Ученики дают определение спиртов, альдегидов, простых эфиров.).

Слайд 7

Содержание урока (слайд 8)

 

Обнаружение карбоновых кислот.

Карбоновые кислоты можно обнаружить с помощью индикатора, также как и неорганические кислоты – серную, соляную и т.д.

Практическая работа

Цель: определить среду карбоновой кислоты с помощью индикатора.

Оборудование: штатив с пробирками, лимонная кислота, щелочь.

Ход работы:

  1. Поместите в пробирку индикатор.
  2. Отметьте цвет индикатора.
  3. Определите среду.

 

Перед вами штатив с пробирками: в одной – щелочь, в другой - лимонная кислота.

Поместите индикатор в каждую проборку отметьте цвет индикатора.

Определите, в какой  пробирке находилась кислота, а в какой щелочь.

Ребята, не забывайте, при работе с кислотами и щелочами необходимо быть предельно осторожными, соблюдать правила техники безопасности. При попадании веществ на кожу немедленно промыть водой.

Слайд 9,10

 

Состав карбоновых кислот.

Все органические кислоты содержат функциональную группу. Она называется карбоксильной, потому что состоит из карбонильной и гидроксильной групп

(? Для каких классов они характерны – спирты и альдегиды).

Слайд 11

 

Карбоновые кислоты – органические вещества, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп.

Общая формула: R – (СООН) m, m – число карбоксильных групп

 

 

Классификация КК (слайд 12-15).

Откройте рабочие тетради на стр. 27. Здесь представлена классификация КК.

Карбоновые кислоты классифицируют:

1. В зависимости от числа карбоксильных групп в молекуле:

  1. Одноосновные – метановая, этановая.
  2. Двухосновные – щавелевая, малоновая.
  3. Многоосновные – лимонная.

2. В зависимости от природы радикала:

  1. Предельные – этановая
  2. Непредельные – акриловая
  3. Ароматические – бензойная.

 

Многие кислоты имеют и исторически сложившиеся, или тривиальные названия, связанные, главным образом, с источником получения: щавелевая – в листьях щавеля и ревеня; капроновая  - в козьем жире (от лат. сaper – коза); пальмитиновая  - в пальмовом масле; валериановая – в валериане.

 

Предельные одноосновные кислоты образуют гомологический ряд (учебник таблица 6, с. 176). (слайд 16)

 

Предельные одноосновные кислоты (слайд 17,18).

На нашем уроке более подробно мы рассмотрим одноосновные карбоновые кислоты. Состав и общая формула на рисунке.

                                        

 Изомерия

Для карбоновых кислот, как и для альдегидов характерна изомерия углеродного скелета (начиная с С4) и межклассовая – сложные эфиры (с С2).

(слайд 19, 20)

 

Номенклатура (слайд 21,22).

Для определения названия в соответствии с международной номенклатурой придерживаются порядка:

1) Выделяют главную цепь.

2) Нумеруют цепь, начиная с карбоксильной группы;

3) Называют номер атома углерода, при котором находится радикал;

4) Называют радикал;

5) Называют углеродную цепь;

6) Добавляют суффикс  - овая кислота

 

III Заключительная часть

 Выявление понимания изучаемого материала (фронтальный опрос), можно провести по слайду «Содержание урока» (слайд 8), если возникнут затруднения перейти по ссылке на нужный слайд.

Что такое КК?

Какая общая формула?

Представители?

  1. Закрепление изучаемого материала (23-25)

 

  1. Домашнее задание:  § 20

1.  Для вещества №2 составить все возможные изомеры и 1 гомолог.

2.  Для вещества №6 составить все возможные изомеры.

3.  Для вещества №3 составить 3 гомолога.

4. Выучить тривиальные названия кислот.

5. §20 стр. 175 – 178;

 

Опубликовано в группе «Мой кабинет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.