Урок изучения нового материала «Карбоновые кислоты. Строение, номенклатура, изомерия»

3
0
Материал опубликован 23 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации


Презентация к уроку: Карбоновые кислоты.
PPT / 2.14 Мб

Урок: Карбоновые кислоты. Строение, изомерия, номенклатура.
DOC / 60.5 Кб

 

Урок: Карбоновые кислоты. Строение, номенклатура, изомерия

 

Цель: познакомить учащихся с новым классом кислородосодержащих соединений – карбоновыми кислотами.

  • Образовательные:  содействовать в ходе урока усвоению основных видов изомерии и номенклатуры, показать строение карбоксильной группы, познакомить с применением карбоновых кислот, нахождении в природе, влиянием их на человека;
  • Развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; актуализировать умения в составлении структурных формул, изомеров и гомологов; продолжить формирование практических умений при работе с химическим оборудованием и навыков исследовательской деятельности; развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры; развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;
  • Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию идеи причинно – следственных связей между явлениями, связи состава и строения), воспитание аккуратности в работе, бережного отношения к школьному оборудованию, трудолюбия.

Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: обучающие диски по школьному курсу химии (СD “Кирилл и Мефодий”)

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, NaOH, CH3COOН.

Методы и методические приемы: рассказ с демонстрацией презентации, устный индивидуальный и фронтальный опрос с места и у доски, практическая работа,

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

I Вводная часть

II Изучение нового материала

III Заключительная часть

Ход урока

I Вводная часть

1. Организация класса. Приветствие. Обратить внимание на состояние рабочего места ученика, чистоту классной комнаты, внешний вид  учеников, осанку. Отметить отсутствующих. Обратить внимание на условные обозначения презентации (слайд 2)

 

2. Повторение пройденного материала

Давайте поиграем

Ребята, о чем может рассказать эта формула (формула на экране): чей ответ окажется более подробным или его характеристика окажется последнее получает оценку.  Слайд 3

 

3. Постановка познавательной задачи урока.

Что образуется при окислении альдегида (уравнение на доске (карбоновая кислота) Слайд 4

 

Представьте: вы разрезаете ножом спелый лимон. По ножу потекла капелька мутноватого сока. Вы берете в рот дольку лимона и … Почему сок лимона кислый? Что придает кислый вкус щавелю и незрелому яблоку? Почему больно жалит крапива? И в соке лимона, и в соке щавеля, и в соке незрелого яблока имеются органические карбоновые кислоты. Каково строение этих кислот, какая характерна изомерия и номенклатура – об этом вы узнаете сегодня на уроке

Слайд 5,6

 

II Изучение нового материала

Карбоновые кислоты – как класс кислородосодержащих производных углеводородов.

Давайте вспомним, какие классы кислородосодержащих производных углеводородов вы знаете? (Ученики дают определение спиртов, альдегидов, простых эфиров.).

Слайд 7

Содержание урока (слайд 8)

 

Обнаружение карбоновых кислот.

Карбоновые кислоты можно обнаружить с помощью индикатора, также как и неорганические кислоты – серную, соляную и т.д.

Практическая работа

Цель: определить среду карбоновой кислоты с помощью индикатора.

Оборудование: штатив с пробирками, лимонная кислота, щелочь.

Ход работы:

  1. Поместите в пробирку индикатор.
  2. Отметьте цвет индикатора.
  3. Определите среду.

 

Перед вами штатив с пробирками: в одной – щелочь, в другой - лимонная кислота.

Поместите индикатор в каждую проборку отметьте цвет индикатора.

Определите, в какой  пробирке находилась кислота, а в какой щелочь.

Ребята, не забывайте, при работе с кислотами и щелочами необходимо быть предельно осторожными, соблюдать правила техники безопасности. При попадании веществ на кожу немедленно промыть водой.

Слайд 9,10

 

Состав карбоновых кислот.

Все органические кислоты содержат функциональную группу. Она называется карбоксильной, потому что состоит из карбонильной и гидроксильной групп

(? Для каких классов они характерны – спирты и альдегиды).

Слайд 11

 

Карбоновые кислоты – органические вещества, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп.

Общая формула: R – (СООН) m, m – число карбоксильных групп

 

 

Классификация КК (слайд 12-15).

Откройте рабочие тетради на стр. 27. Здесь представлена классификация КК.

Карбоновые кислоты классифицируют:

1. В зависимости от числа карбоксильных групп в молекуле:

  1. Одноосновные – метановая, этановая.
  2. Двухосновные – щавелевая, малоновая.
  3. Многоосновные – лимонная.

2. В зависимости от природы радикала:

  1. Предельные – этановая
  2. Непредельные – акриловая
  3. Ароматические – бензойная.

 

Многие кислоты имеют и исторически сложившиеся, или тривиальные названия, связанные, главным образом, с источником получения: щавелевая – в листьях щавеля и ревеня; капроновая  - в козьем жире (от лат. сaper – коза); пальмитиновая  - в пальмовом масле; валериановая – в валериане.

 

Предельные одноосновные кислоты образуют гомологический ряд (учебник таблица 6, с. 176). (слайд 16)

 

Предельные одноосновные кислоты (слайд 17,18).

На нашем уроке более подробно мы рассмотрим одноосновные карбоновые кислоты. Состав и общая формула на рисунке.

                                        

 Изомерия

Для карбоновых кислот, как и для альдегидов характерна изомерия углеродного скелета (начиная с С4) и межклассовая – сложные эфиры (с С2).

(слайд 19, 20)

 

Номенклатура (слайд 21,22).

Для определения названия в соответствии с международной номенклатурой придерживаются порядка:

1) Выделяют главную цепь.

2) Нумеруют цепь, начиная с карбоксильной группы;

3) Называют номер атома углерода, при котором находится радикал;

4) Называют радикал;

5) Называют углеродную цепь;

6) Добавляют суффикс  - овая кислота

 

III Заключительная часть

 Выявление понимания изучаемого материала (фронтальный опрос), можно провести по слайду «Содержание урока» (слайд 8), если возникнут затруднения перейти по ссылке на нужный слайд.

Что такое КК?

Какая общая формула?

Представители?

  1. Закрепление изучаемого материала (23-25)

 

  1. Домашнее задание:  § 20

1.  Для вещества №2 составить все возможные изомеры и 1 гомолог.

2.  Для вещества №6 составить все возможные изомеры.

3.  Для вещества №3 составить 3 гомолога.

4. Выучить тривиальные названия кислот.

5. §20 стр. 175 – 178;

 

Предварительный просмотр презентации

Карбоновые кислоты. Строение, номенклатура, изомерия учитель химии МБОУ «Школа №29» г.о. Самара Писарева Екатерина Викторовна Раздел: Кислородосодержащие соединения Химия. 10 класс

Условные обозначения Исторические сведения Это интересно Необходимо записать в тетрадь Ограниченно время выполнения задания

Домашнее задание Дайте полную характеристику веществу: О СН 3 – С Н

Химические свойства: окисление альдегидов

Представьте… Вы разрезали ножом спелый лимон, по ножу потекла капелька мутноватого сока. Вы берете в рот дольку лимона и … Почему сок лимона кислый?

Что придает кислый вкус щавелю и незрелому яблоку? Почему больно жалит крапива? И в соке лимона, и в соке щавеля, и в соке незрелого яблока имеются органические карбоновые кислоты.

Какие классы кислородосодержащих производных углеводородов вы знаете? Кислородосодержащие соединения ? ? ? ? Кислородо- содержащие соединения Спирты Альдегиды и кетоны Эфиры Карбоновые кислоты

Содержание урока: 1. Определение 2. Классификация карбоновых кислот 3. Природные источники карбоновых кислот 4. Тривиальные названия кислот 5. Предельные одноосновные карбоновые кислоты 6. Генетический ряд карбоновых кислот 7. Изомерия 8. Номенклатура - Упражнение 9. Домашнее задание

Определение среды Карбоновые кислоты можно обнаружить с помощью индикатора, также как и неорганические кислоты – серную, соляную и т.д. Практическая работа Цель: определить среду карбоновой кислоты с помощью индикатора. Оборудование: штатив с пробирками, лимонная кислота, щелочь. Ход работы: -Поместите в пробирку индикатор. -Отметьте цвет индикатора. -Определите среду.

Поместите индикатор в пробирку и отметьте цвет 1 2 Кислота Щелочь Кислая Щелочная среда среда

1. Определение карбоновых кислот Карбоновые кис-лоты – органические вещества, содержа-щие в молекуле одну или несколько кар-боксильных групп R – (СООН) m, m – число карбо-ксильных групп 

2. Классификация карбоновых кислот В зависимости от природы радикала: 1.Предельные – пропионовая; 2.Непредельные – акриловая; 3.Ароматические – бензойная. 

2. Классификация карбоновых кислот Уксусная Щавелевая Лимонная 

3. Природные источники карбоновых кислот Щавелевая кислота Валериановая кислота 

3. Природные источники карбоновых кислот Капроновая кислота (в козьем жире) Пальмитиновая кислота ( в пальмовом дереве) 

4. Тривиальные названия кислот Химическая формула Систематическое название Тривиальное название НСООН Метановая Муравьиная СН3СООН Этановая Уксусная СН3 (СН2)2 СООН Бутановая Масляная СН3 (СН2)3 СООН Гексановая Капроновая СН3 (СН2)14 СООН Гексадекановая Пальмитиновая НООССООН Этандиоловая Щавелевая 

5. Предельные одноосновные кислоты общая формула структурная формула 

6. Генетический ряд карбоновых кислот 

7. Изомерия Cтруктурная изомерия: - изомерия скелета в углеводородном радикале (начиная с C4) О О СН3 – СН2 – СН2 – С СН3 – СН – С ОН СН3 ОН бутановая кислота 2 – метилпропановая кислота 

7. Изомерия межклассовая изомерия, начиная с C2 (сложные эфиры) О О СН3 – С Н – С ОН О - СН3 Уксусная кислота Метиловый эфир уксусной кислоты 

8. Номенклатура Для определения названия в соответствии с международной номенклатурой придерживаются порядка: 1) Выделяют главную цепь. 2) Нумеруют цепь, начиная с карбоксильной группы; 3) Называют номер атома углерода, при котором находится радикал; 4) Называют радикал; 5) Называют углеродную цепь; 6) Добавляют суффикс - овая кислота 

8. Номенклатура 

Упражнение (30 секунд) Назовите вещества 1) СН2 – СН2 – СООН ׀ СН3 2) СН3 ׀ СН3 – С – СООН ׀ СН3 бутановая кислота 2,2 – диметилпропановая кислота 

Упражнение (30 секунд) Назовите вещества 3) СН3 – СН – СООН ׀ СН3 4) СН3 СН2 – СООН ׀ ׀ СН2 – СН2 2 – метилпропановая кислота пентановая кислота 

Упражнение (30 секунд) Назовите вещества 5) СН3 – СООН 6) НООС – С (СН3)2 – СН2 – СН3 этановая кислота 2,2 – диметилбутановая кислота 

Домашнее задание 1. Для вещества №2 составить все возможные изомеры и 1 гомолог. 2. Для вещества №6 составить все возможные изомеры. 3. Для вещества №3 составить 3 гомолога. 4. Выучить тривиальные названия кислот. 5. §20 стр. 175 – 178; 

Муравьиная кислота НССОН Ее название указывает на источник, из которого эта кислота впервые была выделена. Муравьиная кислота открыта в кислых выделениях рыжих муравьев. Она является одним из компонентов яда, который выделяют жалящие муравьи, а также компонентом жгучей жидкости жалящих гусениц шелкопряда. В 1670 г. английский ботаник и зоолог Джон Рей провел необычный эксперимент. Он поместил в сосуд рыжих лесных муравьев, налил воды, нагрел ее до кипения и пропустил через сосуд струю горячего пара. После конденсации пара получился водный раствор, обладавший сильнокислой реакцией. Это и был раствор муравьиной кислоты. В чистом виде муравьиную кислоту впервые получил в 1749 г. Андреас Сигизмунд Маргграф. При попадании на кожу кислота не только жжет, но и буквально растворяет ее, оставляя долго не заживающие раны. Вот как вспоминал Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом, – один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притертой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», – говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда ли, жжет? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». После этого «эксперимента» у Фогта остался на всю жизнь белый шрам на руке. И неудивительно – впоследствии ученые открыли способность безводной муравьиной кислоты растворять даже капрон, найлон и другие полимеры, устойчивые к разбавленным растворам неорганических кислот и щелочей. 

Муравьиная кислота в природе Муравьиная кислота служит насекомым своеобразным «химическим оружием» для защиты и нападения. Ожог от укусов муравьев очень напоминает ожог крапивой – ведь муравьиная кислота содержится и в тончайших волосках этого весьма распространенного растения. Вонзаясь при соприкосновении в кожу, они сразу же обламываются, а их содержимое болезненно обжигает. Муравьиная кислота также присутствует в пчелином яде, сосновой хвое, в небольших количествах найдена в различных фруктах, тканях, органах, выделениях животных и человека. 

Почему нельзя смачивать водой место муравьиного укуса или ожога крапивой? Это приводит только к усилению болевых ощущений. Почему боль утихает, если пораненное место смочить нашатырным спиртом? Что еще можно использовать в данном случае? Поскольку муравьиная кислота – электролит, то при ее растворении в воде происходит процесс электролитической диссоциации: НСООН =   НСОО– + Н+. В результате кислотность среды повышается, и процесс разъедания кожи усиливается. Чтобы боль утихла, нужно нейтрализовать кислоту, для чего необходимо использовать растворы, обладающие щелочной реакцией. А к ним как раз и относится нашатырный спирт – водный раствор аммиака, содержащий гидроксид аммония NH4ОН. При его взаимодействии с муравьиной кислотой происходит реакция нейтрализации: НСООН + NН4ОН = НCOONH4 + H2O. Для тех же целей вполне подойдет и водный раствор имеющейся в каждом доме питьевой соды – гидрокарбоната натрия NаНСО3: 

Уксусная кислота СН3СООН Как вам известно, водный разбавленный раствор этого вещества называется уксусом. Слово «уксус» происходит от греческого слова «oxys», означающего «кислый». В древности уксус был единственной пищевой кислотой, получаемой при скисании виноградного вина, и это объясняет, что его название древними греками отождествлялось с самим представлением о кислом, кислоте. России уксус называли «кислой влажностью» или «древесной кислотой». Последнее название связано с получением уксусной кислоты при сухой перегонке древесины лиственных пород, прежде всего березы. В 1793 г. президент Российской академии наук Андрей Андреевич Нартов (сын механика – учителя Петра I) сообщил, что «кислая влажность из дровяных куч в уголь пережигаемых» может быть использована для травления меди и железа. Получение уксуса при сухой перегонке древесины описано в сочинениях Иоганна Глаубера и Роберта Бойля. Однако природа этого вещества вплоть до ХIХ в. оставалась неизвестной. Алхимики считали, что при брожении вина винный (по современной номенклатуре – этиловый) спирт превращается в уксус, принимая на себя частицы соли – винного камня. Еще в XVIII в. брожение объясняли соединением кислых и горючих начал вина. Лишь в 1814 г. Йенс Якоб Берцелиус определил состав уксусной кислоты, а в 1845 г. немецкий химик Адольф Вильгельм Герман Кольбе осуществил полный ее синтез из угля. Впервые в мире кристаллы уксусной кислоты получил в 1793 г. академик Петербургской академии наук Товий Егорович Ловиц. Он назвал их «ледяным уксусом», или «ледяной кислотой», и описал запах и вкус этих кристаллов так: «Запах расплавленного ледяного уксуса резкий, невыносимый для носа. Вкус очень кислый. Одна капля этого уксуса на языке вызывает боль, ощутимую в течение двадцати часов…»  

Это интересно… Во времена Ловица химики кроме состава и описания внешнего вида вещества устанавливали его запах и вкус. Неудивительно, что ожоги слизистой оболочки носа и ротовой полости, отравления и другие травмы постоянно сопровождали работу химиков и делали ее очень опасной. В 1800 г. Ловиц нечаянно пролил концентрированную уксусную кислоту на стол. Собирая кислоту фильтровальной бумагой, ученый выжимал ее пальцами над стаканом. Вскоре он заметил, что пальцы потеряли чувствительность, побелели и распухли. Через несколько дней кожа на пальцах стала лопаться и отваливаться большими и толстыми кусками. Полученная травма навела Ловица на мысль использовать концентрированную уксусную кислоту для выведения мозолей. Еще одна опасность уксусной кислоты заключается в том, что вдыхание человеком ее паров может привести к отеку горла. 

Щавелевая кислота НООС-СООН получена впервые в 1773 г. Совари из кисличной соли (кислая щавелево-калиевая соль); Бергман получил ее окислением сахара азотной кислотой и описал под именем сахарной кислоты; Впервые щавелевая кислота синтезирована в 1824 году немецким химиком Фридрихом Вёлером из дициана.   В природе содержится в щавеле, ревене, карамболе и некоторых других растениях в свободном виде и в виде оксалатов калия и кальция. 

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.