Урок изучения нового материала по математике на тему «Логарифмы»
Конспект урока
Название учебника:
Алгебра и начала математического анализа: Учеб. для 10кл. общеобразоват. учреждений,/ под ред. А Б Жижченко. - М.: Просвещение, 2011г . -368 стр. Глава 7, § 1-6.
Тип урока: Урок изучения нового.
Учебная задача урока: Познакомиться с понятием логарифма, выяснить в чём связь логарифма и показательного уравнения, научиться вычислять логарифмы, применяя основное логарифмические тождество и связь с простейшими показательными уравнениями.
Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
Знает: Понятие логарифма, основное логарифмическое тождество, понятие действия логарифмирования, определение десятичного и натурального логарифмов.
Умеет: Пользоваться определением логарифма для вычисления логарифмов, Понимает: Связь между действием логарифмирования и решением простейшего показательного уравнения .
Методы обучения:
- Репродуктивный метод;
- Частично поисковые методы
- эвристическая беседа.
Форма работы:
Фронтальная
Средства обучения:
Традиционные, презентация.
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочный этап (7 мин.),
Содержательный этап (20 мин.),
Рефлексивно-оценочный этап (18 мин.).
Ход урока.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Актуализация.
Учитель: Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Достаём тетрадочки, записываем сегодняшнее число, классная работа.
Учитель: Начнём урок с повторения решения простейших показательных уравнений. Итак, решить уравнения:
х=6
-1+2х=3
2х=4
х=2
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей.
Мотивация.
Давайте попробуем решить показательное уравнение . Такое уравнение решить как простейшее показательное уравнение невозможно, т к не имеет целых корней. Для этого нам с вами нужно изучить новый способ решения –логарифмирование. Записываем тему урока «Логарифмы»
Учебная задача.
Изучить понятие логарифма, его связь с простейшими показательными уравнениями. Научиться вычислять логарифмы.
Содержательный этап.
Учитель: Давайте начнём с того, что познакомимся с понятием логарифма. Запишем определение себе в тетрадь:
Логарифмом положительного числа b по основанию а а>0, b>0, a≠1, называют показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получилось число b.
логарифм числа b по основанию а обозначается log ab.
Нарисуем себе в тетрадь маленькую схему:
Вернёмся к примеру, который был дан в начале урока:
Учитель: Чему в данном случае равен х?
()
Учитель: Давайте закрепим понятие логарифма, для этого решим несколько примеров.
Учитель: Как мы будем вычислять данный логарифм?
(Данный логарифм нужно привести к простейшему показательному уравнению, т. е. 2х=8, 2х=23, отсюда х= 3, и данный логарифм восьми по основанию два будет равен 3)
Учитель: Молодцы. Теперь решим следующий пример.
Учитель: Как мы с вами будем решать данный пример?
( так же как и предыдущий, 16х=1, 1=160, 16х=160, отсюда х=0 и следовательно данный логарифм равен нулю)
Учитель: Ребята, запомните, что логарифм единицы по любому основанию равен нулю. Запишите это себе в тетрадь.
Учитель: решим следующий пример
log 20=
Учитель: как мы будем решать данный пример?
(2х=0 – решений нет)
Учитель: Верно, запишите себе в тетрадь что логарифма от нуля не существует, т к по определению логарифма log ab а>0, b>0, a≠1
Учитель:
Это основное логарифмическое тождество.
Это тождество следует из определения логарифма:
т к логарифм-это показатель степени х то, возводя в эту степень число а, получим число b, т е
log ab=х
ах=b
a log ab=b
Учитель: Ребята, давайте закрепим изученную формулу, решая примеры:
4log45=
13log131475=
(Первый пример равен 5, а второй пример 1475)
Учитель: Давайте запишем себе в тетрадь таблицу которую вы видите на экране:
Логарифмирование |
Возведение в степень |
log 981=2 |
|
log 21=0 |
|
42=16 |
|
33=27 |
Теперь давайте заполним пустые строчки правильным ответом:
Логарифмирование |
Возведение в степень |
log 981=2 |
92=81 |
log 21=0 |
20=1 |
log 416=2 |
42=16 |
log 327=3 |
33=27 |
Учитель: молодцы. Теперь я посмотрю как вы освоили данный теоретический материал и как примените его на практике.
открываем учебник страница 231, решаем на доске и в тетрадях номера 2,3,6(2), кто эти номера решит, самостоятельно решайте далее номера 9,11,12(1)
Учитель: Итак, приступим. решаем №2
log 216=
(2х=16, 2х=24,х=4, следовательно данный логарифм равен 4)
Учитель: Молодец, садись, решаем далее №3
(2х=2-1, х=-1, следовательно, логарифм одной второй по основанию 2 равен -1)
Учитель: Хорошо, решаем далее №6
, следовательно данный логарифм равен 5)
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Если ли в классе такие, кто выполнил самостоятельно предложенные номера 9,11,12(1)? Давайте проверим.
№ 9
3log318=
Учитель: Какой формулой для вычисления мы воспользуемся?
( Основным логарифмическим тождеством)
Учитель: Чему тогда равен данный пример?( 18)
Учитель: Молодцы, правильно решили, решим следующий пример, № 11.
8log25=
Учитель: Что необычного мы видим в данном примере?
(что основание степени и основание логарифма различные)
Учитель: Как мы решим эту проблему?( Нужно 8 представить в виде степени 2, т.е. 8=23, и тогда 23log25=(2log25)3=53=125)
Учитель: Вы очень хорошо справляетесь с поставленными задачами, давайте решим теперь самый сложный пример, №12(1)
log 6х=3
Как будем вычислять?
( Приведём к простейшему показательному уравнению, т. е. 63=х, отсюда х=216)
Учитель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с поставленными перед вами задачами.
Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель: Какова была тема урока? ( Логарифмы)
Учитель: Какова была цель урока? ( изучить понятие логарифма, выяснить связь логарифма с простейшими показательными уравнениями, изучить основное логарифмическое тождество)
Учитель: Достигли ли мы её? (Да)
Учитель: Что называется логарифмом?
(Логарифмом положительного числа b по основанию а а>0, b>0, a≠1, называют показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получилось число b. )
Учитель: Запишите на доске связь между логарифмом и простейшим показательным уравнением:
Учитель: Молодцы, а теперь открываем дневники и записываем домашнее задание: №4,5,10,12(3)
Учитель: Теперь мы с вами напишем разноуровневую самостоятельную работу, тоесть вы сами выберете уровень заданий для себя.
На оценку «3» |
7log 73 log5125 |
На оценку «4» |
4log212 log646656 |
На оценку «5» |
92log35 log2(5-х)=3 log3log5125 |
Домашнее задание:
№4 log327=3 33=27 |
№5 =-2 3x=3-2 х=-2 |
№10 35log32=(3log32)5=25=32 |
№12(3) log2(5-х)=3 23=(5-x), 8=5-x 8-5=-x -х=3 х=-3 |
Оценка за урок:___________________
Учитель _____________(Лобанова Н О )
М.П.
директор ______________( Сачкова Л А )
(должность)