12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Лисенкова1267
Россия, Нижегородская обл., Перевоз

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Лисенкова Нина Ивановна

Район

Перевозский

Место работы

МАОУ СШ № 2 г.Перевоза

Должность

Учитель биологии и химии


 

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия, базовый уровень

Класс

8 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

 Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Кузнецова Н.Е.,Титова И.М.,Жегин А.Ю.;под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.:Вентана – Граф, 2010, 128 с.

Рекомендована Министерством   образования и науки Российской Федерации                             

Кузнецова Н.Е.,Титова И.М., Гара Н.Н.,Жегин А.Ю. Химия. 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Под редакцией Н.Е.Кузнецовой. – 3-е изд.перераб. – М.:  Вентана-Граф, 2010, 191 с.

Тема учебного занятия

 

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок открытия новых знаний  «Кислоты: состав и номенклатура»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Основные классы неорганических соединений»

Неорганическая химия.11 ч.

Оксиды и их состав, номенклатура, классификация

Основания – гидроксиды основных оксидов

36.Урок открытия новых знаний «Кислоты: состав и номенклатура»

Учебная задача

 Формировать у учащихся представления о классе кислот, их составе, классификации, номенклатуре


 

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый (Б)

Повышенный (П)

Цель – предмет (предметный результат)

Знать строение, физические свойства и названия наиболее важных кислот(Б)

Уметь обнаруживать кислоты с помощью индикаторов (П)

Цель – способ (метапредметный результат)

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы (Б)

Уметь проводит эксперименты с кислотами(П)

Цель – ценность (личностный результат)

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (Б)

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Творческий подход к выбору заданий(П)


 


 


 

Исходное состояние обучающихся:

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- недостаточно владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

фронтальная работа в эвристической беседе

выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи

выполнение ситуационной задачи

участие в разрешении проблемной ситуации

выступление с презентацией

участие в разрешении проблемной ситуации

участив дискуссии

выполнение расчетных задач


 

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1.Кузнецова Н.Е.,Титова И.М., Гара Н.Н.,Жегин А.Ю. Химия. 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Под редакцией Н.Е.Кузнецовой. – 3-е изд.перераб. – М.:  Вентана-Граф, 2010, 191 с.

2.Ахметов М.А. Химия: 8 класс: методическое пособие/ М.А.Ахметов, Н.Н.Гара. – М.:Вентана-Граф, 2014. – 128с.

1.Презентации учащихся 

https://infourok.ru/test-po-himii-na-temu-kisloti-klass-369954.html


 


 

(ЦОР «Действие кислот на индикаторы» (анимация)). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_01.swf

«Установление соответствия: формула кислоты — формула оксида», (интерактивный модуль).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb2-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_14.swf

Состав и классификация кислот. http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html

«Определение степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты», (интерактивный модуль).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb1-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_13.swf

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер


 

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный подход 

По источнику передачи и восприятию учебной информации:словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации :словесные (работа с текстом)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый

По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания  обучающихся из курса химии

1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации:словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение(проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

В основной школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап  2 мин.

2. Целеполагание – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 4 мин.

4. Повторение и применение знаний в новой ситуации  23 мин.

5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (решение задачи по образцу)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование.

Методы контроля и самоконтроля:устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

У подростков продолжают формироваться различные виды мышления

теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов  объектов.)

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач по образцу)

По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

деятельность, связанная с общением со сверстниками, получению новых знаний

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репородуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для  решения ситуационной  задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка.

 

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для восьмиклассников  характерна способность  классифицировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), недостаточное владение действиями (знаю как?), слабое понимание смысла изученного (знаю зачем?) и небольшое понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)


 

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся  готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель: Начинаем урок с Эпиграфа

(Написано на доске) “Ум заключается не только в знании. Но и в умении прилагать знание на деле” - Аристотель.

Вам, ребята, понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по темам “Оксиды. Основания. Правила техники безопасности при работе со щелочами”

  • Что называется оксидами?

    Какие вещества называются основаниями?

    Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с щелочами?

Предлагают работать в группах

Думают, что должно быть наоборот

В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем

1.3. Создание проблемной ситуации

Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним:

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?

Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: Вам предлагается синквейн, что скрыто в ключевом слове?

***

Кислые, опасные

Разъедают, обугливают, реагируют

Содержатся в лимоне, крыжовнике, кефире

Уксус

Обучающиеся отвечают на вопросы. Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов:

оксиды,

основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов, оснований.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы.

Для решения у учащихся имеется определенный минимум знаний из курса химии, биологии. Из курса химии основной школы они знают о действии кислот, а из биологии растений о содержании в некоторых плодах органических кислот.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

 

Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов (Б)

Дать названия известным веществам (П)

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

1.Задание. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему

Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению химическим языком

Выполняют задание

Выбирают: оксиды, основания. Вещества оставшиеся – неизвестны.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах?

Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения кислот). Способы определения кислот с помощью индикаторов.

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Организуется работа по исследованию класса кислот.

2 задание: (Б) Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания

(П) Определить основность кислот

Определяют состав вещества:

Н n(КО) m Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

3 задание: (Б) Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке Составьте схемы классификации кислот (Кластер),

(П) изучить названия и классификацию кислот по основности и по растворимости в воде.

Сравнивают составленные самостоятельно схемы классификации кислот со схемами

 

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb1-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_13.swf

Учитель демонстрирует видеофрагмент “Действие кислот на индикаторы”http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_01.swf

Демонстрирует таблицу с названиями и формулами кислот. Раздает детям готовые мини-таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями, где указаны их характеристики)

HNO3,H2SO4, H3PO4


 

Правила техники безопасности при работе с кислотами

Учитель ставит проблему: Если уксус попал на кожу рук, каковы будут ваши действия?

Кислоты в природе и в жизни человека

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb2-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_14.swf

Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде викторины (которую проводят сами дети), анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Учитель предлагает выполнить тесты контролируя выполнение задания

(Б) Выберите формулы одноосновных кислородосодержащих кислот

а) H2SiO3

б) HNO3

в) НСl

г) HNO2

д) H3PO4

е) HBr

(П)Выберите формулы кислот, ион кислотного остатка которых имеет заряд 1-

а) H2

б) HNO3

в) H2CO3 

г) НСl

д) H3PO4

е) H2SO4

Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.

Обучающиеся (работают в парах) составляют задания друг для друга по характеристикам в табличках, составляют отзыв на работу товарища)

Как называется данная кислота?

Какую основность она имеет?

Какова ее молярная масса?

Сообщение учащегося «Правила обращения с кислотами», сопровождаемая картинками

Делают вывод: независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствам

Учащийся отвечает, остальные дополняют, комментируют.

Индивидуальная и парная работа обучающихся: (составляют вопросы викторины и формулируют вопросы обратной связи)

Какая кислота находится в желудке человека? (Соляная)

Какова ее формула? Основность? Молярная масса? Какая кислота используется для приготовления газированной воды? (Угольная) Ит.д.


 


 

Самостоятельно выполняют и тестовые задания. Обучающиеся осуществляют самопроверку и взаимопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы и работу других учащихся. Вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; высказывают и обосновывают свою точку зрения

Рефлексивно – оценочный

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Организует рефлексию в форме анкетирования

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким / длинным

  • За урок я: не устал(а) /

5. Мое настроение:

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключается обьяснение учителя и репродуктивная деятельность.

Сами составляют синквейн о кислотах

Органические, неорганические

Прожигают, обугливают, кислят

Содержатся в щавеле, желудке, крапиве

Газировка

 

 

Организует обратную связь с целью оценки эффективности достижения поставленной цели, соотносит цель и результат. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли мы её?

А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы:

Что изучили на уроке?

Что было легко? В чем были трудности? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Возвратимся к эпиграфу урока. Изучая кислоты, мы узнали что они образуют соли. Что это за вещества? Возникла новая проблема, которую мы будем решать на следующем уроке.

Осознают смысл эпиграфа, нацеливаются на дальнейшее получение учебных занятий.

Домашнее задание

 

Поясняет и настраивает на выполнение заданий §30, вопросы (уровень заданий выбирают сами учащиеся), творческие задания по желанию (синквейн, кроссворд, презентация)

Учащиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


 

Опубликовано в группе «В помощь аттестующимся педагогическим работникам»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.