Урок кибербезопасности для школьников (5–6 классы)

3
0
Материал опубликован 19 May 2020


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Детский технопарк «Кванториум»

Методические рекомендации

«Урок кибербезопасности для школьников»

Возраст обучающихся 10 - 12 лет

Длительность 2 ак.часа

Педагог доп.образования Баранова Е.Д.

HV6A1tIGBufGYeRtE7bsbO8CoBUqP2pCZLg9n2alwkJJTj2BLQ5vejVVl1_fsLu-Zezs4EBXPA9Spjl_jzyUmr88ly8IE8Od3zqiOpW5c9LonWulIt2H7IIgdkDBIS8L0ZHHh_To




Рыбинск

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Современный мир меняется быстрее, чем за ним поспевает эволюция. Технологии ускорили время и сделали человека еще сильнее. Но готовы ли мы к этим переменам, когда инструменты управления, которые мы использовали пять или десять лет назад, больше не работают? Каждое поколение считает, что их устойчивость к переменам выше, чем у их родителей. Это верно, но только от части. Дело в том, что в своих прогнозах и ожиданиях перемен стало появляться много ошибок. Перемены наступают гораздо быстрее, чем их прогнозируют.

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем в современной России. По различным данным в России каждый день заходит более 80% всех детей, но при этом более 90% процентов сталкивалась с различными проблемами в сети.

Кроме формирования законодательного пространства в части обеспечения информационной безопасности детей, повышение информационной грамотности детей определяется как задача государства и общественных организаций.


Цель:

Создать интеллект-карту, интегрирующую полученные знания о безопасном и целесообразном поведении при работе с компьютерными программами и в Интернете, а также о нормах информационной этики.

Задачи:

  1. Выявить значимые проблемы, которые могут быть решены с помощью повышения уровня образованности в сфере кибербезопасности пользователей информационных технологий;

  2. Сформировать понятие, определить функции и сферы распространения ключевых приемов и правил кибергигиены;

  3. Подвести итоги, определить основные правила безопасного существования в информационном мире, отразить полученные знания в графической форме.

Ожидаемые образовательные результаты обучающихся:

Прогнозируется, что обучающиеся будут:

  • понимать значимые проблемы, которые могут быть решены с помощью повышения уровня образованности в сфере кибербезопасности пользователей информационных технологий;

  • иметь понятие, определять функции и сферы распространения ключевых приемов и правил кибергигиены;

  • знать и пользоваться основными правилами безопасного существования в информационном мире, смогут отразить полученные знания в графической форме.

Рассчитан на 2 ак.часа (90 мин.) для школьников 10-12 лет.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Этап

Краткое содержание

Длитель-

ность

1

Введение в проблемное поле. Фиксация актуальности проблемы: незащищенность информационного мира и низкая грамотность пользователей ИТ

10 мин

2

Тенденции развития мира информационных технологий и место человека в нем. Фиксация определяющей роли технически-грамотного специалиста во всех сферах жизни современного общества 

10 мин

3

Обсуждение на тему «умные города» и угрозы безопасности в них

20 мин

4

Обсуждение киберугроз и правил кибергигиены

20 мин

5

Создание интеллект карты о кибербезопасности

30 мин


Содержание занятия

1 этап

r5N4M3ZcOhGbzyw9w43kyZ-xW1nSSVUsn1UWB9AKh932myOkB5D2zZ6R4j3ruW4z8AjUNiD78lqXcG9x_z6aSXUAsLX0LPRIXdTIbnhNH5SyS-0Q3riViXHaN2wAKJDUHA3Vy4WI

Инициация беседы о том, какие опасности могут подстерегать юного пользователя Интернета с уточнениями, с чем именно обучающиеся уже сталкивались. В качестве визуализации можно использовать стикеры, затем ответы кластеризовать, систематизировать, дополнить, чтобы сформировалось понимание разных проявлений кибератак и угроз всемирной сети.


2 этап

X57MbsReFPECrIpefbkqTapIqIXYWXnvp_r5qLb0R3jAQmgFO6KwlAG-YWWo17Z4Xq3uB7X1IsoAzZtfL_WNDOFLTCHTIiRHsdM12OXNM6rdEV_Ngztb72PRfFSxxtGhb2jRhZ2b

По оценкам Организации Объединенных Наций, к 2050 году 67% населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены. Муниципалитеты не всегда справляются с уборкой мусора, в некоторых районах перебои с электричеством случаются чаще, чем в других, и так далее. Чтобы повысить качество городских услуг, администрации все чаще внедряют различные информационные системы.

«Умный город» (или smart city) — это не просто модная концепция. В конце XX века рост городского населения привел к транспортным коллапсам, многократно возросла нагрузка на жилищно-коммунальные службы. Годами работавшие алгоритмы городского хозяйства стали давать сбои. Росли очереди в поликлиниках и государственных организациях, работающих с населением. Жить в таких городах стало сложно, неприятно и некомфортно.

КАКОЕ РЕШЕНИЕ?


Получаем ответы от обучающихся, подводим к формулированию вывода:

городскому хозяйству требуются решения, позволяющие перенести большую часть управленческой нагрузки на компьютеры, которые, как известно, не устают и почти не ошибаются, то есть сделать городское хозяйство максимально автоматизированным, а город — «умным».

И главное — умному городу должны соответствовать умные люди, которым предстоит всем этим пользоваться и управлять.


3 этап


eX22uPI7UEcJtMWJDssb2bJzdX-VCfT2UcNcM3UBRWBlbLKSEj8ZjApJMPIXj7i0IRfWDC7Np6j4q1HPs5ZoQMNWztF-PDWbam3o_fI0hkVIgOjLNY_Kz_bnpdZ941z2ztI-U3tZ

Технологии позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, и следить за тем, что происходит в городе, как он развивается, и как еще можно улучшить качество жизни. За счет использования датчиков накопленные данные от городских жителей и устройств обрабатываются и анализируются. Собранная информация — это ключ к решению проблем. 

Обсуждение вопроса:

КАКИЕ СФЕРЫ жизни горожан может охватить технология “умный город”?

(безопасность, транспорт, медицинские услуги, коммунальное хозяйство,

благоустройство и т.д.) 


Для генерации ответов также можно использовать флипчарт, стикеры. Затем систематизировать ответы и сделать вывод.


Угрозы безопасности умных городов


Проблемы информационной безопасности таких городов остаются актуальными. Если не подумать о защите заблаговременно, то впоследствии решать возможные проблемы будет гораздо сложнее и затратнее, а город при этом может стать открытым и беззащитным для киберпреступников.

Критическая инфраструктура,

наиболее восприимчивая к кибератакам


ПОЧЕМУ ЭТИ СФЕРЫ?


Энергетический сектор

Системы

коммуникации

Сфера финансовых услуг

Wlp5qQlqql-8VaJCSo_eyeUViMsjyGkrqppeXgoQTXaey4RkrV__K75CLDworE-fvkak54KgeQrRUnE7P_mXG7x-pXpgHdFNdDiqN8a6XRBZW1xor_pbW-SnTMrMXqb_jL9aldj1

PjmkiP24jdLN3nxpaqfpVm2J-LXFNBReIm4QYwHmhd6uiGVnCtGInB8SQH69Cimi1nCpVqMV41U8FOCmq8DIWNu5vxrz-GzTLd1XOOknAqiEXq6GmKAAOITZfBWWJ2gDBQ0qHwwl

QIoFIKIAXH4E1JFiRAGCO_RH8wV95CQbJXkYXIISnMzjcaCQH0PMbfQa4Csgeaim-n5X_1b8_1raiawuSQrEVpc09XvVg7T5HuPQ81N8Nj0lCuU9m1dZcLHP8had13S_cWVdI_Qe


АТАКИ СЕГОДНЯ ЭТО…

При этом очень сильно меняется профиль атак. Когда мы говорим об атаках на объекты КИИ, то цель злоумышленника — не моментальное действие, а получение какой-то точки присутствия и возможности дальнейшего контроля. И в этом случае хакер ведет очень аккуратную, длящуюся многие месяцы, атаку, постепенно расширяя свое присутствие в разных сегментах. 


4 этап

Работа в подгруппах. Деление на подгруппы происходит с помощью командообразующей игры. 

66cy-iX0RUjhl4R7kNy50z5g8nBSDU2VhezPRD26eFOYmlSJXin-gvdN9WSlJ0BQpuBNFVpGALdWe6Tm0PDKm_-smsH72o_mgacWPxIDk2XkI3kozviUfF_UOe2DNl8S44sG7Y45


Задание 1: перечислите все устройства в современном доме, которые могут быть подключены к интернету.

(Ответы: системы наружного видеонаблюдения прилегающей дворовой территории, системы электронных замков с удаленным оповещением об открытии дверей, подвалов, чердаков и окон, датчики движения, датчики воды, электричества, температуры воздуха, пожарные датчики задымления, датчики контроля за системами жизнеобеспечения дома, например, водяных котлов для отопления дома, датчики утечки газа, дроны для контроля с воздуха за прилегающей территорией и пр., умные вещи IoT (internet of things): холодильник, пылесос, кофеварка, телевизор)


Задание 2: придумайте и опишите модели (возможные сценарии) угроз, которым подвержены ваши домашние устройства в квартире и доме, и расскажите, как они могут повлиять на городскую инфраструктуру

(Ответы должен содержать: модель угроз, мотив злоумышленников, устройство, на которое нацелена атака, способы его управления, возможные последствия для города и персонально для человека.)


Презентация результатов работы подгрупп.


5 этап

Работа в подгруппах. На основе полученных знаний и с помощью поиска дополнительной информации требуется составить интеллект карту о кибербезопасности. Рекомендуется не ограничивать творчество обучающихся, принимать участие только лишь в соблюдении временных рамок и удержании смысловой рамки работы.

VooktPDVRxO_MR2EHc0MMNuxL4qcS86HxTGvDjG8R5ebRhNL0c8UzDGgN8PnjHX0w8dkCQ7tfCHmjHLIlCfDpR0CJnmEkzO4CxV8kHs8n4xx9MDz-RdUSFk8fdzagUinL-co1PYJ


Использованные источники


1.Портал “Единый урок” https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/127-pedagogicheskie-programmy/152-osnovy-kiberbezopasnosti?start=1

2.Кружковое движение НТИ https://kruzhok.org/

3.Ментальные карты https://kolesnik.ru/methods/mindmaps/


Комментарии
Комментариев пока нет.