Урок кибербезопасности для школьников (5–6 классы)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Детский технопарк «Кванториум»
Методические рекомендации
«Урок кибербезопасности для школьников»
Возраст обучающихся 10 - 12 лет
Длительность 2 ак.часа
Педагог доп.образования Баранова Е.Д.
Рыбинск
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Современный мир меняется быстрее, чем за ним поспевает эволюция. Технологии ускорили время и сделали человека еще сильнее. Но готовы ли мы к этим переменам, когда инструменты управления, которые мы использовали пять или десять лет назад, больше не работают? Каждое поколение считает, что их устойчивость к переменам выше, чем у их родителей. Это верно, но только от части. Дело в том, что в своих прогнозах и ожиданиях перемен стало появляться много ошибок. Перемены наступают гораздо быстрее, чем их прогнозируют.
Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем в современной России. По различным данным в России каждый день заходит более 80% всех детей, но при этом более 90% процентов сталкивалась с различными проблемами в сети.
Кроме формирования законодательного пространства в части обеспечения информационной безопасности детей, повышение информационной грамотности детей определяется как задача государства и общественных организаций.
Цель:
Создать интеллект-карту, интегрирующую полученные знания о безопасном и целесообразном поведении при работе с компьютерными программами и в Интернете, а также о нормах информационной этики.
Задачи:
Выявить значимые проблемы, которые могут быть решены с помощью повышения уровня образованности в сфере кибербезопасности пользователей информационных технологий;
Сформировать понятие, определить функции и сферы распространения ключевых приемов и правил кибергигиены;
Подвести итоги, определить основные правила безопасного существования в информационном мире, отразить полученные знания в графической форме.
Ожидаемые образовательные результаты обучающихся:
Прогнозируется, что обучающиеся будут:
понимать значимые проблемы, которые могут быть решены с помощью повышения уровня образованности в сфере кибербезопасности пользователей информационных технологий;
иметь понятие, определять функции и сферы распространения ключевых приемов и правил кибергигиены;
знать и пользоваться основными правилами безопасного существования в информационном мире, смогут отразить полученные знания в графической форме.
Рассчитан на 2 ак.часа (90 мин.) для школьников 10-12 лет.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этап | Краткое содержание | Длитель- ность |
1 | Введение в проблемное поле. Фиксация актуальности проблемы: незащищенность информационного мира и низкая грамотность пользователей ИТ | 10 мин |
2 | Тенденции развития мира информационных технологий и место человека в нем. Фиксация определяющей роли технически-грамотного специалиста во всех сферах жизни современного общества | 10 мин |
3 | Обсуждение на тему «умные города» и угрозы безопасности в них | 20 мин |
4 | Обсуждение киберугроз и правил кибергигиены | 20 мин |
5 | Создание интеллект карты о кибербезопасности | 30 мин |
Содержание занятия
1 этап
Инициация беседы о том, какие опасности могут подстерегать юного пользователя Интернета с уточнениями, с чем именно обучающиеся уже сталкивались. В качестве визуализации можно использовать стикеры, затем ответы кластеризовать, систематизировать, дополнить, чтобы сформировалось понимание разных проявлений кибератак и угроз всемирной сети.
2 этап
По оценкам Организации Объединенных Наций, к 2050 году 67% населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены. Муниципалитеты не всегда справляются с уборкой мусора, в некоторых районах перебои с электричеством случаются чаще, чем в других, и так далее. Чтобы повысить качество городских услуг, администрации все чаще внедряют различные информационные системы.
«Умный город» (или smart city) — это не просто модная концепция. В конце XX века рост городского населения привел к транспортным коллапсам, многократно возросла нагрузка на жилищно-коммунальные службы. Годами работавшие алгоритмы городского хозяйства стали давать сбои. Росли очереди в поликлиниках и государственных организациях, работающих с населением. Жить в таких городах стало сложно, неприятно и некомфортно.
КАКОЕ РЕШЕНИЕ?
Получаем ответы от обучающихся, подводим к формулированию вывода:
городскому хозяйству требуются решения, позволяющие перенести большую часть управленческой нагрузки на компьютеры, которые, как известно, не устают и почти не ошибаются, то есть сделать городское хозяйство максимально автоматизированным, а город — «умным».
И главное — умному городу должны соответствовать умные люди, которым предстоит всем этим пользоваться и управлять.
3 этап
Технологии позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, и следить за тем, что происходит в городе, как он развивается, и как еще можно улучшить качество жизни. За счет использования датчиков накопленные данные от городских жителей и устройств обрабатываются и анализируются. Собранная информация — это ключ к решению проблем.
Обсуждение вопроса:
КАКИЕ СФЕРЫ жизни горожан может охватить технология “умный город”?
(безопасность, транспорт, медицинские услуги, коммунальное хозяйство,
благоустройство и т.д.)
Для генерации ответов также можно использовать флипчарт, стикеры. Затем систематизировать ответы и сделать вывод.
Угрозы безопасности умных городов
Проблемы информационной безопасности таких городов остаются актуальными. Если не подумать о защите заблаговременно, то впоследствии решать возможные проблемы будет гораздо сложнее и затратнее, а город при этом может стать открытым и беззащитным для киберпреступников.
Критическая инфраструктура,
наиболее восприимчивая к кибератакам
ПОЧЕМУ ЭТИ СФЕРЫ?
Энергетический сектор | Системы коммуникации | Сфера финансовых услуг |
АТАКИ СЕГОДНЯ ЭТО…
При этом очень сильно меняется профиль атак. Когда мы говорим об атаках на объекты КИИ, то цель злоумышленника — не моментальное действие, а получение какой-то точки присутствия и возможности дальнейшего контроля. И в этом случае хакер ведет очень аккуратную, длящуюся многие месяцы, атаку, постепенно расширяя свое присутствие в разных сегментах.
4 этап
Работа в подгруппах. Деление на подгруппы происходит с помощью командообразующей игры.
Задание 1: перечислите все устройства в современном доме, которые могут быть подключены к интернету.
(Ответы: системы наружного видеонаблюдения прилегающей дворовой территории, системы электронных замков с удаленным оповещением об открытии дверей, подвалов, чердаков и окон, датчики движения, датчики воды, электричества, температуры воздуха, пожарные датчики задымления, датчики контроля за системами жизнеобеспечения дома, например, водяных котлов для отопления дома, датчики утечки газа, дроны для контроля с воздуха за прилегающей территорией и пр., умные вещи IoT (internet of things): холодильник, пылесос, кофеварка, телевизор)
Задание 2: придумайте и опишите модели (возможные сценарии) угроз, которым подвержены ваши домашние устройства в квартире и доме, и расскажите, как они могут повлиять на городскую инфраструктуру
(Ответы должен содержать: модель угроз, мотив злоумышленников, устройство, на которое нацелена атака, способы его управления, возможные последствия для города и персонально для человека.)
Презентация результатов работы подгрупп.
5 этап
Работа в подгруппах. На основе полученных знаний и с помощью поиска дополнительной информации требуется составить интеллект карту о кибербезопасности. Рекомендуется не ограничивать творчество обучающихся, принимать участие только лишь в соблюдении временных рамок и удержании смысловой рамки работы.
Использованные источники
1.Портал “Единый урок” https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/127-pedagogicheskie-programmy/152-osnovy-kiberbezopasnosti?start=1
2.Кружковое движение НТИ https://kruzhok.org/
3.Ментальные карты https://kolesnik.ru/methods/mindmaps/