Урок -лекция"история развития баскетбола"
История развития баскетбола
Баскетбол – это динамичный командный вид спорта, история которого началась в 1891 году в стенах Спрингфилдского колледжа в США. Его изобретателем стал преподаватель физической культуры Джеймс Нейсмит, стремившийся создать игру, которая бы сочетала в себе элементы других спортивных дисциплин, но при этом была бы безопасной и доступной для студентов. Нейсмит, вдохновленный, по некоторым данным, канадской народной игрой «лакросс», предложил игру, которая, по его собственным словам, «легка для освоения, но сложна для совершенствования». Это высказывание оказалось пророческим – баскетбол быстро завоевал популярность, значительно превзойдя ожидания своего создателя.
Первоначальная игра сильно отличалась от современного баскетбола. Девять игроков от каждой команды пытались забросить футбольный мяч в корзины из-под персиков, прикреплённые к балкону спортивного зала на высоте 3,05 метра. Бег с мячом в руках был запрещён, а контактные столкновения между игроками сводились к минимуму. Это были базовые правила, направленные на создание безопасной и одновременно интересной игры, подходящей для условий ограниченного пространства зала. Необходимо отметить, что изначально упор делался на передачу мяча и точность броска, а не на стремительные прорывы и сложные индивидуальные действия. В этих первых играх, наблюдался сильный акцент на командную стратегию и тактическое взаимодействие.
Первый официальный матч состоялся в декабре 1891 года, а в 1892 году Нейсмит опубликовал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую 13 пунктов, многие из которых легли в основу современных правил. Интересно отметить, что первоначальные правила не содержали многих аспектов, которые сегодня считаются неотъемлемой частью баскетбола, например, фолы, штрафные броски и четкие определения нарушений. Это постепенно эволюционировало с развитием самой игры.
Первые годы существования баскетбола были отмечены быстрым развитием техники игры. Уже в 1893 году корзины из-под персиков были заменены на железные кольца с сеткой, что значительно упростило процесс извлечения мяча из корзины после заброшенного гола. В 1894 году изменились размеры мяча: увеличился его диаметр, что сделало игру более комфортной и адаптивной к физическим возможностям игроков. Этот шаг также способствовал развитию более сложной и динамичной игры.
В 1895 году произошло значительное изменение в составе команд – число игроков в каждой команде было сокращено с девяти до пяти. Это решение было принято из-за быстрого повышения скорости игры и общей мобильности игроков. Меньшее количество игроков на площадке обеспечивало более динамичный, быстрый и зрелищный характер игры. Увеличение скорости и маневренности игроков стало ключевым фактором в развитии тактических схем и индивидуальных навыков. Появление щитов вокруг колец в том же году также значительно повлияло на игру, сделав ее более разнообразной и предоставив больше возможностей для атакующих действий. Щиты уменьшили количество мячей, которые просто отскакивали от кольца, и дали возможность игрокам использовать отскок мяча от щита для более точных бросков.
Дальнейшее развитие баскетбола было связано с постоянными изменениями правил, которые направлены на обеспечение безопасности игроков, повышение зрелищности игры и создания более сбалансированного игрового процесса. Вводились новые понятия, такие как фолы, персональные и командные нарушения, временные и технические штрафы. Произошла стандартизация размеров площадки, высоты кольца, размеров мяча, а также введение дополнительных элементов в правила, например, лимит времени владения мячом.
В XX веке баскетбол вышел за пределы студенческих спортивных залов и стал одним из самых популярных видов спорта во всём мире. Его популярность не ограничивалась только США, игра быстро распространилась по Европе, Азии, Латинской Америке и Африке. Создавались национальные федерации, проводились международные турниры, включая Олимпийские игры. На профессиональном уровне возникли сильнейшие лиги, такие как NBA (Национальная баскетбольная ассоциация) в США, Евролига в Европе и другие, которые привлекают миллионы зрителей по всему миру.
В современном баскетболе мы видим сложное сочетание индивидуального мастерства и командной работы. Игроки обладают невероятной физической подготовкой, скоростью и ловкостью. Тактические схемы команд постоянно совершенствуются, используются сложные комбинации передач, маневры для обхода соперников, а броски выполняются с различных дистанций и под разными углами. Современный баскетбол – это не только спортивное соревнование, но и грандиозное шоу, с миллионными аудиториями, знаменитыми спортсменами и огромным коммерческим потенциалом. И всё это началось с простой идеи Джеймса Нейсмита, предложившего миру игру, которая продолжает развиваться и завоевывать сердца миллионов людей по всему миру.
Инструкция по технике безопасности на занятиях по баскетболу
Общие требования безопасности
Перед началом занятий спортплощадка и оборудование должны соответствовать требованиям безопасности. К занятиям допускаются только учащиеся, которые:
прошли медицинский осмотр;
прослушали инструктаж по технике безопасности;
имеют спортивную обувь и форму, которая не ограничивает движения и соответствует условиям и теме занятия.
Учащимся следует:
коротко подстригать ногти;
заходить в спортивный зал и брать инвентарь с разрешения тренера;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, используя его строго по назначению;
знать и соблюдать правила игры;
изучить и придерживаться инструкции по безопасности.
Требования безопасности перед началом занятия
Перед началом занятия учащиеся должны:
переодеться в раздевалке, надеть спортивную форму и обувь;
снять с себя опасные для окружающих предметы (часы, серьги и т.п.);
убрать из карманов все колющие или посторонние предметы;
под руководством тренера подготовить инвентарь и оборудование для занятия;
разместить мячи так, чтобы они не катались по залу, под контролем тренера.
Требования безопасности во время занятия
При выполнении упражнений в движении учащимся следует:
избегать столкновений с другими учащимися;
перемещаясь спиной, смотреть через плечо;
избегать резких движений, если этого не требует игровая ситуация;
соблюдать дистанцию и интервалы;
проявлять внимание при перемещении по залу, особенно когда другие учащиеся выполняют упражнения.
Ведение мяча
При ведении мяча учащиеся обязаны:
следить за мячом, держать голову поднятой;
при смене направления проверять, что на пути нет других учащихся, чтобы избежать столкновений;
при выполнении упражнения крепко удерживать мяч в руках.
Передача мяча
При передаче мяча учащиеся должны:
ловить мяч, используя изученный способ;
перед выполнением передачи убедиться, что партнер готов к приему мяча;
корректировать силу передачи в зависимости от расстояния до партнера;
помнить, что нельзя бить мяч ногой или бросать его друг в друга.
Бросок
При броске в кольцо учащиеся должны:
выполнять бросок с соблюдением техники, указанной тренером;
контролировать отскок мяча других участников при подборе мяча под щитом.
Меры предосторожности:
не толкать других учащихся во время броска;
при движении с мячом не хвататься за стенки и не висеть на кольце.
Во время игры учащиеся обязаны:
следить за перемещениями игроков и мячом на площадке;
избегать столкновений;
по сигналу судьи или тренера прекращать игровые действия.
Запрещено:
толкать других игроков, ставить подножки, бить по рукам;
хватать соперников или препятствовать их движению;
широко расставлять ноги и локти;
при бросках и передачах дразнить соперника или размахивать руками перед его лицом;
выбегать на площадку игрокам, находящимся на скамейке запасных.
Организация занятий по баскетболу
Организация уроков физического воспитания для обучения баскетболу в учебных учреждениях направлена на достижение ключевой цели — освоение технических навыков и тактических умений, необходимых для игры в баскетбол. Для достижения этой цели ставятся конкретные задачи, среди которых:
укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся.
формирование устойчивой потребности в систематических и самостоятельных физических занятиях.
обогащение знаний в области гигиены и основ теории физической культуры и спорта.
развитие базовых физических качеств.
Все указанные задачи реализуются в ходе уроков физической культуры. Основной формой организации занятий по баскетболу является урок, который проводится с постоянным составом участников по утвержденному расписанию под руководством педагога. Для успешного достижения всех задач требуется регулярное выполнение упражнений общей и специальной физической подготовки, а также самостоятельная работа над техникой и тактикой и участие в соревнованиях.
Содержание и этапы проведения занятий
Каждое занятие должно быть связано с предыдущими уроками и создавать основу для последующих занятий. Урок по баскетболу имеет определенную структуру, включающую три основных части: подготовительную, основную и заключительную.
Цель подготовительной части — организовать и настроить учащихся на предстоящую деятельность. Основная часть предназначена для обучения специальным знаниям и навыкам с их последующим совершенствованием. Заключительная часть служит для завершения работы и приведения организма учеников в оптимальное состояние для последующей активности.
Подготовительная часть урока
Перед началом подготовительной части ставятся такие задачи, как:
организация учащихся, мобилизация их внимания и создание положительного эмоционального настроя.
подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению различных движений, а также активизация нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Для решения этих задач обычно применяются следующие виды упражнений: строевые, упражнения на внимание, общеразвивающие элементы (различные виды ходьбы, бега, прыжков), а также ранее изученные элементы техники баскетбола.
Продолжительность подготовительной части составляет 5–7 минут при уроке продолжительностью 40 минут.
Рекомендации для подготовительной части:
заранее подготовить инвентарь и место для занятий.
начинать урок с построения и постановки задач для целенаправленного проведения занятия.
проводить подготовительную часть без длительных пауз.
использовать стандартную терминологию для выполнения строевых и общеразвивающих упражнений.
чередовать упражнения для обеспечения нагрузки на разные группы мышц.
применять упражнения с большой амплитудой и умеренной интенсивностью, чередуя силовые упражнения с растяжками и расслаблением, а медленные движения — с быстрыми.
использовать подвижные игры, подготавливающие к игре в баскетбол.
Основная часть урока
Основная часть урока включает в себя такие задачи, как:
изучение и совершенствование техники нападения и защиты.
освоение тактических элементов игры.
повышение уровня физической подготовки учащихся.
формирование специфических двигательных навыков.
применение приобретенных умений в различных игровых ситуациях.
В этой части используются специальные подготовительные упражнения, элементы техники и тактики, а также подвижные игры и учебные игры по баскетболу. Продолжительность основной части — 26–30 минут при сорокаминутном уроке.
Рекомендации для основной части:
стремиться к максимальному использованию мячей.
проводить занятия в поточной и игровой форме, использовать круговую тренировку.
следовать этапам обучения элементам игры: знакомство с элементом, разучивание в упрощенных условиях, выполнение в усложненных условиях и закрепление в игровых ситуациях.
в основной части выделяются два раздела: обучение и совершенствование отдельных технических и тактических приемов, а также их применение и закрепление в ходе игры.
Заключительная часть урока
Заключительная часть длится около 5–7 минут. Ее цель — привести организм учащихся в оптимальное состояние для дальнейшей деятельности. На этом этапе ставятся задачи: подведение итогов урока, постепенное снижение нагрузки на дыхательную, мышечную, нервную и сердечно-сосудистую системы, а также подготовка к последующей учебной или физической активности. На этом этапе рекомендуется использовать спокойную ходьбу, строевые упражнения, элементы для расслабления и внимание, умеренный бег.
Во время заключительной части учитель может подвести итоги, указать на допущенные ошибки и дать рекомендации для дальнейшего совершенствования.
Техника передвижений, остановок, передач, бросков и ловли мяча
в баскетболе
Баскетбол — это игра, требующая от игроков высокой координации, скорости и техники, в которой используют разнообразные технические приемы как с мячом, так и без него. Эти приемы делятся на две основные категории: приемы для атаки и приемы для защиты. Рассмотрим подробно технику основных элементов:
Передвижения:
Бег: базовый элемент игры. Ключевые моменты – высокая частота шагов, короткие шаги, активное отталкивание от пола всей стопой, прямая спина, высоко поднятые колени, взгляд направлен вперед. Важно уметь бегать как вперед, так и боком (для обхода соперника), и назад (для защиты). Центр тяжести должен быть низким для лучшей устойчивости и быстрого изменения направления движения. В баскетболе бег может быть как плавным, так и с резким ускорением на короткие дистанции, дополняться остановками и прыжками. При беге шаги мягкие, ноги ставятся на всю стопу или перекатываются с пятки на носок, при этом ноги немного больше сгибаются, чем при обычном беге. Для резких ускорений выполняют короткие шаги на носках.
Спринт: быстрый бег на короткие дистанции. Требует максимальной отдачи, еще более короткой длины шага и высокой частоты.
Рывки: Быстрые ускорения и замедления, часто используются для обхода защитника. Важен баланс и контроль над телом.
Изменения направления: быстрое изменение направления бега. Для этого нужно плавно перенести вес тела на опорную ногу, резко повернуться в нужном направлении и продолжить движение. Важно чувствовать баланс и использовать низкий центр тяжести.
Передвижения с мячом: дриблинг (ведение мяча). Мяч ведется одной рукой, кисть руки должна быть расслаблена, пальцы контролируют мяч. Движения должны быть короткими и частыми, на уровне бедра или чуть ниже. Важно менять ритм и амплитуду ведения, чтобы обмануть соперника. Можно вести мяч на разных уровнях (низко, высоко) и использовать различные способы дриблинга (например, crossover – ведение мяча крест-накрест).
Остановки:
Одновременно с прыжками и передвижениями отрабатывают технику остановок. При этом важно равномерно распределить вес тела на обе ноги, чтобы сохранить равновесие.
Остановка прыжком: игрок бежит, делает прыжок и приземляется на две ноги, при этом мягко гася скорость. Важно приземлиться на согнутые в коленях ноги, чтобы избежать травм.
Остановка скольжением: игрок замедляет бег, перенося вес тела на опорную ногу и слегка скользя другой ногой по площадке. Этот способ используется для быстрых остановок и резких изменений направления.
Остановка шагом: игрок делает последний шаг, полностью останавливаясь на двух ногах, при этом туловище остается прямым.
Сначала изучается остановка шагом, затем — прыжком. Упражнения с остановками постепенно усложняются — сначала они выполняются без мяча, а затем с передачей и ловлей мяча. Ошибки, как правило, заключаются в выполнении остановки до момента ловли мяча или наклоне туловища вперед, что приводит к потере равновесия и пробежке.
Передачи:
Все передачи должны выполняться точно, с достаточной силой и точным направлением. Важно правильно держать мяч, использовать все пальцы, а не только ладонь.
Наискось: передача под острым углом к партнеру. Используется для обхода защитников.
Прямая: прямая передача мяча партнеру. Простая и эффективная передача на короткие дистанции.
Низкая: передача мяча близко к земле. Используется для обхода защитников и для передачи в условиях плотной защиты.
Верхняя: передача мяча над головой. Используется для передачи на дальние расстояния.
Передача от груди: мяч удерживается двумя руками на уровне груди, затем разгибанием рук и движением запястий мяч передается партнеру.
Передача с отскоком: мяч бросается о площадку перед партнером, чтобы отскочив, попасть ему в руки. Используется, когда передача "с руки в руку" затруднена защитой.
Броски:
Бросок с места: выполняется стоя, без прыжка. Ноги слегка согнуты в коленях, мяч удерживается обеими руками, бросок производится разгибанием ног и рук.
Бросок с прыжком: выполняется после прыжка. Мяч удерживается двумя руками, бросок осуществляется в верхней точке прыжка. Важно принять правильное положение тела, нацелить мяч в корзину и выпустить его с мягким импульсом, используя кисти и пальцы.
Бросок с отскоком: мяч бросается о площадку перед корзиной, отскакивает и попадает в корзину.
Длинный бросок: бросок с дальнего расстояния, требует хорошей точности и силы.
Бросок крюком: сложный бросок, выполняемый обычно в борьбе с защитником, затрудняющий перехват.
Во всех бросках важна правильная стойка, замах, выброс мяча и следование за мячом взглядом. Тренировки необходимы для развития силы, точности и чувства мяча.
Это лишь краткий обзор основных техник. Каждая из них требует длительных и систематических тренировок для достижения совершенства. В баскетболе важна не только техника, но и тактическое мышление, командная игра и физическая подготовка.
Ловля мяча
Техника ловли мяча в баскетболе — это сложный, но важный навык, определяющий эффективность игрока как в атаке, так и в защите. Ключ к успешной ловле — это подготовка и правильное положение тела. Разберём детально:
Подготовка:
Позиционирование: прежде чем мяч долетит, важно занять правильную стойку. Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая, но не напряженная. Центр тяжести должен быть низко, что позволит быстро реагировать на изменения траектории полета мяча. Тело должно быть готово к движению в любом направлении.
Взгляд на мяч: слежение за мячом от момента его броска или паса до самого момента ловли. Это позволит оценить его траекторию, скорость и вращение. Не отводить взгляд до тех пор, пока мяч не окажется руках.
Ловля мяча:
Руки: руки должны быть подняты и согнуты в локтях, образуя своеобразную "корзинку". Ладони должны быть направлены к мячу, пальцы слегка согнуты и разведены. Вытянутые руки уменьшат контроль и повысят риск неудачной ловли. Большие пальцы должны быть обращены друг к другу, образуя "V". Это естественное положение, обеспечивающее надежный захват.
Контакт с мячом: когда мяч приближается, мягко и следует плавно направить руки к нему, не пытаясь поймать мяч жестко, это может привести к рикошету или травме. Мягкая амортизация за счет согнутых локтей и постепенного замедления мяча в руках очень важна.
После ловли:
Устойчивость: после ловли нужно сохранять устойчивое положение не теряя равновесие. Для этого необходимо своевременно и правильно перемещать вес тела.
Следующее действие: после того, как пойман мяч, следует быстро принять решение о следующем действии: пас, бросок, ведение.
Типы ловли:
Двумя руками: это наиболее распространенный способ ловли мяча, подходит для большинства ситуаций.
Одной рукой: используется, когда мяч летит под необычным углом, или когда у вас нет времени на ловлю двумя руками. Требует больше навыка и координации.
Ловля после отскока: требует быстрой реакции и точной оценки траектории отскока.