Рабочая программа секции «Баскетбол»
Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), видами учебного учреждения (городские и сельские школы), регионально-климатическими условиями проживания школьников.
Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в комплексе.
Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка посредством игры в баскетбол.
задачи программы:
способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов.
Программа построена на принципах:
- целостности процесса обучения предполагающего интеграция основного и дополнительного образования;
- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой физической культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- последовательности и систематичности (предполагает в работе объединения создание такой системы, в которой органически связаны в единое целое все звенья и элементы системы, которая обеспечивает постепенное наращивание сложности в процессе обучения воспитанников, привития им определённых умений и навыков);
- непрерывности и наглядности;
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала);
- репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
- исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств учебный материал);
- соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
- игровой (использование упражнений в игровой форме);
Программа секции по баскетболу составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
Тип подго- товки |
К – во часов |
|
План |
Факт |
||||
|
|
|
Инструктаж по Т.Б. Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП |
Теор.
ОФП |
1
1 |
|
|
|
История развития баскетбола. Прыжки с толчком с двух ног. |
Теор. Техн. |
1 1 |
|
|
|
Техника передвижения приставными шагами.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Передача мяча двумя руками от груди.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Единая спортивная классификация. Тактика нападения. |
Теор. Такт. |
1 1 |
|
|
|
Техника передвижения при нападении
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Техника передвижения при нападении
|
Техн. |
1 |
|
|
|
СФП
|
СФП |
1 |
|
|
|
Способы ловли мяча.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Личная и общественная гигиена. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. |
Теор. Техн. |
1 1 |
|
|
|
ОФП
|
ОФП |
1 |
|
|
|
Бросок мяча двумя руками от груди.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Физическая подготовка юного спортсмена. СФП |
Теор. СФП |
1 1 |
|
|
|
Взаимодействие трех игроков «треугольник».
|
Такт |
1 |
|
|
|
Техника ведения мяча.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Ведение мяча с переводом на другую руку.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. СФП |
Теор.
СФП |
1
1 |
|
|
|
Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».
|
Такт. |
1 |
|
|
|
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. |
Такт. |
1 |
|
|
|
Сущность и назначение планирования, его виды. ОФП. |
Теор.
ОФП |
1
1 |
|
|
|
Ловля двумя руками «низкого мяча».
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Ведение мяча с высоким и низким отскоком. |
Техн. |
1 |
|
|
|
Закаливание организма спортсмена. Учебная игра. |
Теор. Интегр. |
1 1 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Контрольные испытания.
|
Контр. |
1 |
|
|
|
Командные действия в нападении.
|
Такт. |
1 |
|
|
|
Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
|
Техн. |
2 |
|
|
|
Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП
|
Теор. ОФП |
1 1 |
|
|
|
Многократное выполнение технических приемов. |
Интегр. |
1 |
|
|
|
Учебная игра. |
Интегр. |
1 |
|
|
|
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. |
Такт. |
1 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.
|
Техн. |
1 |
|
|
|
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. |
СФП |
1 |