Урок литературы на тему «Особый тип героя в произведении Н.С.Лескова «Левша»» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 23 December 2019


Приложение

Технологическая карта урока литературы



Тема урока: «Особый тип героя в произведении Н.С.Лескова «Левша»



Класс: 6



Цели и задачи урока:

- развивать творческие способности обучающихся, умения анализировать текст, выстраивать художественный пересказ эпизодов;

- осмыслить идейно-художественное содержание сказа, своеобразие изображения Лесковым особенностей русского характера, проникнуться гордостью за талант простого русского человека;

- раскрыть талант и мастерство героя, патриотизм и талантливость простого русского человека, увидеть авторское отношение к персонажам произведения;

- проанализировать составляющие понятия «русский национальный характер»: доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, «человечкина душа»:

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма школьников через чтение и анализ художественного текста; чувства гордости за русского талантливого человека, чувства сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Тип: урок систематизации и обобщения полученных знаний.



Оборудование: презентация, проектор, экран, карточки с изображением изобретений, конверты зеленого и красного цветов, карточки с цитатами из текста сказа, аудиозапись, изображения силуэта человека, карточки с изображением частей лица, карточки с отрывками из текста, весы, гири, цветные стикеры.















Этапы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность детей

Ключевые понятия

Время

1.Организационный

Здравствуйте.

Сегодня мы продолжим работу над сказом Н.С. Лескова «Левша».

Пожалуйста, обратите внимание на карточки перед вами.

Что изображено на вашей карточке?

-А где могли изобрести это?

Прошу вас отметить на ваших карточках (приложение 1) изобретения, которые появились за рубежом (на карточке очень мелко изображена блоха).

Вы работаете в группах. На выполнение задания 1 минута.











Дети высказывают свои предположения.



Дети отмечают изображения предметов, изобретенных за рубежом.







3 мин.

2. Промежуточная рефлексия

-Какие изобретения вы отметили?

-Почему вы так решили?

-Какие еще есть версии?

(Если нашли блоху – молодцы)

-Итак, из семи наших изобретений, никто не отметил самое замечательное.

-Какое? Приглядитесь.

-Кто ее изобрел?

-Что особенного в этом изобретении?

-Как в наше время называют область науки и техники, которая занимается сверхмалыми величинами?

-Слово технологии нам знакомо, а что же это за приставка такая «нано»? Она пришла к нам из греческого языка, от слова «нанос», что переводится как гном. Только в отличии от блохи, которая служит для развлечения, современные нанотехнологии сделали огромный прорыв в науке и медицине.

-Отложите карточки, к ним мы обратимся позже.

Дети объясняют свой выбор, обсуждают выбор других групп.











-блоха



- англичане

- очень маленькое

- нанотехнологии

















4 мин.

3. Определение темы и цели

-Вернемся к блохе. Англичане создали крошечную стальную блоху, которая еще и танцевать умеет.

-Чем же парировали наши мастера?

-Простые мужики из Тулы, без дипломов и званий, смогли превзойти английских ученых и техников. В чем их секрет? Давайте выясним.

Тема урока: Особый тип героя в произведении Н.С. Лескова «Левша»



Обратите внимание (широкий жест руками на модели на столах).

-Что вы видите?

-Это и есть наш Левша







- Подковали блоху



2 мин.

4. Актуализация знаний. Словарная работа

Николай Семенович был родом из Орловской губернии, он писал свои произведения особым языком, свойственным только ему. Исключительно в его произведениях люди из народа, аристократы и даже иностранцы используют просторечные выражения. В этом особенность творчества Лескова и сказа «Левша».

Перед вами 2 конверта (приложение 2). Откройте зеленый конверт. Перед вами цитаты из текста сказа.

Подчеркните непонятные для вас слова, подберите к ним 2-3 ассоциации и запишите их на рабочем поле.

На это задание у вас 2 мин.

-какие слова вы выделили как непонятные? Какие ассоциации подобрали?

-как вы понимаете эти высказывания?

Теперь откройте красные конверты. Соотнесите свою интерпретацию данных высказываний с высказываниями из второго конверта.

- у кого варианты совпали?

- где вы можете услышать такие выражения?

- представители каких профессий используют такой язык?

- какие по характеру люди могут так говорить?

Давайте сопоставим названные вами характеристики с образом главного героя сказа.

- вспомните диалог Левши с императором.

- каким вы его представили в тот момент? Обратитесь к тексту.

Напишите названные характеристики на желтых стикерах и наклейте их на силуэт героя (облако речи).

Это было ваше представление о герое.

Послушаем, как представил Левшу артист театра и кино, мастер художественного слова, Дмитрий Журавлев.

Аудиофрагмент

- какие новые краски, интонации вы услышали в чтении актера?











Дети получают конверты с заданием.



Дети выделяют незнакомые слова, подбирают к ним ассоциации.





Дети высказывают предположения.



Самопроверка.







- в деревне

- рабочие, слесари, плотники



- простые, наивные, добрые, странные, простодушные







Дети перечитывают фрагмент текста, называют характеристики Левши, записывают их на стикерах.







Прослушивание аудиозаписи.







- говорит забавно, с акцентом, как из деревни, странная речь

Речь, язык

5 мин.

5. Актуализация знаний. Портрет Левши.

Мы услышали Левшу.

Как вы представляете себе его портрет?

Предлагаю вам составить портрет героя.

Перед вами по 5 вариантов изображений глаз, носа и рта. Используя их, составьте предполагаемый портрет Левши.

На обратной стороне картинок – двусторонний скотч. Как только подберете подходящую комбинацию, наклейте элементы на силуэт (псевдо 3-d модель).

Вы работаете в группах. На это задание – 2 минуты.

Итак, наши силуэты дополнены. Каким получился герой? Как бы вы его охарактеризовали? (спрашиваю 2 группы)

Теперь обратимся к единственному авторскому описанию Левши.

Описание Левши (на презентации)

Как это описание изменило ваше представление о герое? Как детали можно добавить к портрету?

Можете изменить или дополнить портрет.



Давайте сравним ваши портреты и портреты художников-иллюстраторов (5 портретов).






Дети работают с изображениями частей лица человека. Подбирают черты лица, характерные для Левши. Превращают силуэт в портрет Левши.























- узнали несколько фактов

- волосы всклокоченные, глаза косые и родинка под глазом.

Дети дополняют получившиеся портреты Левши новыми чертами внешности.

Дети сравнивают получившиеся портреты с портретами других художников.

Внешность

5 мин.

6. Промежуточная рефлексия

Почему художники по-разному представляли себе героя?

Почему автор не даёт подробного описания Левши?

Сейчас узнаем.




7. Открытие нового знания

Мы уже познакомились с речью и портретом героя, увидели его и услышали.

А что о человеке говорит больше, чем его речь и внешность? (Через что проявляется характер?)

- О каких качествах Левши говорят его поступки?

Почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.

Вы отметили еще несколько качеств героя, запишите их на оранжевых стикерах и наклейте на силуэт Левши.

Обратимся к одной из самых ярких и показательных ситуаций, в которой проявляются качества главного героя.

- Ознакомьтесь с текстом на карточках. Узнали эпизод?

-да, это спор между англичанами и Левшой.

- Чтобы понять предмет разговора (спора), давайте послушаем мнения каждой из сторон.

Предлагаю вам прочитать текст по ролям: Левша, 2 англичанина (или англичанин и курьер) и автор.

1) Обсудите в группе и определитесь с вашей ролью.

2) Прочитайте текст в соответствии со своей ролью.

3) Подготовьте публичное выступление.

Вы работаете в группах, у вас – 2 минуты.

Время обсуждения вышло. Я приглашаю группу.

Другие группы слушают выступление, выделяют качества героя и фиксируют их на стикерах.

Первая группа выступила.

- Что Левше предлагают англичане?

Поставьте гирьку как символ вашего довода.

- Чем отвечает Левша?

Поставьте гирьку как символ вашего довода.

Приглашаю следующую группу.

Обратите внимание на весы: чьи доводы оказались весомее?

- Перед нами равные по силе доводы. Но Лесков предоставил герою выбор… и Левша уехал. (Ставлю гирьку)

Итак, мы проанализировали доводы сторон. Какие еще качества главного героя раскрываются в этом фрагменте текста?

Запишите на оранжевых стикерах и дополните ими портрет.





- его поступки







Дети приводят примеры из сказа.





Дети записывают качества Левши на стикерах, дополняют ими силуэт.







Дети читают предложенные тексты, называют отрывок из произведения.



Дети распределяют роли, читают текст по ролям.





Дети работают в группе, готовят публичное выступление.







Одна группа выходит и выступает.

Дети делают записи на стикерах





Дети приводят аргументы в соответствии с выбранной ролью, ставят гири на весы.









- примерно одинаково













Дети делают записи на стикерах, приклеивают стикеры на силуэт героя.

Характер

15 мин.

8. Промежуточная рефлексия

-посмотрите на портреты других групп, какие прилагательные чаще всего встречаются?

-а чем отличаются?

-какой вывод можно сделать?

Обратите внимание: «силуэты» стали настоящими портретами. На этих портретах мы видим не только внешний облик героя, но и внутренний.

- простой, скромный, патриот





- Левша – настоящий герой.


2 мин

8. Рефлексия урока

Вспомните основные этапы урока, где мы систематизировали знания о герое.

В завершении урока предлагаю вам ответить на вопрос: в чем секрет Левши? На обратной стороне карточки с изобретениями закончите фразу: «Левша – особый тип героя, потому что…».

Пожалуйста, поделитесь своими мыслями с нами.

- Вернёмся к изобретениям. Хотите узнать, какие из них придумали за рубежом? Называю: «Все».

Как и Левша, эти изобретатели были простыми талантливыми людьми, настоящими самородками.

Дети рефлексируют свою деятельность на уроке, делают вывод.







4 мин.

Приложение 1





Робот Компьютер Электромобиль

Тетрис Промобот Радио

(блоха слева снизу)



Приложение 2

Зеленые конверты:

« Свистовые побежали, но не с уверкою: думали, что мастера их обманут»

«…позвали из противной аптеки химика»

«..шибко езжу»

«…курицу с рысью съел»

«Сами вперед кушайте»

«…через это нимфозория и не прыгает»

«..лежала, как коченелая»

«..будут ноги остекливши..»





Красные конверты:

Доверенные лица побежали, но с недоверием



Позвали из аптеки напротив

Быстро езжу

Курицу с рисом

Сначала вы кушайте

Инфузория



Лежала без движения

Будут ноги устав



Приложение 3









t1577123405aa.gift1577123405ab.gift1577123405ac.gift1577123405ad.gif



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.