Урок по литературе в 6 классе «Н.С. Лесков "Левша"»

1
0
Материал опубликован 4 December 2017

Николай Семенович Лесков  «Левша»

Цели:

познакомить с биографией  писателя; дать представление о жанре сказа;

развивать умение работы с текстом;

развитие умения характеризовать героев литературного произведения;

развитие монологической речи учащихся

заинтересовать  необычностью повествования;

воспитывать чувство патриотизма.

1.Оранизационный момент

2. Проверка домашнего задания

-Знакомство с биографией писателя Н.С.Лескова (подготовленные учащиеся)

3. Сообщение темы урока

Сегодня у нас урок — праздник, урок открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где  яркая игра со словом поражает с первых её строк.

Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Совершив небольшое путешествие на родину писателя, мы начнем разговор о его сказе «Левша». Попытаемся определить тему и идею этого произведения. Итак, тема нашего урока…..Запишем ее в тетрадь.

4.Объяснение нового материала

4.1 История создания

В первом издании сказ имел предисловие: “Я записал эту легенду по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца…” Но прошло время, и автор убрал предисловие из дальнейших изданий.

- Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).

- А теперь нам необходимо выяснить, что такое сказ?

Определение сказа нам дают словарь и сам писатель.

- Заглянем в словарь и познакомимся с определением сказа.

4.2 Знакомство с новым литературным термином

Запись в тетради:   Сказ  –  это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды.  Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Это повествование строится с учетом взглядов простых людей, потому в сказе звучит народная речь.

4.3 Работа с текстом

- Слушаем 1 главу (актёрское чтение)

- У данного жанра, ребята, есть свои особенности. Вы наблюдали их при выполнении домашнего задания. Давайте раскроем особенности этого жанра. Как мы уже выясняли, в нем присутствуют элементы фольклора. Какие элементы заметили вы?

- В сказе есть зачин и концовка. Зачин: “царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”. Концовка содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.

Повторы. Их много в произведении, например, император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушным к ним, повторяется мотив дороги: “сели опять в “двухсестную” карету и поехали…”, Платов “прикладывается к “кислярке”, а потом спит казачьим сном”.

Учитель литературы:

- Жанровой особенностью сказа является и рассказчик. Каким вы его себе представляете?

(Ответы учащихся)

Скорее всего человек простой, ремесленник, мастеровой. Это проявляется, прежде всего, в его речи. В ней много неправильностей, просторечий (“проездиться”, “междоусобные разговоры”, “дерябнул”). Исторические персонажи (Александр I и Платов) показаны с точки зрения простолюдина. Их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например: “Платов сказал себе: “Ну, уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”.

Прослушав первую главу, вы не могли не обратить внимание на необычное звучание многих слов.

я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Буреметры морские  – барометры морские
Преламут – перламутр
Верояции –  вариации
Мелкоскоп –  микроскоп
Египетская  керамида –  египетская пирамида
Нимфозории –  инфузории
Валдахин –  балдахин
Пистоля — пистолет

Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает  их названия  согласно  своему  представлению  о них. Лесков  вкладывает в них  юмористический  смысл  в духе  народного  понимания

- Работа с портретами литературных героев

- А теперь обратимся к нашим героям. Какие они, персонажи сказа?

Учащиеся представляют героев.

Александр Павлович. “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.

Николай I“Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”.

- Чтение наизусть отрывка об Александре I

- Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зрн нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.

- Левша – главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.

- Ачто значит патриотизм? Патриотизм – это любовь к родине.

- А что вкладывает Левша в понятия «отечество, родина»? Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. 

-Давайте с вами определим идею сказа?

(С одной стороны, мы испытываем гордость за свой народ, а с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия. Читая книги Николая Семеновича Лескова, чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим.)

5. Подведение итога урока

На этом уроке вы познакомились со «Сказом о тульском косом левше и о стальной блохе» и его главным героем – Левшой. Вы узнали: об особенностях жанра «сказа»; кто такие праведники Н.С.Лескова; о необычном языке героев сказа; об идее патриотизма, которая заложена в этом произведении. Н.С.Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей. 

6.Домашнее задание

Подготовить пересказ эпизода на выбор.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.