Урок на тему «Характеристика литературного героя» (Литература, 7 класс)
Двадцатое марта.
Классная работа.
Эпиграф к уроку:
В человеке должно быть всё прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
Орг. момент, ход урока:
- Здравствуйте, ребята!
- В вашем классе учатся замечательные девочки и мальчики! Умные, опрятные, аккуратные, вежливые, трудолюбивые! Как сказал известный писатель А.П. Чехов «В человеке должно быть всё прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно эти слова и являются эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.
- Скажите, пожалуйста, что значит «прекрасно лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
- А как называется это описание? (Характеристика)
- Всё правильно! Сегодня мы поговорим на уроке о характеристике… Характеристике литературного героя!
- Запишите, пожалуйста, тему урока в технологическую карту, которая лежит у каждого из вас на столе.
1. Тема урока:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
- Как вы понимаете, каково значение словосочетания «характеристика литературного героя»?
- Давайте сравним ваши ответы с понятием, данным в учебнике на стр. 75.
Характеристика литературного героя –
выявление особенностей в характере, внешности и речи героя, в его деятельности.
Запишите понятие в свою тех. карту, пожалуйста.
2. А сейчас попробуйте по характеристике узнать героя и автора произведения
Характеристика |
Герои и автор произведения |
1. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. |
Г.К. Андерсен, Снежная королева
|
2. Месяц под блестит, |
А.С. Пушкин, Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане…») |
3. Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности. |
Н.В. Гоголь, Тарас Бульба и казаки |
- Что вам помогло узнать героев в данных характеристиках?
- Перед нами представлены полные тексты произведений или их части?
Так и характеристика может быть полной или частичной. Как вы думаете, когда представленная характеристика может быть полной, а когда – частичной?
- Свои ответы сравним с понятиями полной и частичной характеристики на с. 76. Запишите понятия в свою тех. карту.
3. Характеристика героя может быть:
№ |
Название |
Понятие |
1. |
Полная |
на основе всестороннего анализа произведения. |
2. |
Частичная |
на основе анализа отдельной главы или эпизода. |
Вывод: 1) Какая характеристика представлена в данных примерах из произведений? Полная или частичная?
2) Что описывается в каждой характеристике (главный или второстепенный герой, внешний облик, описание предметов быта \ одежды, история жизни, семья, род занятий, черты характера, анализ имени, авторская характеристика)?
4. План характеристики литературного героя:
1. Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5. Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
5. Итог урока: о чём узнали на уроке? с какими понятиями познакомились?
6. Домашнее задание:
Девочки – написать по 1-5 пунктам плана характеристику Ассоль из повести Александра Грина «Алые паруса».
Мальчики – написать по 1, 6-9 пунктам плана характеристику Грея из повести Александра Грина «Алые паруса».