Урок на тему «Характеристика литературного героя» (Литература, 7 класс)

2
0
Материал опубликован 9 October 2019

Двадцатое марта.

Классная работа.

Эпиграф к уроку:

В человеке должно быть всё прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П. Чехов

Орг. момент, ход урока:

- Здравствуйте, ребята!

- В вашем классе учатся замечательные девочки и мальчики! Умные, опрятные, аккуратные, вежливые, трудолюбивые! Как сказал известный писатель А.П. Чехов «В человеке должно быть всё прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно эти слова и являются эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

- Скажите, пожалуйста, что значит «прекрасно лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

- А как называется это описание? (Характеристика)

- Всё правильно! Сегодня мы поговорим на уроке о характеристике… Характеристике литературного героя!

- Запишите, пожалуйста, тему урока в технологическую карту, которая лежит у каждого из вас на столе.

 

1. Тема урока:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

- Как вы понимаете, каково значение словосочетания «характеристика литературного героя»?

- Давайте сравним ваши ответы с понятием, данным в учебнике на стр. 75.

Характеристика литературного героя

выявление особенностей в характере, внешности и речи героя, в его деятельности.

Запишите понятие в свою тех. карту, пожалуйста.

 

2. А сейчас попробуйте по характеристике узнать героя и автора произведения

Характеристика

Герои и автор произведения

1. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.

Г.К. Андерсен, Снежная королева

 

2. Месяц под блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

А.С. Пушкин, Царевна-лебедь

(«Сказка о царе Салтане…»)

3. Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности.

Н.В. Гоголь, Тарас Бульба и казаки

- Что вам помогло узнать героев в данных характеристиках?

- Перед нами представлены полные тексты произведений или их части?

Так и характеристика может быть полной или частичной. Как вы думаете, когда представленная характеристика может быть полной, а когда – частичной?

- Свои ответы сравним с понятиями полной и частичной характеристики на с. 76. Запишите понятия в свою тех. карту.

3. Характеристика героя может быть:

 

Название

Понятие

1.

Полная

на основе всестороннего анализа произведения.

2.

Частичная

на основе анализа отдельной главы или эпизода.

 

Вывод: 1) Какая характеристика представлена в данных примерах из произведений? Полная или частичная?

2) Что описывается в каждой характеристике (главный или второстепенный герой, внешний облик, описание предметов быта \ одежды, история жизни, семья, род занятий, черты характера, анализ имени, авторская характеристика)?

4. План характеристики литературного героя:

1. Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5. Род занятий.

6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.

8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

5. Итог урока: о чём узнали на уроке? с какими понятиями познакомились?

6. Домашнее задание:

Девочкинаписать по 1-5 пунктам плана характеристику Ассоль из повести Александра Грина «Алые паруса».

Мальчикинаписать по 1, 6-9 пунктам плана характеристику Грея из повести Александра Грина «Алые паруса».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.