Урок литературы в 10 классе на тему «Любовная лирика Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №85
c углубленным изучением отдельных предметов
Урок литературы в 10 классе на тему: Любовная
лирика Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета.
Выполнила:
Королева М.М
МАОУСОШ №85
Сормовского района
г. Нижний Новгород
Нижний Новгород
2019
Тема:
Любовная лирика Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета.
Класс: 10
Класс разбивается на группы с целью проанализировать любовную лирику поэта (указаны выше). Каждая группа получает тексты стихотворений и задания к ним.
Задание общее:
- Перед вами – цикл стихотворений известного русского поэта. Порядок расположения стихотворений нарушен. Постарайтесь восстановить его, расположив стихотворения так, чтобы они показывали роман в его развитии.
- Особо выделите группу стихотворений, относящихся к ее началу. Есть ли указания на то, каким видится лирическому герою будущее? Найдите и прокомментируйте образы, которые с наибольшей полнотой и выразительностью рисуют предчувствия, надежды, опасения поэта. Оправдались ли эти предчувствия? Каково общее настроение стихотворений этой группы? С помощью, каких приемов оно создается?
- Постарайтесь нарисовать «портрет» возлюбленной. Передает ли поэт детали ее внешнего облика? Если да, то какие именно? Есть ли символические образы, относящиеся к облику, характеру, душе героини (особое внимание обратите на сравнения, метафоры, эпитеты)?? Повторяются ли эти образы или больше не возникают? Если перед нами повторяющийся образ (мотив) то почему выбран именно он? Как характеризует он героиню, отношение к ней лирического героя?
- Обратите внимание на стихотворения, в которых появляются конкретные детали (события, обстановка, особенности взаимоотношений героя и героини, отмеченные памятью наиболее значительные слова, жесты). По этим деталям воспроизведите, что, где и как произошло, кратко запишите «сюжет» романа.
- Выпишите, если есть они, сквозные мотивы всего цикла. Прокомментируйте их. Выберите одно стихотворение, в котором, на ваш взгляд, поэту лучше всего удалось выразить главное именно в этой истории любви (если члены группы не могут прийти к соглашению, каждый может выразить свою точку зрения). Объясните свой выбор.
Тексты для I группы:
«Как ни дышит полдень знойный» июль 1850, «Преодоление» 1851, «Чему молилась ты с любовью» 1851, начало 1852, «Сияет солнце, волны блещут» 28 июня 1852, «Последняя любовь» 1852 и начало 1854, «Пламя редеет, пламя пышет» 10 июля 1855, «Утихла Тиза, легче дышит» 11 октября 1894, «О, этот юг, о, эта Ницца!» 21 ноября 1864, «Как хорошо ты, о море ночное…» январь 1865, «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло» 5 июля 1865, «Как ни тяжел последний час» 1867.
Тексты для II группы:
«Ты всегда хороша несравненно…» 1850, «Да, наша жизнь текла мятежно…» 1850, «Я не люблю иронии твоей» 1850, «Мы с тобой бестолковые люди» 1851, «Отрывок» 1852, «Тяжелый крест достался ей на долю» 1855, «Давно-отвергнутый тобою», 1855, «Как ты кротка, как ты послушна!» 1856, «Прости» 1856.
Тексты для III группы:
«Шепот сердца, уст дыханье» 1850, «В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты» 1850, «Напрасно! Куда ни взгляну я, встречаю во сне неудачу» 1851, «Приметы» середина 50-х гг, «Мелодия» 1853, «У камина» 1856, «В тиши и мраке таинственной ночи» 1864, « Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878, «Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886, «Когда читала ты мучительные строки» февраль 1887, «Светил нам день, будя огонь в крови» июнь 1887.
Каждая группа предлагает свой ответ на поставленные вопросы. Группа экспертов оценивает выступления учащихся и делает обобщение по теме.
Урок заканчивается тем, что группы предлагают планы подготовки к сочинению на темы Любовь в творчестве: а) Фета А., б) Тютчева Ф., в) Некрасова Н.
Селиванова Галина Геннадьевна