Методическая разработка урока-проекта «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова» (8 класс)

6
1
Материал опубликован 1 October 2018

Методическая разработка урока-проекта в 8классе

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,  Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова»

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с творчеством поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ,организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированиюпредставления о поэзии XIX века.

Тип урока: урок развития речи.

Форма урока: урок-проект.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве русских поэтов

XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; делать устный и письменный анализ стихотворения;видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике;понимать настроения, чувства поэтов; определять способы создания образов;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение кстихотворениям русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ;приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оцениватьвыразительное чтение одноклассников; закрепить навыки выразительного чтения;анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать литературные произведения; выполнять творческие работы;

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросыучителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике,различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока,оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог,

работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и

отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его

мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: групповая (творческие работы), индивидуальная.

Методические приемы: пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений,аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание).

Формы организации деятельности:групповая (творческие работы).

Оборудование:АРМ, учебник, презентация, оценочное поле, таблица, учебник, мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер),портреты поэтов, иллюстрации картин русских художников, муз. сопровождение: П. Чайковский “Времена года”, эпиграф.
 

ХОД УРОКА

1 . Ориентировочно-мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок

Пусть он всем пойдет вам впрок,

Будем слушать, отвечать,

Работать с текстом и играть.

Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с биографиями поэтов 19 века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

Сегодня у нас час творчества, на котором предстоит познакомиться с произведениями этих поэтов, певцов родной природы.

-Ответьте на вопросы:

- Какое учебное заведение закончил А.С. Пушкин ?

- С кем состоялась роковая дуэль М.Ю.Лермонтова?

- Назовите поэта – земляка , музей которого находится в Овстуге?

- Кто из поэтов был переводчиком бессмертного памятника древности «Слово о полку Игореве»?

- Поэт 19 века, написавший сборник стихов «Вечерние огни"?

Эпиграф (Аудиозапись)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев

Учитель:- Как вы понимаете эти строки?

- О чём мы будем говорить на уроке?

Запишите тему урока.

-Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы только начинаете узнавать.

(Обращение к наглядному материалу – портреты писателей на доске).

У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.

1. Вопрос:- Как вы думаете,какой вид искусства может передать динамику чувств?

(Музыка, литература, живопись)

-Перед вами картины русских художников, изображающих природу: К.Коровин «Зимой», Левитан « Осень», Грабарь «Февральская лазурь», Л.Каменев «Зимняя дорога», Н. Крымов «Зимний вечер» и другие о временах года.

- Что объединяет эти картины?

- Как называется описание природы?

Пейзаж- жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы.

-Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал разные времена года – зиму, весну, лето, осень. Следовательно, у каждого человека свое видение окружающей его природы.

-Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

2. Ребята, вам было дано опережающее домашнее задание прочитать статью учебника «Поэзия родной природы» на стр. 41-42.

(Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы» стр. 41-42, аналитическое чтение,

беседа).

- Ответьте на вопрос:

1.Что привлекало поэтов в русской природе?

( Поэтов в русской природе привлекала милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие природы, её величие.)

2.Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию?

(Я согласен с этим утверждением. Одни поэты находят в природе силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, а в других природа пробуждает светлые чувства.)

Итоговый вопрос: -Какую же еще роль играет природа в жизни человека?

Ответ на этот вопрос в вашем творческом проекте.

Сегодня на уроке мы должны это увидеть, услышать и осознать.

3. Итак, сегодня мы поработаем над проектом «Родная природа в

творчестве русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, которую вы выполняли в группах дома.

У нас созданы 2 творческие группы. Они работали над следующими проектами:

1 -«Родная природа в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю Лермонтова и Ф.И. Тютчева» и

2-«Родная природа в стихотворениях А.А. Фета и А.Н. Майкова».

1. Знакомство с критериями оценки творческого проекта.

Критерии, по которым будет оцениваться работа каждой группы: история создания стихотворений; выразительное чтение стихотворения наизусть и его анализ; оформление презентации.

Учитель: -У вас на столах есть таблица, которую вы должны заполнить в ходе урока.

2. Выступление группы №1 ««Родная природа в стихотворениях А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева» с показом презентации.

Слайд 1. Портрет А.С. Пушкина.

1 ученик. ( Вероника)

А.С. Пушкина по праву называют певцом родной природы. Любимое время года у Пушкина – это осень. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа». Осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Слайд.

Чтение наизусть стих . А.С. Пушкина «Цветы последние милей…» Музыка Чайковского «Времена года»: осень.

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой.

Слайд.

Эта помещица жила в Тригорском, которое находилось по соседству с Михайловским. Впервые Пушкин повстречался с Осиповой, когда отбывал ссылку в имении родителей. Поэт ласково обращался к женщине – «милая старушка», а Осипова называла Александра Сергеевича – «сын моего сердца». Слайд.

Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение. Дата его создания16 октября 1825 года. Пушкин записал стихотворение в альбом Осиповой с посвящением. При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».

Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». В нем всего шесть строк, которые наполнены легкой грустью и нежными осенними красками. Стихотворение проникнуто размышлениями о скоротечности жизни и любви.

Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии. Оно написано четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил здесь смешанную рифмовку: в первых двух строках – парную, в четырех последних – перекрестную.Слайд

В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости.

В миниатюре «Цветы последние милей…» Пушкин сумел использовать много художественных средств.

Метафора «последние цветы» вызывает у читателя грусть и сожаление, а удачные антитезы «последние – первенцы» и «разлука – свидание» оживляют сюжет. В произведении есть олицетворение «мечтанья пробуждают» и красивые сравнения: «разлуки час живее... свиданья», «цветы последние милей роскошных первенцев полей».

Как всегда, точны и выразительны у Пушкина эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы.Последние строки стихотворения и кажутся загадочными. Как может быть разлука «живее сладкого свиданья»?

Мы провели исследование узнали, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.

В начале октября 1825 года в Тригорское приехала погостить Анна Керн, которая приходилась племянницей Прасковье Александровне. В этот раз возлюбленная Пушкина приехала не одна, а с мужем. Можно понять разочарование и горечь поэта, который не ладил с супругом Анны. Без сомнения, Прасковья Александровна знала об отношениях племянницы и поэта. Поэтому ей были прекрасно понятны эти строки.

Нежная осенняя зарисовка создает ощущение гармонии и светлой грусти, наводит на философские размышления. Всего шесть строк написаны в альбом подруги, но сколько в них скрытого смысла: неудачное свидание, ссора с возлюбленной, ревность, надежда на новую встречу, размышления о хрупкости счастья, о созвучии увядающей природы с настроением лирического героя.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с изобразительно- выразительным средством инверсией.

Обратимся к словарю литературоведческих терминов. ( Андрей)

Инверсия — это (лат. inversio — перестановка, переворачивание) расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный(прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи.

Учитель: - Есть в стихотворении варианты инверсии: «цветы последние», «разлуки час».

( Запись в тетрадь).

- А сейчас послушаем о другом певце природы - поэтеМихаиле Юрьевиче Лермонтове.

2 ученик.( Оксана)

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург тоже много стихотворений посвятил изображению родной природы.

Писателю не нравилось осеннее время года. Но со временем он полюбил не только блистающую золотыми листьями осень, но и серую, увядающую. Он разглядел в ней душевное равновесие, пленительное очарование и какое-то чувственное блаженство. Лермонтов был очень наблюдательным, поэтому он сумел увидеть в этом времени года даже самые мельчайшие особенности.

Чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень» .

Музыка Чайковского «Времена года»: осень.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Стихотворение написано М.Ю.Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. В то время юный поэт периодически обращался к теме родной природы. Стихотворение «Осень» не имеет посвящения конкретному человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.

Осень не была любимым временем года Михаила Юрьевича.

Лирический герой произведения – сам автор. Именно его наблюдения и становятся темой произведения. Он видит не только унылые краски окружающей природы, но замечает, что жизнь постепенно замирает, людям и зверям больше не комфортно быть на природе: пахарю уже не хочется «отдыхать меж цветов», устав «от полуденных трудов», а дикий зверь, мелькнувший среди редеющего леса, «скрыться где-нибудь спешит».

Лирическое стихотворение не наполнено радостью и восторгом, как в стихотворениях Пушкина; оно довольно мрачно, в нем больше подчеркнуты темные стороны этого времени года, за которым неизбежно наступит холодная зима. Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная.

Читается стих легко, словно на одном дыхании.

3 ученик.

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист.Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.

Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.

-Сегодня мы послушаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.

(Выразительное чтение стих . Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» под музыку Чайковского «Времена года»: осень)

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о прекрасной поре увядания природы.

В самом начале автор показывает как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, покой и прелесть, тишина и таинственный свет заката. Немного позже настроение поэта меняется, появляется тревога, в свете заката, который падает на упавшую листву, а в легком осеннем воздушном движении, кажется везде таится какая-то угроза. Дальше снова в душе поселяется тишина, покой, некая завораживающая неподвижная картина. Заход солнца, а на смену заката приходит лазурь и крайние солнечные лучики скрывает некая туманная дымка, тоска, грусть, расставание с солнцем и теплом, это все как сама жизнь для него. Вдруг, внезапные сильные порывы ледяного ветра, вестники неминуемой зимы, он грустит от окончания осени, волнуется и теряет спокойствиеПрочитав стихотворение «Осенний вечер», кажется будто все человечество, сам автор и природа стали одним целым, бессмертным, ведь на смену одному времени года придет другое, на смену одному жизненному циклу придет другой, точно так, как за днем наступает ночь.

Перекрестная рифма, написанная пятистопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. С точки зрения синтаксиса – это произведение сплошное сложное подчиненное предложение. Использование множества троп, метафор, сравнений, с эмоциональными эпитетами, сильными образами, емким глубоким философским смыслом, неким внутренним душевным движением.

В таком маленьком стихотворении, столько человеческого чувства, столько образов, мыслей, и все это ни в коем случае не перегружает композицию.

Сам автор это лирический герой своего же произведения. Воздушное, легкое стихотворение читается на одном дыхании и оставляет грустный и некий романтический настрой в душе у читателя.

Учитель: В стихотворении «Осень» Тютчев сумел через природу раскрыть красоту и полноту души человека. Автор использует эпитет ЗЛОВЕЩИЙ.

Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное.

Этот приём называется

оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д.

( Определение нового слова ученики записывают в тетради).

4. Физминутка. Зарядка для глаз. Слайд.

Вы, наверное,устали. Проведём зарядку для глаз.Каждое упражнение сделайте по 2 раза.

Итак, продолжим .

5. Выступление группы №2 «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века: А.А. Фет и А.Н.Майков».

1 ученик.(Илья)

Творчество последних лет жизни А.А. Фета пропитано любовью, а особенно – любовью к природе.

Музыка Чайковского «Времена года»: весна.

Выразительное чтение стих .А.А.Фета «Первый ландыш»

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает

О чем — неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Стихотворение «Первый ландыш» было написано Фетом в 1854 г., когда он уже был известным и признанным поэтом. Результатом весенней прогулки автора стало это произведение - еще один богатый вклад в копилку творчества великого певца природы.

Жанр произведения – пейзажная лирика с элементами философского размышления.

Основная тема стихотворения – весеннее пробуждение природы. Главный символ наступающей весны для поэта – первый ландыш. Он олицетворяет собой очередную перемену, наступление счастливой безмятежной поры. Природа раскрывается навстречу весеннему солнцу.

В стихотворении не указан лирический герой, но о его восторженном состоянии можно догадаться..

В последней строфе автор сравнивает первый ландыш с юной девой. Поэтическое сравнение молодой женщины с благоухающим цветком свойственно многим поэтам. Фет обращает внимание читателя на «робкий вздох» девы, подобный появлению трепетного ростка из земли. Параллели проводятся посредством прилагательных: «первый», «девственная», «робкий», «молодой».

Стоит отметить, что Фет был непревзойденным мастером в наблюдении за природой. Он тонко чувствовал и подмечал мельчайшие детали, которые затем описывал в стихотворениях. Каждый видел первые весенние солнечные лучи, но никому и в голову не приходило наделять один такой луч какими-то особыми качествами, расценивать его как подарок.

Знаменитому «певцу природы» было свойственно придавать растениям и животным человеческие черты. Фет всегда рассматривал окружающий мир в единстве с человеком. От времени года напрямую зависит настроение людей. Весна – время торжества молодости, но даже взрослому человеку она может дать непередаваемое ощущение легкости и радости.

Стихотворение состоит из трех строф. В первых двух раскрывается картина наступающей весны с ее неизменным символом – ландышем. Финальная строфа – сравнение ландыша с юной девушкой.

Размер произведения – наиболее любимый Фетом четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Выразительные средства очень широко представлены в стихотворении. Весна и ее приметы описаны яркими эпитетами: «солнечных», «душистой», «пленителен», «воспламеняющей» и т. д. Помимо упоминаемого сопоставления нежного цветка с юной девушкой, автор вводит образную метафору: «первый луч» - «подарок… весны».

Большинство строк оканчивается восклицательными знаками. Благодаря этому все стихотворение читается с большим эмоциональным подъемом. Тем самым читатель как бы разделяет вместе с автором радость по поводу наступления весны.

Основная мысль стихотворения – единство человека и природы. Оно раскрывается через сравнение образов ландыша и девушки. Отсюда можно заключить, что на самом деле для счастья человека требуется немного. Нужно лишь уметь подмечать все, даже самые незначительные проблески радости, как в природе, так и в себе самом. Их сочетание и приведет к неизменному счастью.

2 ученик.(Андрей)

Аполлон Николаевич Майков

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Майков - живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе.

Музыка Чайковского «Времена года»: весна.

Выразительное чтение стих.А.Н.Майкова «Поле зыблется цветами»

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…

Не видать певцов за светом…

Так надежды молодые

Тешат сердце мне приветом…

И откуда раздаются

Голоса их, я не знаю…

Но, им внемля, взоры к небу,

Улыбаясь, обращаю.

Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

Жанр произведения – пейзажная лирика. Основная тема стихотворения – восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ – жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа – набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

Размер произведения – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения – сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

Основная мысль стихотворения – надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

-В стихотворении есть непонятные слова. Значение их мы узнали из Толкового словаря С.И Ожегова.

Вывод:

V. Заключительная беседа.

Учитель: Мы рассмотрели сегодня лишь некоторые стороны мира родной природы и поняли, что природа - неотъемлемая часть души русского человека в стихах поэтов XIX века. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали поэты 19 века, какие точные, красочные слова использовали.

- Что вы можете сказать о пейзажной лирике поэтов 1 половины 19 века?

(Стихи помогают открывать красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы.)

Учитель: Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь быть именно такими!

Учитель: Давайте составим синквейн. Вспомним правила составления синквейна.

- Что же вкладывают в понятие « поэзия природы» поэты 19 века?

Составление синквейна .Слайд.

Поэзия

Музыкальная , лирическая

Рисует, дарит, зовёт

Такая красивая и родная

Вдохновение.


 

V. Подведение итогов урока-проекта

Выбор самой лучшей группы по итогам выступления.

Подведения итогов работы над проектом «Родная природа в

творчестве русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

VI. Рефлексия деятельности.

На уроке вы показали свои необыкновенные творческие способности,

огромное трудолюбие, хорошие знания, умение работать в команде и

приобрели определенный опыт защиты творческого проекта.

Каждый из представленных проектов заслуживает высокой оценки.

Творческими группами проведена большая работа, потому и защита прошла

достаточно успешно.

Отметки за урок.

Учитель: На уроке вы заполняли таблицу. Сдайте её на проверку .

Проверка заполнения таблицы.

Автор и стихотворение

Год создания

Жанр

Тема

Изобразительно-выразительные средства языка

А.С. Пушкин

«Цветы последние милей…»


 

16 октября 1825 года

элегия

Тема природы.

Осень.

Метафора «последние цветы»,антитезы «последние – первенцы» и «разлука – свидание»,олицетворение «мечтанья пробуждают» и красивые сравнения: «разлуки час живее... свиданья», «цветы последние милей роскошных первенцев полей»,эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы,инверсии: «цветы последние», «разлуки час».
 

М.Ю. Лермонтов

«Осень»

1828 год

пейзажная лирика.

Тема природы.

Осень.

Антитеза – это противопоставление дня и ночи, а также сравнение (Уж не любит, меж цветов, / Пахарь отдыхать порою / От полуденных трудов), природных оттенков, света и тьмы (листья пожелтели – ели зелень мрачная),эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь,нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;метафоры (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.

Ф.И. Тютчев

«Осенний вечер»

1830 году

пейзажная лирика.

Тема природы.

Осень.

Метафора: «кроткую улыбку увяданья» «божественной стыдливостью страданья»,.Эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «багряных листьев» , «грустно-сиротеющей» , «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Олицетворение и составной эпитета «грустно-сиротеющая».


 

А.А. Фет

«Первый ландыш»

1854 год

пейзажная лирика.

Тема природы.

Весна

Эпитеты : «солнечных лучей», «душистой чистоте », "пленителен«, "воспламеняющей весны».
Риторические восклицания : "как", "какие».
Образная метафора: «первый луч» - «подарок… весны».

 

А.Н. Майков

«Поле зыблется цветами…»

написано А. Майковым в 1857 г.
 

пейзажная лирика.

Тема природы.

Эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения – сравнение надежд с жаворонками.


 

В заключение хотелось бы услышать мнение об уроке каждого

участника часа творчества: прошу высказываться одним предложением.

Начало фразы можно выбрать из рефлексивного экрана на доске:

1. Час творчества – это...

2. Было интересно...

3. Меня удивило...

4. Главное, что мы узнали...

5. Мне хотелось...

6. Если говорить о защите проекта...

7. Работать в команде...

8. Мое мнение такое...

10. Впечатление от урока...

Учитель: Напоследок я хочу прочитать вам стихотворение Александра Кардакова

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

VII. Домашнее задание: Сообщение о А.П. Чехове.Чтение рассказа «О любви».

Приложение.

Автор и стихотворение

Год создания

Жанр

Тема

Изобразительно-выразительные средства языка

А.С. Пушкин

«Цветы последние милей…»


 


 


 


 


 


 


 

М.Ю. Лермонтов

«Осень»


 


 


 


 


 


 


 

Ф.И. Тютчев

«Осенний вечер»


 


 


 


 


 


 


 

А.А. Фет

«Первый ландыш»

   


 


 


 


 

 

А.Н. Майков

«Поле зыблется цветами…»

   


 


 


 


 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересный урок! Беру в копилочку!

2 October 2018