12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кашина Ася Васильевна1497
Стаж работы - 28 лет. Высшая квалификационная категория. Отличник народного просвещения.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
3

Урок литературы в 5 классе по теме «Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»

Урок литературы в 5 классе

Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя.

Сравнительная характеристика героев рассказа.

Цели:

Повторить содержание прочитанного произведения; формировать умение воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.

Увлечь школьников художественным совершенством рассказа, вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.

Определить степень понимания текста. Формировать умение вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров, составлять сравнительную характеристику на основе выявленных сходств и отличий в поведении героев; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина (два характера – две судьбы).

Формировать навык принятия и сохранения учебной задачи, планирования (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.

Формировать умение составлять монологическое высказывание, способности к рефлексии.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах, в группах

Технология: развитие критического мышления через чтение, здоровьесбережения, проблемного обучения.

Методы: поисковый, репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее).

Оборудование: рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», компьютер, мультимедийный кроссворд, презентация,

Планируемые результаты

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ничто не отбирает больше силы духа у человека, чем трусость и страх перед опасностью. Э. Хемингуэй

Ход урока:

1.Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!
Перед нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил писатель, научиться видеть в тексте детали, авторские средства, чтобы понимать чувства и мысли героев, объяснять мотивы их поступков.Это произведение – притча, где всё просто и ясно, и вместе с тем глубоко и значительно.

Экспресс- опрос

1.События происходят осенью (-)

2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)

3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)

4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)

7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)

8.Второй раз Жилин бежал один(+)

9.Во время второго побега ему помогли Дина и русские

солдаты(+)

10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск

не поехал(+)

Оценивание:

нет ошибок - "5";

1-2 ошибки - "4";

3-4 ошибки - "3".

- О ком идет речь в рассказе? (о двух русских офицерах)

- Решение проблемного вопроса: кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока.

А что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать? ( Дети предлагают сравнить героев)

- Что значит сравнить героев художественного произведения?

Сравнить героев - установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуацияхэто обязательное условие сравнения

- Сегодня на уроке мы будем составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом мы будем наблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратим внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником.

- На слайде и на доске записан алгоритм сравнительной характеристики героев, по которому вы будете работать с таблицей:

1. Портрет.

2. Поведение героев в плену

3. Первый побег

4. Второй побег

 

Давайте обсудим, конкретизируем пункты таблицы, что именно нам нужно отметить, чтобы составить?

- В чём заключается сходство героев?

- Следуя, алгоритму мы проследим за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним их. И какие нам пункты в таблицу нужно добавить, как вы считаете?

Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина - глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный - сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

Итог этой работы - кластер (дома готовили в группах)

  Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Выводы: Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Оцените себя по пятибалльной системе, подумайте, какую пользу вы принесли группе при выполнении этого задания.

- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

5) Работа в группах. - Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Как раскрывается характер каждого из героев в сложной ситуации ? Какими же предстали перед нами герои?

Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.

- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

- сделать правильный выбор друзей;

- понимать внутренний мир человека.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

- В чём смысл названия рассказа?

Заключительное слово учителя.

( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

Оцените себя по пятибалльной системе, подумайте, какую пользу вы принесли группе при выполнении этого задания.

 Работа с литературоведческим понятием.

- Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин - два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог».

- Зачем Толстой противопоставляет героев?

Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Хотя можно отметить динамику, пусть слабую, но появившуюся в поведении Костылина. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к окружающим, родным, Жилину. Во время первого побега в минуту опасности он предлагает Жилину спасаться одному: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.

Решение проблемного вопроса

- Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

. Идея произведения, его основная мысль обычно заложена в названии. Смогли ли вы ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Кавказский пленник» в ед. ч., ведь героев 2.

Жилин

Костылин

«Барин», вырвался из плена, но домой не уехал. Остался служить на Кавказе. В плену у своей собственной судьбы: «Нет, уж видно не судьба моя»

Не смог убежать из плена, остался не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма. Нельзя выбраться и плена внешнего, не преодолев себя.

Вместе – русские офицеры. Не могут уехать, не выполнив свой долг по защите границ государства. Никто не может закончить эту войну: ни горцы, ни русские. Зло порождает ещё большее зло. Мы все заложники своих амбиций.

Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

Синквейн ( зачитывают)

Листы оценивания

Опубликовано


Комментарии (2)

Фетисова Елена Николаевна, 17.04.17 в 09:09 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок! Спасибо.
Кашина Ася Васильевна, 17.04.17 в 13:39 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Это был открытый урок для родителей! Прошёл как по маслу! К нему есть ещё презентация...надо выложить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.