Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» (Литература, 6 класс)
Урок литературы
Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Ильченко Лариса Анатольевна, МБОУ СОШ №52, г. Новосибирск,
учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж – 24 года,
высшая квалификационная категория,
УМК – Литература 6 класс, автор-составитель Г.С. Меркин,
в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.
Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;
- проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;
- посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;
2. Развивающие:
- развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);
- развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);
- развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).
3. Воспитательные:
- создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.
Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.
Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.
Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце
Виктор Гюго
На экране эпиграф
- Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
- Что такое, по-вашему, доброта?
( Один учащийся работает со словарём Ожегова)
Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово?
(Составление кластера)
ДОБРОТА
- Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Запись темы урока
- Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?
( -Проанализировать рассказ;
- Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.
Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3,4)
- Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?
- Определите тему рассказа.
Итак, главная героиня рассказа – Жанна.
Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
( На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)
Работа в группах:
1 – Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)
2 – Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5)
3 – Бытовые детали ( описание жилища, детей) (слайд 6)
4 – Действия и поступки героини (найти синтаксические средства, лексические средства)
(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)
В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?
- Какую страшную картину увидела Жанна?
- Раздумывала ли она, как ей поступить?
( Найти в тексте подтверждение)
- На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?
( Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)
- О чём думает потом?
( Мысли о муже)
- Почему боится мужа?
( Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)
- Сделайте вывод о поступке Жанны.
( Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)
Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?
ДОБРОТА
- Какова главная мысль рассказа?
( Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)
- Оцените поступок Жанны и её мужа.
(Они проявили милосердие)
Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы подобрали к слову «доброта»? ( Это чувства людей)
- А как вы объясните слово милосердие?
( Работа одного учащегося со словарём Ожегова)
- Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
Не случайно и имя героини. Что оно означает?
(Отвечает заранее подготовленный ученик)
- Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.
Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.
- Кто из героев ещё имеет имя?
(Соседка Симон)
- Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет?
(Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)
- Подтвердите примером из текста, что Симон – заботливая и любящая мать)
Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.
- Вернёмся к поставленным целям.
- Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?
- Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7)
- Какое бы название предложили вы?
- Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора ? Созвучно оно с нашими выводами?
Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.
(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)
Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?
Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……
(слайд 8)
Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?
А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?
Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.
- Актуальна ли тема рассказа в наше время?
- Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.
Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, — так и остался хамом.
Этот вот — от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.