Урок литературы в 5 классе «С. Черный «Кавказский пленник»»
Технологическая карта урока
Дата:. .2015 .14. 04
ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок освоения нового материала
Тема урока С. ЧЕРНЫЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
Цели урока: Обучающая. ознакомить с биографией писателя первой волны эмиграции С. Чёрного, мастером детского юмора; в сотрудничестве с учащимися проанализировать юмористическое произведение, акцентируя внимание на средствах и приемах, помогающих сделать рассказ смешным.Развивающая: Развить логическое и аналитическое мышление. развитие мотивации к исследовательской деятельности
Воспитательная: воспитать интерес к предмету.
. Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа. |
Здравствуйте, Садитесь! А сейчас, закройте глаза и вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь! Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем саамы сделал этот мир чуточку добрее. Да, в самом деле, главное – доброе начало |
Приветствие, настрой на урок. |
Проверка готовности к уроку. |
Коммуникативные-установка на общение Регулятивные-прогнозирование. |
Проверка домашнего задания |
Дети. Читают стихи наизусть |
В Дети рассказывают стихотворение наизусть |
Выучить стихотворение |
Знание правил и умение их применять и приводить примеры. |
Коммуникативные-. |
Изучение нового материала |
Дети отвечают на вопросы. |
4. I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя. Саша Черный — это псевдоним писателя Александра Михайловича Гликберга. Родился он в Одессе в 1880 г. Отец работал провизором. Семья была многодетная. Мальчик поступил в гимназию, но учился там недолго. В семье складывались не совсем хорошие отношения, ребенок это очень сильно переживал, кроме того он почти не знал материнской ласки. Все это подтолкнуло его к побегу из дома, скитаниям, попрошайничеству, нищенствованию. Саша нашел в себе силы вернуться домой после всех трудностей и злоключений, но родители не приняли его назад в семью. Этот случай попал в газету. К. К. Роше, житомирский чиновник, был растроган этой историей и взял Сашу к себе. Этот человек оказал благотворное влияние на ребенка, он любил поэзию в смог эту любовь привить подростку. В 1904 г. из печати вышел «Дневник резонера» — это был первый литературный успех. С. Черный переезжает в Петербург и продолжает заниматься литературой. В 1920 г. С. Черный эмигрирует в Берлин, затем в Париж. Разрыв с родиной писатель переживал очень сильно. В 1932 г. у соседей случился пожар. Александр Михайлович Гликберг помогал в тушении огня. Когда все успокоилось, с писателем случился сердечный приступ, и он умер. В историю вошел как юморист, поэт, сатирик. |
, составляют хронологическую таблицу, знакомятся с биографией |
Применение полученных знаний. |
Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики. |
Закрепление нового материала |
Дети Отвечавют на вопросы по карточкам |
II. Чтение и обсуждение рассказа «Кавказский пленник» Вопросы: 1. Ваши впечатления от прочитанного. 2. Объясните, почему рассказ назван «Кавказский пленник». 3. Каким было впечатление девочек от прочитанного произведения в начале дня? 4. Вспомните, кто из них каким героем хотел быть? 5. Почему у девчонок не возникало желания исполнять роли Жилина и Костылина? 6. Как вы считаете, получилась ли игра? 7. Что такое «юмор»? Где он спрятался в произведении? 8. В какие игры вы играли, прочитан литературные произведения? |
Работа по учебнику III. Изучение новой темы |
Применение полученных знаний. |
Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Контроль |
Выполняют задание для самопроверки |
III. Перечитывание понравившихся эпизодов, обмен впечатлениями о прочитанном. — Кому не понравился рассказ? Почему? — Почему это произведение помещено в разделе учебника «Писатели улыбаются»? — Каким мы можем назвать произведение «кавказский пленник» (остроумным, лирическим, озорным, мудрым)? |
IV. Подведение итогов урока. |
Применение полученных знаний. |
Личностные-применение полученных знаний. |
Рефлексия |
Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания! |
Д/З подготовить сообщение о писателе; прочитать рассказ «Игорь-Робинзон», с. 182-188 в учебнике. |
Личностные- способность к самооценке на основе успешности. |