12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурдаева Елена Ивановна34
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
5

Урок-размышление: «Друга любить – себя не щадить» по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева»

Технологическая карта урока.
 
Класс, тема: 6 класс. Урок - размышление:   «Друга любить – себя не щадить» по сказке  Х.-К. Андерсена «Снежная королева».    
Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний.    
Дидактическая  цель: создание условий для  обобщения знаний по сказке Г. Х. Андерсена  Задачи:
Образовательные:
Формировать умение через поступки героев и их поведение анализировать сказку; проследить главную мысль сказки: готовность жертвовать собой для благополучия любимых людей.    
Коррекционно – развивающие:
Развивать и корректировать читательские умения (анализ теста, выборочное чтение); устную связную речь; память; внимание; слуховое и зрительное восприятие.    
Воспитательные:
Воспитывать уважение к силе верности, дружбы, любви;
Способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других.    
Формируемые БУД:
Личностные:
Адекватно эмоционально откликаться на произведение литературы, поступки героев.    
Регулятивные:
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности    
Познавательные:
Использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение) на доступном вербальном материале в соответствии с индивидуальными возможностями.    
Коммуникативные:
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.    
Предварительные результаты:
Минимальный:
Отвечают на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами; определяют тему произведения;  устанавливают последовательность событий в произведении; определяют главных героев текста; составляют элементарную характеристику героев по вопросам учителя.    
Достаточный:
Отвечают на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение); определяют тему и основную мысль  художественного произведения; различают главных и второстепенных героев произведения; определяют собственное отношение к поступкам героев.    
Оборудование: учебник , карточки с заданиями, пословицами, проектор, экран, презентация, шкатулка с зеркалом,  
 
Ход урока.
 - Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. А пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
 
Те, кто сказки понимают,
Мудрость в жизни обретают.
Сказки учат сотни лет, -
На добре основан свет!
Сказка учит нас дружить,
Верной дружбой дорожить.
Сказка учит нас любить
С добрым сердцем в мире жить.
 
- В начале урока я предлагаю вам известную работу – составление пословиц, смысл которых подскажет вам сказку, о которой пойдёт речь сегодня на уроке.
 (Мороз дружбу не остудит.)   (Друга любить - себя не щадить.) 
- О чём эти пословицы? (О дружбе.) 
- Подумайте и ответьте, о какой сказке, в которой главной ценностью является верная дружба, пойдет у нас сегодня речь? (Снежная королева.)
- Кто автор этой сказки? (Г.-К. Андерсен)
Музыка «В гостях у сказки» (слайд 3)
- Тихо. Слышите. Нас зовёт в гости сказка. 
- Но сначала присказка, а сказка будет впереди. 
- Г.Х. Андерсен  родился в Дании,  сын прачки и сапожника. Учился в школе для бедняков. "Моя жизнь, как сказка", - говорил Андерсен. На самом деле это было далеко не так. В 12 лет он вынужден зарабатывать себе на жизнь, после смерти отца семья еле-еле сводила концы с концами. В 14 лет Ганс уехал в Копенгаген. Он работал ткачом, пытался стать певцом и балетным актёром.  А стал великим сказочником! Именно там он написал первое произведение, получив за него гонорар, потратил его на обучение. Андерсен был человеком необычным, непохожим на других. Самое главное - он умел дарить людям радость. Что может быть прекраснее! Это талант. А ведь он дан не каждому. Всего Андерсен написал 170 сказок. 
Разминка.
- Разомнем язычки. Друга любить – себя не щадить
а) читаем про себя;
б) шепотом;
в) хором – медленно;
г) хором – быстро.
- Сегодня  на уроке мы ещё раз поработаем со сказкой, поразмышляем о том, какие испытания пришлось преодолеть Герде,  и ответим на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?
- Чтобы ответить на  поставленный вопрос, нам следует пройти тот же путь, что и Герда. А для этого составить маршрут. И вот вам первое задание: восстановите последовательность событий в сказке. (Дом, река, старушка-колдунья, королевство принцессы, логово разбойников, чертоги снежной королевы. ПРОВЕРКА 
 
- Героев сказки много, давайте их вспомним. Попробуйте узнать сказочного персонажа по его описанию.
Он знает все 4 действия арифметики, да ещё с дробями, знает сколько в каждой стране квадратных миль и жителей. (Кай)
Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах, девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах. (Герда)
Они рассказывали о зеркале, как о каком - то чуде. Они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые  бы отразились в нём в искажённом виде. (Ученик Тролля)
Это была высокая, стройная, ослепительно бела женщина; шуба и шапка  на ней были из снега. Она была так хороша! (Снежная королева)
Она была ужасно избалована и упряма. Ростом с Герду, но сильнее. Глаза у неё были совсем чёрные. но печальные. (Маленькая разбойница)
Из домика вышла, опираясь на клюку, старая - престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. (Колдунья)
Он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось ещё хуже. (Тролль) 
Он прочла все газеты на свете и позабыла всё, что прочла, - вот какая умница! (Принцесса)
- Какие герои ещё встретились на страницах этой сказки, но я не представила их? Кто, по вашему мнению, является главными героями сказки? (Снежная королева, Герда, Кай)
- Итак, ребята, отправлячемся по тому пути, который прошла Герда в поисках Кая.
ДОМ: - Дайте характеристику Герде и Каю. Чем они были похожи? Что украшало их жизнь?  Как вы думаете, чувствовали ли они себя счастливыми? Почему?
 Какое событие сильно изменило их жизнь? Какими свойствами обладало зеркало?  Как изменился Кай? Каким он стал? Какое чувство испытал Кай, увидев Снежную королеву в первый раз? ПРОЧИТАЙТЕ. Какой представляется Каю Снежная королева потом? Зачитайте. Почему? Что же было с маленькой Гердой, когда исчез Кай? 
 
РЕКА: - Что самое драгоценное решила отдать Герда реке и зачем? Как это характеризует её? Как думаете, что заставило Герду отправится в такой длинный и трудный путь? (её любящее горячее сердце. Герда скучает, она не может без него. Девочка не помнит обид и зла, которое причинил Кай. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь) Какими качествами должна была обладать девочка, чтобы так стойко преодолеть все трудности? (быть сильной, смелой, верной, преданной дружбе, храброй, искренной, целеустремленной, настойчивой). Куда доставила девочку лодка?
 
КОЛДУНЬЯ:  - Кого напоминает милая старушка? Что колдунья спрятала и зачем? (она умертвила розы, чтобы Герда забыла  о своей цели и осталась жить с ней) Это препятствие или помощь? Как Герда смогла вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя) Где оказалась Герда, убежав из волшебного сада?
 
КОРОЛЕВСТВО ПРИНЦЕССЫ:  - Почему ворон хотел познакомиться с девочкой? (желал ей добра, увидев, что она одна бредёт по белу  свету. Ворон и ворона – награда,  которые ей помогают. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но и это испытание).  Узнав, что Кай женился на принцессе, она могла  повернуть домой, но почему не сделала этого? Как отреагировала Герда на известие о женитьбе  юноши, возможно Кая, на принцессе? (О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения! Главное, что Кай жив!) Докажите, что жизнь в королевстве - это тоже испытание. (Герда могла остаться и спокойно жить) Почему вороны и принцесса с принцем решили помочь Герде? ( Она хотела пуститься разыскивать по белу свету названного братца) Какое испытание ждало Герду впереди?
 
ЛОГОВО РАЗБОЙНИКОВ: - Смогла ли сочувствовать чужому горю маленькая разбойница? Докажите словами из текста. (Она велела оленю беречь девочку). А что повлияло на это? (рассказ и слёзы Герды растопили сердце разбойницы)
 
ЧЕРТОГИ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ: - Каким Герда нашла Кая? Прочитайте. Как помогли ей слёзы?
 - Наше путешествие подошло к концу. Борьба закончилась. Почему же Герда победила Снежную королеву? (Живое сердце победило сердце изо льда. В сердце Герды жила любовь: бескорыстная,  самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг. Герда-воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы).
Запишите вывод в тетрадь.
 
- Как вы думаете,  сумели ли понять содержание текста? Что полезного взяли для себя? Над чем заставила задуматься сказка? О чём эта сказка? (о добре и зле, о крепкой дружбе,  о хитрости,  о взаимопомощи) Какова главная мысль? (готовность жертвовать собой для благополучия любимых людей) С помощью чего можно преодолеть все трудности и беды в жизни? (При большом желании можно победить любые трудности. Надо уметь любить и дружить, тогда можно справиться с любыми бедами!
 
 
- Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.
В шкатулке - зеркало. Каждый видит себя.
- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
- Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.
Все хорошее в природе - от солнца;
А все лучшее в жизни - от человека.
М. Пришвин.
Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.
В.А.Сухомлинский.
Рефлексия. 
- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.