Урок литературы в 9 классе, анализ главы «Бэла» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Урок литературы «Герой не моего романа…» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», глава «Бэла») 9-й класс
Учитель: Капинос Людмила Ивановна,
Цели:
Образовательная: научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характеров героев
Развивающая: развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
Воспитательная: воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, о духовной красоте и внутреннем богатстве личности; способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.
ХОД УРОКА
1. Мотивация на входе. Звучит песня «Герой не моего романа». Переход к теме урока «А Печорин – герой вашего романа?»
2. Основополагающий вопрос
«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то, и другое будет ложно».
Кто же он – герой Лермонтова?
3. Обратимся к тексту повести «Бэла». Работа в группах
Класс делится на группы, и каждая группа получает задание текстового исследования эпизода. Отвечая на вопросы, данные учителем, обучающиеся должны показать знание текста, привести цитаты и сделать вывод.
1-я группа – рассказ Максима Максимыча о Печорине.
1. Что связывает и что разъединяет Печорина и рассказчика? (Происхождение, образование, отношение к службе, способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить. Не случайно в образе Максима Максимыча подчеркивается легкость, с которой он понимает и принимает обычаи кавказских племен, признавая их правоту и естественность в их условиях.) В каких эпизодах эта черта характера русского человека проявляется у Печорина? Каково их отношение к Бэле?
2. Каким видит Печорина Максим Максимыч?
3. Что удивляет и что непонятно Максиму Максимычу в Печорине?
4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?
2-я группа – Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).
1. Где Печорин впервые увидел Бэлу?
2. Какое впечатление произвели они друг на друга?
3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?
4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?
3-я группа – Печорин и Бэла. Любовь.
1. Каким образом Бэла оказалась в крепости?
2. Каково поведение Бэлы в первые дни после похищения?
3. Как Печорин добивался любви Бэлы?
4. Почему Бэла все-таки ответила взаимностью? (Обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).
5. Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.
6. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?
4-я группа – Печорин и Бэла. Смерть героини.
1. Почему Печорин охладел к Бэле? Как это проявлялось ? (Процитируйте слова героя)
2. Как погибла Бэла?
3. Как вы можете объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? Как это его характеризует?
4. Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?
5-я группа – Печорин на фоне других героев повести.
1. Как обрисованы характеры Казбича и Азамата?
2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем?
3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?
4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?
6 группа – Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»
1. Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.
2. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
3. В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?
4. Итоги урока. Выводы.
Итак, почему же вы не признаете Печорина героем своего романа?
В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Герой описан через восприятие рассказчика — немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Мы сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя по первой главе романа .
6. Рефлексия
Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне. Напоминаю правило составления синквейна.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
7. Выставление оценок. Домашнее задание. Напишите эссе «Печорин – герой не моего романа…»