Урок литературного чтения «Ф.С. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник информации» (2 класс)
Урок литературного чтения. Ф.С. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник информации, 4 класс УМК «Перспектива».
Технология:
-занятие в системе гуманно – личностной педагогики Ш. А. Амонашвили.
Цели урока:
Обучающие:
- раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
- преподнести уроки духовности, достоинства и человечности;
- раскрыть значение фотографии как исторического документа, источника получения информации.
Развивающие:
- учить обосновывать своё мнение с опорой на текст, работать с различными источниками информации.
Воспитывающие:
- продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, любви к людям;
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Формируемые УУД.
Познавательные: формирование умения читать вслух; умения эмоционально откликаться на произведения литературы; умения анализировать текст. Регулятивные: создавать свой текст на основе полученных знаний и впечатлений.
Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе; Личностные: формирование системы нравственных ценностей; умения эмоционально откликаться на произведения литературы.
Сопровождение урока: презентация по теме урока; аудиозаписи музыкальных произведений «Священная война» (Музыка – Александра Александрова, слова - Василия Лебедева-Кумача); видеоклип на песню «Дети войны» (слова И. Резника, музыка О. Юдахиной) в исполнении Тамары Гвердцители.
Организация урока:
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте те, кто живёт в свободной от войны стране.
II. Стимулирующее начало.
- Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о важных страницах истории нашей страны. (Звучит фрагмент песни «Священная война»). Можете ли вы сказать: с каким историческим событием связана эта песня? Какие слова у вас ассоциируются со словом ВОЙНА?
-Трудно объединить слова «ребёнок», «дети» со словом «ВОЙНА». Но это так! Давайте вспомним, как жизнь связывала детей с войной. (Ответы детей: участники партизанских движений; рабочие на заводах и фабриках тыла; бойцы на передовой).
Ученик читает фрагмент стихотворения «О детях войны» В. Салий.
Слайд 2.Фотографии детей войны в соответствии с содержанием стихотворения.
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
III. Определение темы урока.
- Вы уже догадались, какова тема сегодняшнего урока?
-Мы познакомимся с рассказом Феликса Семёновича Семяновского «Фронтовое детство», написанного от первого лица. (Что значит «от первого лица»). Это произведение является автобиографическим. (Как понимаете слово «автобиографический?»)
IV. Аналитическое чтение рассказа. Работа с учебником.
1.- Прочитайте, пожалуйста, самостоятельно текст на странице 88. Как вы думаете, о каком периоде войны идёт речь в этом рассказе? Найдите и прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение. («Наши! Наши пришли! Свобода!»; «Теперь снова всё наше будет, как до войны»; «Я их целых три года ждал»)
2.- Сейчас вам предстоит самостоятельно дочитать текст. Рассказ повествует о далёком военном времени. Возможно, не все слова вам будут знакомы и понятны. Читая рассказ, запишите в тетрадь все непонятные для вас слова.
3. Самостоятельная работа уч-ся.
4. Проверка. Лексическая работа по тексту.
- Автор очень точно передал разговорную речь простых солдат, зачастую малограмотных людей.
- Какое имя очень часто встречается в рассказе? (Третьяк) Кто это?
- Почему мальчик так часто вспоминает об этом человеке? (Он сравнивает) Найдите и прочитайте строки, в которых сравнивается жизнь у разведчиков и жизнь у Третьяка.
5. Детей - сирот, которые волею судьбы оказывались в военных отрядах, называли сынами полка. Слайд 3 (Фотографии «Сыны полка»).
Ученик читает стихотворение «У войны не детское лицо»
У войны не детское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.
Звание такое "Сын полка",
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика,
На него солдатская шинель.
У него в отца бойцовский нрав,
Быть и не могло другой судьбы
У того, кто с гордостью читал
В старом "Букваре": "Мы не ра-бы!"
Храбрости ему не занимать,
По плечу мальчонке ратный труд.
Заслонял собой мальчишка мать,
Ту, что люди Родиной зовут!
Для кого-то громкие слова,
Для него — колодец во дворе,
На лугу высокая трава,
Первая страничка в "Букваре".
Их большая дружная семья,
Сказка довоенных, светлых лет,
Озорные, школьные друзья
И на Новый Год кулёк конфет...
Мамины прекрасные глаза,
Сердцу милый старенький их дом,
В кружевных салфетках образа,
Хлеб ржаной с топлёным молоком.
Девочка с соседнего двора,
За которой он носил портфель.
На параде громкое: "УРА!"
И в шкафу отцовская шинель.
У войны недетское лицо,
Но в бою не разглядеть лица...
Щедро начиняла смерть свинцом
Юные, мальчишечьи сердца.
- Таким сыном полка стал Феликс Семяновский, который очень рано остался сиротой и попал на фронт. Как много значило для мальчика оказаться рядом с любящими, добрыми людьми! Перечитайте последние строчки произведения. Какие чувства испытывал мальчик?
V. Работа с информацией. Для более полного понимания текста часто используются иллюстрации. Текст «Фронтовое детство» сопровождают архивные фотографии.
- Можете ли вы по фотографиям, помещённым в учебнике, определить возраст юного бойца - Феликса Семяновского? (Дети высказывают предположения.)
- Вы высказали предположения. А сейчас воспользуйтесь статьёй из газеты «Красная звезда», текстом учебника, представленными фотографиями и попытайтесь более точно определить возраст мальчика. Работать вам предстоит в группах. Каждой группе выдан одинаковый материал, постарайтесь найти как можно больше полезной для вас информации, обработать её и получить ответ на вопрос.
(Информация из газеты: в 2003 г. Феликсу Семёновичу Семяновскому исполнилось 70 лет. Можно определить год его рождения, можно определить возраст на момент начала войны. Строки из текста: «Я их целых три года ждал.» помогут определить год войны.
Проверка работы.
VI. Слайд 4. Видеофильм «Дети войны» на песню в исполнении Тамары Гвердцители.
VII. Рефлексия.
Какие качества вы хотели бы взять в свою жизнь.
Слайд 5. (Подлость, предательство, отзывчивость, жадность, приспособленчество, сострадание, сопереживание, зависть, бескорыстность)
VII. Домашнее задание. Написать обращение к взрослым «Я не хочу войны»
Приложение 1
НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК |