12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кривоногова Марина Эдуардовна74
Россия, Иркутская обл., посёлок Мегет
2

Урок литературного чтения.4 класс Ф.С. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник информации. УМК Перспектива .

Урок литературного чтения. Ф.С. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — ис­точник информации, 4 класс УМК «Перспектива».

Технология:

-занятие в системе гуманно – личностной педагогики Ш. А. Амонашвили.

Цели урока:

Обучающие:

- раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;

- преподнести уроки духовности, достоинства и человечности;

- раскрыть значение фотографии как исторического документа, источника получения информации.

Развивающие:

- учить обосновывать своё мнение с опорой на текст, работать с различными источниками информации.

Воспитывающие:

- продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, любви к людям;

- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Формируемые УУД.

Познавательные: формирование умения читать вслух; умения эмоционально откликаться на произведения литературы; умения анализировать текст. Регулятивные: создавать свой текст на основе полученных знаний и впечатлений.

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе; Личностные: формирование системы нравственных ценностей; умения эмоционально откликаться на произведения литературы.

Сопровождение урока: презентация по теме урока; аудиозаписи музыкальных произведений «Священная война» (Музыка – Александра Александрова, слова - Василия Лебедева-Кумача); видеоклип на песню «Дети войны» (слова И. Резника, музыка О. Юдахиной) в исполнении Тамары Гвердцители.

Организация урока:

I. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте те, кто живёт в свободной от войны стране.

II. Стимулирующее начало.

- Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о важных страницах истории нашей страны. (Звучит фрагмент песни «Священная война»). Можете ли вы сказать: с каким историческим событием связана эта песня? Какие слова у вас ассоциируются со словом ВОЙНА?

-Трудно объединить слова «ребёнок», «дети» со словом «ВОЙНА». Но это так! Давайте вспомним, как жизнь связывала детей с войной. (Ответы детей: участники партизанских движений; рабочие на заводах и фабриках тыла; бойцы на передовой).

Ученик читает фрагмент стихотворения «О детях войны» В. Салий.

Слайд 2.Фотографии детей войны в соответствии с содержанием стихотворения.

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.



III. Определение темы урока.

- Вы уже догадались, какова тема сегодняшнего урока?

-Мы познакомимся с рассказом Феликса Семёновича Семяновского «Фронтовое детство», написанного от первого лица. (Что значит «от первого лица»). Это произведение является автобиографическим. (Как понимаете слово «автобиографический?»)

IV. Аналитическое чтение рассказа. Работа с учебником.

1.- Прочитайте, пожалуйста, самостоятельно текст на странице 88. Как вы думаете, о каком периоде войны идёт речь в этом рассказе? Найдите и прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение. («Наши! Наши пришли! Свобода!»; «Теперь снова всё наше будет, как до войны»; «Я их целых три года ждал»)

2.- Сейчас вам предстоит самостоятельно дочитать текст. Рассказ повествует о далёком военном времени. Возможно, не все слова вам будут знакомы и понятны. Читая рассказ, запишите в тетрадь все непонятные для вас слова.

3. Самостоятельная работа уч-ся.

4. Проверка. Лексическая работа по тексту.

- Автор очень точно передал разговорную речь простых солдат, зачастую малограмотных людей.

- Какое имя очень часто встречается в рассказе? (Третьяк) Кто это?

- Почему мальчик так часто вспоминает об этом человеке? (Он сравнивает) Найдите и прочитайте строки, в которых сравнивается жизнь у разведчиков и жизнь у Третьяка.

5. Детей - сирот, которые волею судьбы оказывались в военных отрядах, называли сынами полка. Слайд 3 (Фотографии «Сыны полка»).

Ученик читает стихотворение «У войны не детское лицо»

У войны не детское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.

Звание такое "Сын полка",
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика,
На него солдатская шинель.

У него в отца бойцовский нрав,
Быть и не могло другой судьбы
У того, кто с гордостью читал
В старом "Букваре": "Мы не ра-бы!"

Храбрости ему не занимать,
По плечу мальчонке ратный труд.
Заслонял собой мальчишка мать,
Ту, что люди Родиной зовут!

Для кого-то громкие слова,
Для него — колодец во дворе,

На лугу высокая трава,
Первая страничка в "Букваре".
Их большая дружная семья,
Сказка довоенных, светлых лет,
Озорные, школьные друзья
И на Новый Год кулёк конфет...

Мамины прекрасные глаза,
Сердцу милый старенький их дом,
В кружевных салфетках образа,
Хлеб ржаной с топлёным молоком.

Девочка с соседнего двора,
За которой он носил портфель.
На параде громкое: "УРА!"
И в шкафу отцовская шинель.

У войны недетское лицо,
Но в бою не разглядеть лица...
Щедро начиняла смерть свинцом
Юные, мальчишечьи сердца.



- Таким сыном полка стал Феликс Семяновский, который очень рано остался сиротой и попал на фронт. Как много значило для мальчика оказаться рядом с любящими, добрыми людьми! Перечитайте последние строчки произведения. Какие чувства испытывал мальчик?

V. Работа с информацией. Для более полного понимания текста часто используются иллюстрации. Текст «Фронтовое детство» сопровождают архивные фотографии.

- Можете ли вы по фотографиям, помещённым в учебнике, определить возраст юного бойца - Феликса Семяновского? (Дети высказывают предположения.)

- Вы высказали предположения. А сейчас воспользуйтесь статьёй из газеты «Красная звезда», текстом учебника, представленными фотографиями и попытайтесь более точно определить возраст мальчика. Работать вам предстоит в группах. Каждой группе выдан одинаковый материал, постарайтесь найти как можно больше полезной для вас информации, обработать её и получить ответ на вопрос.

(Информация из газеты: в 2003 г. Феликсу Семёновичу Семяновскому исполнилось 70 лет. Можно определить год его рождения, можно определить возраст на момент начала войны. Строки из текста: «Я их целых три года ждал.» помогут определить год войны.

Проверка работы.

VI. Слайд 4. Видеофильм «Дети войны» на песню в исполнении Тамары Гвердцители.

VII. Рефлексия.

Какие качества вы хотели бы взять в свою жизнь.

Слайд 5. (Подлость, предательство, отзывчивость, жадность, приспособленчество, сострадание, сопереживание, зависть, бескорыстность)

VII. Домашнее задание. Написать обращение к взрослым «Я не хочу войны»











Приложение 1


t1638690211aa.gif

t1638690211ab.gif

t1638690211ac.gif

26 Сентября 2003 года

ЮБИЛЕЙ

Пятница



ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Краснозвездовцы.





     

НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК


 t1638690211ad.jpg     
Когда Феликс Семяновский более тридцати лет назад пришел в отдел боевой подготовки Сухопутных войск «Красной звезды», там еще работали фронтовики. Естественно, для них он, сын полка (в годы войны оставшегося без родителей мальчишку приютили разведчики одной из наших частей), был просто Феликсом. Подвижный, общительный, всегда приветливо улыбающийся, он быстро стал, что называется, душой коллектива. Таким Феликс Михайлович, а для ветеранов «Красной звезды» по-прежнему Феликс, остается и по сей день.
     Да, сегодня это маститый журналист, писатель, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Но как-то даже язык не поворачивается назвать его полковником в отставке, потому что и в свои семьдесят Феликс Семяновский даст фору не только некоторым молодым полковникам, но и капитанам. Всегда заряженный на «Вперед!», легкий на подъем, он не приемлет модной нынче компьютерной журналистики, а главное его рабочее место - полигон. Именно там, где куется боевое мастерство войск, он черпает и темы для своих публикаций, и силы для новых творческих свершений. В общем, никакой он не полковник в отставке, наш Феликс, а просто самый что ни на есть настоящий полковник.
     
С 70-летием вас, коллега!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.