Урок информатики по ФГОС для 2 класса «Письменные источники информации»
Пояснительная записка к презентации
Краткая аннотация
Урок по теме «Письменные источники информации» предлагает учителю, работающему в современной школе, широкие возможности для творчества и реализации его личных находок. Данный материал помогает расширить представление учащихся о книгах как письменных источниках информации, знакомит учащихся с историческими фактами развития книги, учит детей различать и сравнивать письменные источники информации и устные источники информации, что реализует практическую направленность данной темы, а также описывать (характеризовать) книги и различные другие источники информации. В моей разработке используются современные технологии работы учащихся с текстом синквейн, кластер. А так же применяются методики: «Знаю, хочу, умею», «Я знаю, что», которые мотивируют учащихся к активной творческой деятельности на уроке. Частично используются элементы игровой технологии, здоровьесберегающей технологии.
Конструкт урока по информатике
Урок 11. Тема урока: Письменные источники информации.
Класс: 2 класс Место в теме: 3 урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: традиционная
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Прогнозируемые результаты деятельности:
Личностные: формировать интерес к древним источникам информации как к историческим ценностям, воспитывать информационную культуру.
Предметные: объяснять смысл понятий «источник информации», «письменный источник информации», «свиток», «папирус», «библия»; знать для чего использовались письменные источники информации в древности и в современные дни; осваивать навыки смыслового чтения при работе с текстом учебника;
Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: устанавливать логические закономерности; объяснять способы своих действий; совершенствовать навык работы с интерактивной доской, карточками; строить логическое рассуждение; осуществлять анализ иллюстративного ряда;.
Регулятивные: учиться самостоятельно и с помощью учителя определять цели своего обучения; учиться соотносить цели с результатом; учиться осуществлять самопроверку на основе критериев; проводить работу по предложенному инструктажу, используя необходимые средства;
Коммуникативные: адекватно использовать свою речь для аргументирования своей позиции; осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера.
Приемы мотивации на уроке: «Знаю, хочу, умею», «Я знаю, что», просмотр презентации «Письменные источники информации»
Работа с текстом: кластер «Письменные источники информации»; синквейн «письменный источник»
Интерактивные формы работы на уроке: работа в парах, работа с интеракивной доской.
Оборудования урока: Учебник: Матвеева Н.В. и др. информатика, учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.1- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, Рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч.1 – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.; презентация «Письменные источники информации»; мультимедиапроектор; приготовленные таблицы «Знаю, хочу знать, узнал», зрительный ряд:
Источник информации
Текстовая
Числовая графическая
Способ кодирования
Письменный источник информации
Электронная книга
Свиток, папирус, пергамент, библия
План урока
1) Организационный этап.(2 минуты)
2) Мотивация учебной деятельности учащихся («Знаю. Хочу узнать. Узнал»). Постановка цели и задач урока.(7 минут)
3) Актуализация знаний. Приём «Я знаю, что…» (5 минут)
4) Первичное усвоение новых знаний. (10 минуты)
5) Первичная проверка понимания (13 минуты)
6) Первичное закрепление. (5 минут)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минут)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)(3 минуты)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | ||
-Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? Итак, начнем сегодняшний урок. | Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
2. Актуализация изученного материала | ||
Цель: обобщение и систематизация ранее изученный материал предыдущих уроков. Слайд № 1-6 учитель нацеливает при необходимости учащихся на ответы: 1 слайд: Божья коровка – зрительный источник информации; Малина – вкусовой источник информации; 2 слайд: Котенок – тактильный источник информации; Смайлик – звуковой источник информации; 3 слайд: Леденцы – вкусовой и зрительный, обонятельный источник информации; роза – зрительный, обонятельный, тактильный – источник информации; 4 слайд: Знак – графический способ кодирования; Записка – текстовый способ кодирования; Математические выражения – числовой способ кодирования; 5 слайд: Светофор – цветовой способ кодирования; Заначек звука в документе - звуковой способ кодирования; Нотные знаки – знаковый способ кодирования 6 слайд: пропущенные слова: источником; графической, числовой, сохранить. | Учащиеся выполняют задания на интерактивной доске (4 мин) | Коммуникативные (формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию) |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. | ||
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 1.Прием мотивации «Знаю. Хочу узнать. Узнал» - Презентация слайд №7 Задание № 1 (фронтально) Подумай, какие из приведенных терминов тебе известны, а какие нет? Источник информации Текстовая Числовая графическая Способ кодирования Письменный источник информации Электронная книга Свиток, папирус, пергамент, библия Известные термины внеси в колонку «Знаю». Приготовься дать им определение. В колонку «Хочу узнать» запиши термины, с которыми ты хотел бы познакомиться. | Осуществляют работу с интарактивной доской и в карточке таблице из приложения, вносят термины в колонку «знаю» и «хочу узнать» Дают определение терминам источник информации, способ кодирования, текстовая и числовая информация. | Коммуникативные (формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию) Познавательные (учиться строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение) |
Целеполагание Почему вы не смогли дать определение другим понятиям? Задание паука №3 слайд №8 Тема урока слайд №9 Тема нашего урока «Письменные источники информации». Эти понятия связаны с нашей темой. Какие понятия вы внесли в столбик «Хочу узнать». Сформулируйте цель нашего урока. | Учащиеся формулируют проблему: материал незнаком, ещё не изучался. Письменный источник информации Электронная книга Свиток, папирус, пергамент, библия Разгадывание задания паука формулирование темы Цель урока: узнать, что такое письменные источники информации; охарактеризовать особенности различных письменных источников. Формулируют цели и задачи изучения темы с помощью учителя. | Регулятивные (целеполагание) Познавательные (давать определение понятиям с помощью учителя, одноклассников) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
4. Актуализация знаний Цель: Подготовить и направить к цели познавательную деятельность учащихся | ||
1. фронтальный опрос + работа с презентацией+ работа в тетради. Прием мотивации «Я знаю, что…» Вопросы и задания (на слайде №10-12): Загадка. Слайд №10 Какие бывают книги? Слайд №11 Это информация о самой книге? В какой форме закодирована информация о книгах? (появляется зрительный ряд на магнитной доске) Слайд 12 | Дают ответы на вопросы учителя. Каждый свой ответ начинают со слов: Я знаю, что … Книга Цветные и черно-белые Новые и старые Толстые и тонкие да текстовая, графическая, числовая, звуковая | Личностные (устанавливать связи между общественными явлениями и политическими событиями) Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, объяснять и анализировать содержание книги, совершенствовать навык работы с книгами) |
5. Первичное усвоение новых знаний. Цель: Подвести учащихся к пониманию и представлению об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие УУД | ||
1. Мини исследование: Класс делится на 3 группы, выбирается регистратор в каждой группе. Тема исследования: «Учебник – источник информации». Каждой группе выдается учебник (учебник информатики или любой другой для 2 класса) 2. Работа с презентацией. Эмоциональный настрой учащихся. Просмотр иллюстраций письменных источников Древнего Египта, Византии, Руси сопровождается рассказом учителя и некоторых заранее приготовленных учащихся. Слайд №13-17 3. «Самый интересный вопрос» 4.Задание в рабочей тетради стр. 38 №2.№4-№6 Задание №2. Ознакомьтесь с заданием. Посмотрите в изученном параграфе стр.54-55 С каким высказыванием нельзя согласиться? Обоснуйте свой ответ. Задание №4 Задание №5 Задание №6 2. Заполнение таблицы «Работа со словарем» - кластер (с готовыми ответами) Заполни таблицу «работа со словарем» используя клей и значение слова в разрезанных карточках. Физминутка | Группа составляет выступление-отчет по исследованию (3-4 мин.). Выступление – 1 мин. Последовательность выступающих определяется жеребьевкой. Запись даты в тетради. Внимательное прослушивание рассказа. Следят за стрелкой и ответ записывают в клетчатой бумаге стр. 41 в рабочей тетради. Дети придумывают свой «самый интересный вопрос», выбирается классом лучший из предложенных (4 мин.) Работают в паре. Анализируют материал учебника при помощи учителя. Выделяют главное, усваивают термины «алфавит», «азбука» (3 мин.) Отвечают на вопросы по заданиям. Вывод: к современным письменным источникам информации можно отнести: письма, телеграммы, газеты и журналы, электронные книги. (7 мин.) Задание для работы со словарем заключается в том, что учащиеся подбирают соответствующую карточку со значением слова и приклеивают ее в сою тетрадь напротив нового слова. Оставшееся место заполняют самостоятельно можно соединять линиями и добавлять свои термины к уже имеющимся. Как листочки большой книги, Мы ребята молодцы. Мы работали писали, А теперь, мы отдохнем И опять писать начнем! | Личностные (способность критически мыслить) Познавательные (осваивают основы поискового чтения; умение выделять главное и второстепенное ) Коммуникативные (корректируют позицию партнёра) Личностные (способность критически мыслить) Познавательные (осваивают основы поискового чтения; умение выделять главное и второстепенное) |
5. Первичная проверка понимания Цель: Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие УУД | ||
Задание 1. Заполнение графы «Узнал». Задание № 7 стр.39 в рабочей тетради | Заполняют графу, пополняя её полученными знаниями. Работа в парах с взаимопроверкой. Оценивают задание соседа по известным критериям. | Регулятивные (интеллектуальная рефлексия) |
6. Первичное закрепление. Цель: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы; закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. | ||
Слайд 19 Компьютерный практикум
4. Составление синквейна со словом Письменный источник информации» 3-4 сильных учащихся (можно фронтально) | Вставляет буквы один ученик другие его оценивают Работа с ЭОР . 2 класс. П. 12 в среде Stratum (5 мин) Письменный источник Древний, современный Хранит, читают, рассматривать Хранитель истории Источник текстовой информации | Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи) Регулятивные УУД: формирование навыков работы с ПК Коммуникативные УУД: умение работать в группах |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | ||
Параграф 8 – учить, рабочая тетрадь №1, №3 стр. 38 Посмотреть в толковом словаре значение слова «архив». Узнать, есть ли в семье архив в виде коробки, шкафа или ящика со старыми письмами и документами. Если семейный архив есть, расспросить родителей о том, что в нем хранится, для чего нужен семейный архив. Составить устный рассказ о семейном архиве | Заполняют пропуски в тексте. Готовят устный рассказ. | Регулятивные (планирование своей деятельности, основы прогнозирования деятельности) |
8. Рефлексия Цель: Проанализировать, дать оценку и самооценку успешности достижения цели и наметить перспективы на будущее | ||
Рефлексивный экран | Самооценка деятельности на уроке | Регулятивные (адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действий) |
Приложение
Задание 1.
Подумай, какие из терминов тебе известны, а какие нет?
Источник информации, текстовая, числовая, графическая информация, способ кодирования, письменный источник информации, электронная книга, свиток, папирус, пергамент, библия.
Известные термины внеси в колонку «Знаю». Приготовься дать им определение.
В колонку «Хочу узнать» запиши термины, с которыми ты хотел бы познакомиться.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Задание №2
Мини-исследование
План отчета-выступления представителя группы:
О чем говорится в учебнике? Что можно узнать из учебника?
Из каких частей (разделов) он состоит? Исследование ведется прежде всего по оглавлению. Исследование вести по оглавлению.
Какой вид представления информации в основном используется в учебнике? (текст, картинки, то есть текстовая информация, графическая информация).
Задание № 3
Заполнение таблицы «Работа со словарем» - кластер (с готовыми ответами). Заполни таблицу «работа со словарем» используя клей и значение слова в разрезанных карточках. Готовые ответы на разрезанных карточках:
Книги, записки, письма, телеграммы, открытки, дневники, то есть все что содержит текст
Носитель информации изготовленный из листьев и стеблей бамбука
Выделанная для письма кожа животных
Лист свернутый в рулон
Устройство предназначенное для хранения и чтения информации
Новое слово (словосочетание) | Значение слова (словосочетания) |
Письменный источники информации | |
папирус | |
пергамент | |
свиток | |
Электронная книга |
Задание № 4
Ознакомьтесь с приложением «знаю» в вашем учебнике стр. Составьте синквейн со словосочетанием «письменный источник информации»
Правила составления синквейна (пятистишия):
1 строка – понятие
2 строка – 2 прилагательных, характеризующих понятие
3 строка – 3 глагола, характеризующие понятие
4 строка – фраза, характеризующая понятие
5 строка – синоним к понятию
«Рефлексивный экран»
Сегодня я узнал(а)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
Мне сегодня удалось…
Я бы учел(а) на будущее…
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1448787819.ppt (Презентация Письменные источники информации)
Рапоткина Наталья Николаевна учитель информатики МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Оренбурга