Класс: 3
Учитель: АнтИпина О.В.
Урок литературного чтения
И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
(басня)
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Работа в парах
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.
Основные виды учебной деятельности:
понимать содержание прочитанного;
определять особенности басни;
выделять мораль в басне;
характеризовать героев басни на основе их поступков.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
определять тему и главную мысль;
выразительно читать;
участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Универсальные учебные действия:
извлечение необходимой информации;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
создание способов решения проблем поискового характера;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
1.Организационный момент.
| Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют гостей, учителя. Настраиваются на работу | |||||||||
2.Работа с пословицами. | Подбери к каждой пословице её ядрышко-мысль. Пословицы-орешки: 1. Рот не огород: не затворишь ворот. 2. На чужой стог вилами не указывай. 3. Рыбак рыбака видит издалека. 4. Под лежачий камень вода не течёт. Ядрышки - мысли: 1. Нехорошо заглядываться на чужое. 2. Чтобы чего-то добиться, нужно действовать. 3. Люди, которые интересуются одним делом, хорошо понимают друг друга. 4. Другому человеку не запретишь говорить. Бывает и так, что у пословиц скорлупки могут быть разными, а ядрышко-мысль одна. 1.И на хорошей яблоне бывают червивые яблоки. ( русская) 2. И в хорошем огороде гнилые тыквы находят. (осетинская) 3. Даже в пруду с лотосами водятся лягушки.(сенегальская) Постарайся коротко, своими словами выразить общую мысль – ядрышко… ( У любого могут быть какие – то недостатки) | Выполняют задания. Рассуждают.
| |||||||||
3. Проверка изученного материала. | Тест. 1. Соедини понятия с их определением
2. Как звали Крылова? А) Илья Андреевич Б) Иван Андреевич В) Андрей Иванович 3. Узнай басню по строчке: - Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! А) «Кошка и мыши» Б) « Лебедь, Щука и Рак» В) «Лгун» 4. Кому из персонажей принадлежат слова одной из басен?: «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» | Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают определения. Проводится взаимопроверка и самооценка. | |||||||||
4.Формулирование темы урока, постановка цели.
| Отгадывание загадок Хочет с детства эта птица Стать известною певицей, День и ночь неугомонно «Кар, кар, кар!»- поет…. Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней, Пышный хвост ее краса! А зовут ее….. - О ком были загадки? - Предположите, какая тема нашего урока? Давайте определим цели урока. - Чему будем учиться сегодня на уроке? Первичное восприятие басни - Почему эта басня так называется? Прослушивание аудиозаписи - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? – Как изображает Лисицу Крылов? - Как разговаривает Лисица с Вороной? -Найди ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. - Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы? -Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? | Отгадывают загадки. Формулируют тему урока и ставят цели урока. Дети отвечают на поставленные вопросы. | |||||||||
Словарная работа
| « Мозговой штурм» -Назовите те слова, значение которых у вас вызвало затруднение. Значение слов находят в словаре (работа в группах). Взгромоздясь – Пленил - Гнусный – Вещунья - Бог послал – Лесть – Льстить – Не впрок – Зоб - | Прочитывают слова , объясняют значение слов. | |||||||||
6. Работа над текстом. Анализ произведения. 7.Творческая работа. 8.Итог урока. 9. Рефлексия. 10. Домашнее задание. | Физминутка Ребята, давайте покажем движения лисы, когда она говорила льстивые слова. Давайте попробуем, как ворона «взгромоздилась» ,крикнула во все воронье горло. Вторичное восприятие басни Выразительное чтение учащимися. – Почему эта история случилась с Вороной? - Как Лисице удалось достичь своей цели? - Перечитай ещё раз мораль басни. Вспомни значение слова «лесть». - В каких строчках становится ясно, что Лисица преувеличивает достоинства Вороны, обволакивает её сладкими речами? - Какие слова показывают отношение автора к Вороне? Оно сочувственное или насмешливое? Анализ образа героев -Опишите характерные черты вороны и лисицы. Работа в группах, выступление каждой группы, оценивание. Чтение басни по ролям. - Ребята, постарайтесь прочитать так, чтобы мы увидели глупую и неуклюжую Ворону, а перед ней лживую и хитрую Лису. Чтение по ролям. В группе оценивают чтение. - Какая группа справилась лучше? Выставление оценок. Все получили оценки в группах за работу. - Кто работал активнее всех по вашему мнению? - Кто лучше всех читал? - А кому еще надо поработать над выразительностью? - Итак, с каким произведением мы сегодня познакомились? - Чему учит эта басня? Сегодня на уроке мне было интересно ……… Сегодня на уроке я узнал, что … ……… Урок дал мне для жизни новый опыт………. Выучить наизусть наиболее понравившуюся басню. | Работают с текстом, рассуждают, отвечают на вопросы. Выразительно читают, отвечают на вопросы. Находят в тексте нужную информацию. Чтение басни по ролям. По критериям выставляем оценки. Подводят итоги урока. |
10