12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Арцыбашева Елена39

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Пояснительная записка

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Дата проведения:

Тип урока: изучение нового материала

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Предметные:

показать учащимся поэтическое мастерство русского поэта Ф.И.Тютчева, образность его строк.

формировать у второклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику, умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

воспитывать чувство сопричастности с окружающим миром.

Метапредметные:

развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;

формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира.

Прогнозируемые результаты:

Формирование УУД:

1. Личностные:

проявлять интерес к изучаемому материалу;

проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся

2. Регулятивные:

осуществлять самоконтроль

учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

3. Познавательные:

а) общеучебные:

учить ориентироваться в особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единицах;

работать с информационным материалом на компьютере.

б) логические:

анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;

в) воспитательные:

формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.

4. Коммуникативные:

читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;

умение высказать свою точку зрения;

умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);

соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Материалы к уроку:

1. Презентация к уроку 
2. Диск «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.
3. Репродукция картины художника: 
И.Левитан «Золотая осень».
4. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, красного цвета.

Оборудование:

Мультимедийная установка; компьютер для учителя, точка доступа для установления локальной сети класса; нетбуки для учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся. (2 мин)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Что ж начнём урок, друзья.

Сегодня на уроке нам необходимы будут нетбуки. Откройте и нажмите кнопку «пуск», затем отставьте компьютеры на край стола.

2. Постановка темы и цели урока. (3 мин)

- Здравствуйте, ребята! Первые минуты нашего урока сегодня я предлагаю посвятить осенней музыкальной композиции. Мне бы хотелось, чтобы вы после ответили на вопрос: какое настроение передаёт эта композиция? Что вам сразу бросилось в глаза?

Прослушивание диска «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.

- Ребята, какую музыку вы услышали: медленную или быструю? Грустную или весёлую? Что нарисовала нам музыка? (Осенний пейзаж, задумчивый умолкший лес и пр.) Как бы мы озаглавили эту композицию? (“Музыка осени”, “Осенняя песня”, “Осенняя грусть” и т. д.)

Так, рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана “Золотая осень” (см. цветную вклейку в учебниках):

- Какую музыку вы слышите? Какие краски, детали изображения вам бросаются в глаза? Какие эпитеты и метафоры вы бы подобрали, описывая этот пейзаж в своих стихотворениях (золотые берёзки; величественные и нарядные деревья; широкое и бездонное небо; спокойная и светлая река …)

Вывод: сейчас вы, ребята, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И. Левитана: “Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт”.

Как мы выяснили, окружающий нас мир музыкален и поэтичен. Он наполнен красками, звуками, мелодиями. Может радоваться и грустить лес, веселиться солнце, сердиться и бушевать дождь. Сегодня мы не случайно заговорили об осени. Любуясь ею, каждый из нас слышит свою музыку, рождающуюся под шелест листьев, барабанную дробь дождя, курлыканье журавлей. Искусно слагают поэты под эти ритмы рифмы, одухотворяют и преображают картины осенней природы неповторимыми образными словами и выражениями и являют миру свои шедевры. Так, в стихотворениях об осени Ф. И. Тютчева, с которыми настало время познакомиться, живёт красивая музыка.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями русского поэта Ф.И.Тютчева

(слайд 1). Будем читать выразительно его стихотворение, анализировать знаменитые строки.

3. Изучение нового материала. (25 мин)

А). Рассказ об авторе.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Б).Прослушивание аудиозаписи “Есть в осени первоначальной…” (А. Смирнов).

В).Беседа по первичному восприятию стихотворения.

Ответим на следующие вопросы:

Какое чувство испытывает автор?

Какую пору поэт называет “дивной”? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой?

Г).Словарная работа.

Учитель: Прочитайте стихотворении в учебнике (стр. 82)
- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?
(Ученики стараются пояснить их смысл).
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай.

3. Работа над содержанием.

Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы. Чтение первой строфы учениками.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I 
И лучезарны вечера.....II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).

 

Когда бывает эта “дивная” пора? (“…в осени первоначальной…”)

Как вы понимаете “первоначальной”? (Т.е. только начавшейся) Когда бывает эта “дивная” пора? (“…в осени первоначальной…”)

Каким поэт видит день, прочитайте. (“…как бы хрустальный…”)

Он называет его “хрустальным”. Почему? (Прозрачный лес, воздух)

Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”? (Т.е. полны светом)

Учитель:
- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).
Учитель:
- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»?
Ученица: 
Автор употребляет прием сравнения.
Учитель:
- Какой знак стоит в конце строфы?
Ученик:
- Многоточие.
Учитель:
- Почему?
Ученик:
- Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».


 

Учитель:
-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
2-й ученик:
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.

 

Где бодрый серп гулял и падал колос, I 
Теперь уж пусто все – простор везде, I 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).

Прочитайте второй столбик и ответьте на вопрос.

Как поэт пишет о поле? Какое поле? (Пустое)

Какие слова подчёркивают пустоту поля? (“…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…”) Как поэт пишет о поле? Какое поле? (Пустое)

С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? (С тонким волосом)

А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”? (С полей убран урожай, земля отдыхает)


 


 

- Какие приемы использует Ф. Тютчев?
Ученик:
- Олицетворение.
Учитель:
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?
Ученица:
- «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья

8. Чтение третьей строфы.
Учитель:
-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
3-й ученик:
-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
Слайд №12.
Учитель:
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
Ученики:
1-й ученик:
- Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето.
2-й ученик:
Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.

Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I 
Но далеко еще до первых зимних бурь - I 
И льется чистая и теплая лазурь 
На отдыхающее поле.....II 
Учитель:
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.

Как поэт описывает небо? ( “…пустеет воздух,…льётся лазурь…”)

Какое чувство пробуждает у вас эта картина? (Грусть, покой)

Учитель:
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
Ученица:
- Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
- Учитель:
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? 
Ученик: 
- Бабье лето.
 


 

4. Первичная проверка знаний учащихся. (Работа на нетбуках) (5 мин)

А сейчас мы выполним небольшой тест на знание текста стихотворения на нетбуках!

Золотой

Первоначальной

Поздней

  • Как автор назвал в стихотворении осень?

2. Каким поэт видит день?

Хрустальным

Ясным

Осенним

3. Как поэт описывает поле?

Убранное

Пустое

Засеянное

4. С чем сравнивает автор паутину?

С тонкой ниткой

С тонким волосом

С тонкой верёвкой

5. Какое чувство пробуждает у нас это стихотворение?

Грусть, покой

Радость, веселье

Горе, переживание

Подведение итогов работы. Поднимите руку, кто безошибочно выполнил тест? Проверьте правильные ответы.

5. Закрепление изученного. (5 мин)

Этап выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в группах.
(Ребята заранее сформировали состав групп).
Слайд №16.(Задание для групп).
Задание.
1. Чтение стихотворения по строфам .
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.
(Способ чтения выбирают дети.)
Учитель:
В каком темпе его следует читать?
Ученики:
- Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
Учитель:
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.

6. Рефлексия (4 мин).

Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям?
Учитель раздаёт разноцветные листики, дети выбирают тот цвет, который выражает их отношение к уроку.
Красный - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.
На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята вывешивают свой листочек на дерево.
Учитель:
- Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса……».
7. Домашнее задание. 1 мин

Спасибо за урок.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.