Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку «Есть в осени первоначальной» (2 класс)
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения
во 2 классе на тему «Есть в осени первоначальной»
Автор урока: учитель начальных классов высшей категории ГБОУ СОШ пос. Прогресс Жихарева Т.А.
Тип урока: Комбинированный
Технологии: проектная деятельность, здоровьесберегающая, информационно – коммуникативная.
Дата проведения: 10.10.2018г.
Цель:
Закрепление умений находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Знакомство учащихся с творчеством русского поэта Ф. И. Тютчева и его стихотворением «Есть в осени первоначальной»;
Формирование чувства любви к природе, родному краю; умение видеть прекрасное в окружающей действительности.
УУД:
Предметные:
- организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;
- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
- развитие навыков письменной речи, оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге;
- освоение умения находить синонимы в тексте;
- расширение словарного запаса обучающихся.
2. Метапредметные:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, чтением, к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- развитие творческого воображения учащихся, логического мышления, внимания.
Познавательные:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
Коммуникативные:
- освоение и активное использование речевых средств для решения задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, точка доступа для установления локальной сети класса; ноутбуки для учащихся.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. |
Формирование УУД у учащихся |
Мобилизующее начало |
Прозвенел звонок Начинается урок. (слайд1,2) - С каким настроением вы пришли на урок? Предлагаю просмотреть (просмотр фрагмента зрительной физминутки «Осень») (слайд3) |
Л1. Ученики проверяют готовность к уроку.
Просмотр физминутки |
Самоопределение к деятельности
|
- О какой чудной поре говорится в песне? - Запустим листочек бумажный Пускай летит он далеко Урок у нас сегодня важный Добыть ведь знания нелегко. - Посмотрите на фрагмент картины И. И. Левитана “Золотая осень” ( под музыку) (слайд4) - Что вы видите на картине? - Давайте определим тему нашего урока. - О чем, мы сегодня будем говорить на уроке? (Об осени) - А какая бывает осень? - Какие изменения в природе происходят осенью? - Прочитайте заголовок нашей выставки? - О какой осени вы нарисовали? ( о ранней) - Что происходит ранней осенью? Итак, тема нашего урока «Есть в осени первоначальной» (слайд5) |
Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.
|
Актуализация знаний |
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (слайд6) Пришла осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны. Прочитайте ( Пришла осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. ) - Назовите основу в1 предложении. (слайд7) - Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла) - Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). -Что общего у этих слов? (слова с близким значением). - А кто знает, как называются эти слова? (синонимы) (слайд 8) - Вы хотите закрепить умения находить синонимы в тексте на примере темы осени? |
Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.
Ответы детей. |
4. Работа по теме урока |
Фронтальная работа - Очарованию золотой осени посвящена картина Исаака Ильича Левитана “Золотая осень” (слайд9) - Рассмотрите эту картину. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется пройти по опавшим листьям, собрать букет из желтых листьев) Работа со словарём настроений. (слайд10) Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение зрителей. радость восторг волнение удивление восхищение беспокойство испуг грусть интерес - Сядьте правильно, спина прямая, положили перед собой технологические карты, записываем 10 октября, классная работа. - Составьте предложение по картине (каждый предлагает свой вариант). (слайд11) |
Л4; Р1, 2; П1, 3; К1. Рассматривают картину Выбирают слова
Составляют предложения (Наступила золотая осень. Комментированное письмо детьми.) |
Двигательная физминутка. (слайд12) |
||
5. Продолжение работы по теме |
Знакомство с творчеством Ф. Тютчева со стихотворением «Есть в осени первоначальной» (слайд13) Сейчас нас Оля познакомит с творчеством поэта. В 2018 году будут отмечать 215 лет со дня рождения поэта. Чтение стихотворения учителем. На фоне мелодии (слайд14) Словарная работа. -Ребята, прочитайте 1 абзац. (Чтение сильным учеником.) - Какие незнакомые слова и выражения вам встретились?(дивная, лучезарный). (слайд15) - Кто из вас может объяснить значение этих слов? (Дивная – удивительная.) - Молодцы. Правильно, можно заменить словами синонимами дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная. Лучезарный – значит - светящийся лучами, лучистый, сияющий. - Хрусталь - особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью. (слайд16) - Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его. (Воздух прозрачный, чистый. Видно далеко-далеко. На небе нет ни облачка. ) - Хрустальный, это еще и - хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется». - Что говорит поэт о первоначальной осени?(что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно). (слайд17) Работа со 2 абзацем(слайд18) - Прочитайте второй абзац ( слайд) Чтение сильным учеником. - Назовите непонятные слова (серп, борозда, праздный) - Кто может объяснить значение слов? Показ серпа Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд19) -Прочитайте на слайде толкование слова борозда - Выберите нужное значение, объясните свой выбор. (слайд20) 1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. 2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины. 3) Глубокая морщина, складка на коже. (Нужно выбрать первое значение – канавка на поверхности почвы, ведь в строфе говорится о поле.) - Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием. - Выясним значение слова «праздный»? (слайд21) - Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой. - Почему борозду поэт назвал праздной? (раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает). Работа с 3 абзацем (слайд22) - Прочитайте 3-й абзац Словарная работа: - Найдите старое русское слово (боле). - Можете объяснить его значение? ( подходит слово больше) - Какие еще незнакомые слова вам встретились?(лазурь). - Это тоже устаревшее слово. Кто из вас может объяснить его значение? (слайд23,24) (Лазурь –синий цвет). - Лазурь - светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе. В каком темпе нужно читать стихотворение?(Неторопливо, не спеша) - С какой интонацией?(Торжественно, но не громко) - Прочитаем хором |
Л4; Р1, 2; П1, 3; К1
Рассказ о творчестве поэта.
Слушают чтение учителя
Чтение хором. |
6. Закрепление знаний |
Работа по группам. - А сейчас предлагаю вам выполнить проект. Слайд – шоу к стихотворению Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной» (слайд25) КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ Поручить чтение абзаца в группе. Подобрать к четверостишью иллюстрации Подобрать музыку к четверостишью 4.Слушать друг друга. 5.Проявлять активность в работе группы. Открываем на компьютере папку «Есть в осени первоначальной» - Сейчас каждая группа получит по 1 абзацу из стихотворения, вы должны подобрать иллюстрации и музыку к каждому абзацу и удалить лишнее и записать в карту ответов. - После того, как вы закончите работу, вы должны взяться за руки и поднять их всем вместе. |
Р2. Оценивать свои достижения.
Ученики выполняют задания.
|
7.Итог урока |
Фронтальная работа. Пока я оформляю презентацию, вы закрепите умения находить слова синонимы. Подберите слова синонимы к данным словам, соединив стрелочками: Дивная – прекрасная, ранняя – первоначальная, ветер – ураган, блестит – сверкает. - А теперь соединим стихотворение полностью, посмотрите, какой проект у вас получился. (чтение хором) (слайд26) |
К2. П5 Л3, 4; Р2
|
8.Домашнее задание |
Какие вы молодцы! Вам понравилось это стихотворение Ф. Тютчева – выучите его. |
|
9. Рефлексия |
В начале урока у вас было хорошее настроение. Оно у вас сохранилось. Что происходит осенью с деревьями? Сорвите с дерева листочки с видами занятий, которые вам очень понравились у нас сегодня на уроке. Спасибо, вам, за урок. Сказочной, вам, осени(слайд27) |
Л6, К1,3 |
Кияйкина Наталья Федоровна
Жихарева Татьяна Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна