Обобщающий урок по чтению «В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"» (4 класс)
Конспекта урока
Литературное чтение
4 класс. «Школа России»
Тема урока: " Обобщающий урок по чтению В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»"
Цели:
Продолжить знакомство с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Сформировать у учащихся понятия добра и зла.
Формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности
Формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь
Работать над повышением техники чтения.
Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.
Расширять кругозор и словарный запас.
Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.
Воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,
-развивать умение понимать прочитанное,
-формировать понимание единства автора и его произведений,
-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.
-пополнять словарный запас учащихся;
- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;
- учить анализировать поступки и характер героев;
Метапредметные:
-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,
-формировать умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии.
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
Личностные:
-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
- воспитывать чувство сострадания к другим
-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,
-развивать мотивы учебной деятельности.
доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Оборудование:
- компьютер, проектор, презентация
- на столах картинки главных героев сказки
- музыка А.Г.Рубинштейна «Мелодия»
- раздаточный материал
- выставка книг
- на доске ватман с картинками героев, для прикрепления карточек.
№ | Этапы работы | Содержание этапа | ||||||||||||
1 | Организационный момент. | Сегодня к нам на урок, пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети хором здороваются) | ||||||||||||
2 | Актуализация знаний. | Учитель: - Ребята, я сегодня пришла на любимую работу, но и вы тоже на работе. А в чём заключается Ваша работа? (Ответы детей) Правильно, ваша работа - это учёба, умственный труд. Желаю Вам сегодня приятного общения и плодотворной работы. | ||||||||||||
3 | Самоопределение к деятельности. | Учитель: - Давайте вспомним, с какой сказкой Всеволода Михайловича Гаршина мы познакомились в 3 классе? (Ответы: «Лягушка-путешественница») - А что вы знаете о жизни этого писателя?(Ответы) Давайте узнаем несколько интересных фактов из жизни Всеволода Гаршина. (Слайд 1 портрет писателя) (сообщения детей) Ученик. Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. Детство у него не было счастливым. Его мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он считал, что каждый должен разделять с людьми их страдания, сопереживать их боли. Эта мысль нашла отражение в его произведениях. Ученик (Звучит произведение А. Рубинштейна «Мелодия») Однажды писатель был в гостях у своего друга. В этом доме был гость — композитор Антон Рубинштейн. Он сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Напротив рояля уселся и пристально смотрел на музыканта очень неприятного вида – старик чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку. Учитель: - Как вы думаете о какой сказке идет речь? (ответы детей «Сказка о жабе и розе») Какому произведению посвящен наш урок? (Ответы детей: «Сказка о жабе и розе») (Слайд 2 тема) - Верно ребята, тема нашего урока «Сказка о жабе и розе». - А сейчас я предлагаю вам прочесть стихотворение на экране (Слайд 3 стих) Мир жабы злобен; Нам предстоит его раскрыть. А роза, милое созданье, Она сотворена любить. Вот эти два противоречья Без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня - Добро и зло разоблачить Учитель : - Ребята, опираясь на эти строки, давайте подумаем, какие два мира борются в этом стихотворении (ответы: мир добра и мир зла). -А как вы думаете какой мир олицетворяет роза, а какой мир - жаба? (Слайд 4 два мира) - Давайте вместе сформулируем цель урока: (Ребята высказывают предположения: сравнить героев, поговорить о добрых и злых поступках, раскрыть понятия "добра" и "зла" опираясь на образы героев сказки. (Учитель открывает на доске надпись :цель урока) | ||||||||||||
4 | Работа по теме урока. | Учитель: - Работаем мы сегодня в группах. В каждой группе я назначила капитанов, которые будут озвучивать ответы группы. (4 группы по 6 чел.) Чтобы мы не засиделись, будем во время урока всей группой меняться столами. - Назовите правила работы в группе? (Ответы: уважай мнение друга, высказывайся, не перебивай, работай сообща и т.д) . Работа в группах (На столах у каждой группы лежат задания, картинки героев) - Ребята, назовите главных героев сказки? (Ответы : жаба, роза, мальчик, сестра Маша) - Где произошло знакомство жабы и розы? (Ответы: в цветнике, клумбе) - Каким был цветник? (Ответы: запущенный, заросший сорняками) Найдите в тексте его описание. (Учебник с. 169 Читают отрывок вслух) - Скажите, чей это был цветник и почему он был запущен? (Ответы: мальчик заболел и больше не мог выходить на улицу) - Кто присматривал за братом? (Ответы: сестра Маша) - Почему она не сидит у окна как раньше? Где она теперь? (Ответы: она сидит у постели брата, читает ему книги) Ребята, когда мальчик родился, в его сердце загорелся огонек. Мы сейчас зажжем свечу, как символ жизни мальчика. К ней мы еще вернемся в конце урока (Учитель зажигает свечу) - Давайте вспомним, как произошло знакомство жабы и розы? На эту тему ребята приготовили домашнее задание. Сценка (Участники: 3 ученика) Автор: -Когда жаба в первый раз увидела цветок своими злыми, безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в ее сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, ей хотелось быть ближе к такому прекрасному созданию. И чтобы выразить нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов: Жаба: – Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю! Автор: - Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Бабочки были свободны. Как она завидовала им! Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз, от пристального взгляда. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек. Жаба: – Я тебя слопаю! – повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе. – Я тебя слопаю! – повторила она, всё глядя на цветок. Автор: - И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла. Однако жабе лезть было трудно. После каждого усилия она глядела вверх, где качался цветок, и роза замирала. Роза: – Господи! – молилась она, – хоть бы умереть другою смертью! Учитель: - Почему роза не хотела умереть такой смертью? (Ответы: страшно быть съеденной жабой, эта смерть бесполезная.) - Верно. Запомните этот момент!!! Скажите, а роза умеет молиться? Какой литературный приём использует автор? (Ответы: олицетворение – наделение предметов чувствами человека) - Молодцы. Сейчас каждая группа получит задание и подготовится к ответам. (Когда команда готова, дети поднимают вместе сцепленные руки над головой, получается «ромашка») 1 задание
(Слушаем ответы каждой группы.) - Молодцы ребята, я с вами согласна. Я надеюсь, вы внимательно слушали ответы одноклассников. Они вам пригодятся. (Меняемся столами) 2 задание (Группы поменялись местами, и теперь они будут давать характеристику не своему герою, а герою соседней группы.) Подведем итог всему сказанному. У вас на столах лежат разные слова , выберите те, которые характеризуют именно вашего героя. (Когда команда готова, дети поднимают вместе сцепленные руки над головой, получается «ромашка»)
(Дети выходят к доске, поочередно прикрепляя, выбранные карточки на приготовленный ватман. Капитаны из разных групп диктуют у доски получившееся описание образа. Проверка правильности выбора детей.) (Меняемся столами) 3 задание - Ребята скажите, а что такое счастье? (Ответы детей). Счастье у каждого свое или у всех одинаковое? (Ответы детей). У вас в конвертах лежат различные характеристики счастья. Вам нужно выбрать те понятия, которые подходят вашему герою.
(Когда команда готова, дети поднимают вместе сцепленные руки над головой, получается «ромашка») Капитаны озвучивают ответы - Ребята, так удалось жабе съесть розу? Почему?(Ответы детей) Давайте в тексте найдем момент спасения розы. (Учебник с. 177 Читают отрывок вслух) | ||||||||||||
5 | Физ. минутка | «Спрятана» в ход урока: смена парт группами, упражнение ромашка, выход каждого ученика к доске. | ||||||||||||
7 | Закрепление. | Учитель: - Вспомните, что в этой сказке олицетворяет жаба? (Ответы:ненависть, зло, смерть, зависть) - Что олицетворяет роза? (Ответы: добро, красоту, любовь, жизнь) - Что общего между мальчиком и розой? (Ответы: их жизнь коротка, оба любили красоту, солнце, природу, хотели жить, оба умерли) - Вот теперь вернемся к молитве розы. О чем она молилась? (Ответ: хоть бы умереть другою смертью!) - Найдите в тексте последние минуты жизни мальчика. (Учебн. С. 177). Читаем вслух. - Жизнь розы была напрасной или нет? О ней забыли после смерти? (Ответы детей) - О ком она напоминала?(Ответы детей) Учитель обращается к горящей свече - Посмотрите ребята, символом чего является эта свеча? (Ответ: символ жизни мальчика) Учитель потушил свечу. - Что произошло, почему свеча потухла? (Ответ: мальчик умер) Да, ребята мальчик умер, жизнь его оборвалась очень рано. Но умер он счастливым, благодаря розе. - Что же победило? Добро или зло? (Ответы детей) - Мы достигли цели нашего урока? (раскрыть понятия "добра" и "зла" опираясь на образы героев сказки). (Ответы детей) | ||||||||||||
8 | Рефлексия учебной деятельности. | Учитель: - У вас на столах лежат листы с пронумерованными фигурами и карандаши. Возьмите себе по одному листу. Выберите цвет карандаша. Красный – если вы активно работали на уроке, урок вам понравился, вы для себя узнали много нового, вы собой довольны. Оранжевый – если вам было некомфортно, урок показался длинным, многие вопросы так и остались без ответа, вы собой не совсем довольны. Сейчас мы проведем мини-викторину. Если вы с утверждением согласны – прямоугольник с номером вопроса закрашиваем, если не согласны – не закрашиваем. Викторина Жаба не умела любить. (+) Роза очень боялась жабу. (+) В конце сказки жаба съела розу. (-) Мальчик любил играть в цветнике. (+) Сестра любила брата, присматривала за ним. (+) Роза и жаба помирились и стали друзьями. (-) Память о мальчике и розе осталась жить. (+) | ||||||||||||
9 | Итог урока. | Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите листочки и покажите мне. (У детей получились закрашенные «пятёрки»). Это и есть ваши сегодняшние отметки за урок. Вы все молодцы. Домашнее задание будет творческое. Подобрать и записать в тетрадь пословицы и поговорки, которые отражают тему нашего сегодняшнего урока. - Ребята, вы все высказались по теме урока, но я тоже являюсь членом вашего коллектива. Как вы думаете, чей образ близок моей душе? (Ответ: роза) - Что вы видите необычного в моем образе сегодня (учитель акцентирует внимание на брошке в виде розы). Да я очень люблю розу, т.к . она символ добра и любви. Я желаю вам счастливой жизни, любите людей и умейте радоваться каждому дню! Спасибо за урок! /data/files/z1576085089.pptx (презентация) /data/files/f1576085172.docx (рефлексия) | ||||||||||||
7