12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бокова Ольга Николаевна20
Россия, Липецкая обл., Липецк

Конспекта урока 

Литературное чтение

4 класс. «Школа России»

Тема урока: " Обобщающий урок по чтению В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»"

Цели: 

Продолжить знакомство с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Сформировать у учащихся понятия добра и зла.

Формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности

Формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь

Работать над повышением техники чтения.

Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.

Расширять кругозор и словарный запас.

Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.

Воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,

-развивать умение понимать прочитанное,

-формировать понимание единства автора и его произведений,

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

-пополнять словарный запас учащихся;

- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;

- учить анализировать поступки и характер героев;

Метапредметные:

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

Личностные:

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

- воспитывать чувство сострадания к другим

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,

-развивать мотивы учебной деятельности.

доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;

Тип урокасистематизация и обобщение знаний

Оборудование:

- компьютер, проектор, презентация

- на столах картинки главных героев сказки

- музыка А.Г.Рубинштейна «Мелодия»

- раздаточный материал

- выставка книг

- на доске ватман с картинками героев, для прикрепления карточек.


Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент.

Сегодня к нам на урок, пришли гости.

Давайте поприветствуем их. (Дети хором здороваются)

2

Актуализация знаний.

Учитель:

- Ребята, я сегодня пришла на любимую работу, но и вы тоже на работе. А в чём заключается Ваша работа? (Ответы детей) Правильно, ваша работа - это учёба, умственный труд. Желаю Вам сегодня приятного общения и плодотворной работы.


3

Самоопределение к деятельности. 

Учитель:

- Давайте вспомним, с какой сказкой Всеволода Михайловича Гаршина мы познакомились в 3 классе? (Ответы: «Лягушка-путешественница»)

- А что вы знаете о жизни этого писателя?(Ответы) Давайте узнаем несколько интересных фактов из жизни Всеволода Гаршина. (Слайд 1 портрет писателя) 

(сообщения детей)

Ученик.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге.   Детство у него  не было счастливым. Его мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он считал, что каждый должен разделять с людьми их страдания, сопереживать их боли. Эта мысль нашла отражение в его произведениях.

Ученик

(Звучит произведение А. Рубинштейна «Мелодия»)

Однажды писатель был в гостях у своего друга. В этом доме был гость — композитор Антон Рубинштейн. Он сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Напротив рояля уселся и пристально смотрел на музыканта очень неприятного вида – старик чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку.

Учитель:

- Как вы думаете о какой сказке идет речь? (ответы детей «Сказка о жабе и розе»)


Какому произведению посвящен наш урок? (Ответы детей: «Сказка о жабе и розе») (Слайд 2 тема) - Верно ребята, тема нашего урока «Сказка о жабе и розе».

- А сейчас я предлагаю вам прочесть стихотворение на экране (Слайд 3 стих)


Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить


Учитель :

- Ребята, опираясь на эти строки, давайте подумаем, какие два мира борются в этом стихотворении (ответы: мир добра и мир зла).

-А как вы думаете какой мир олицетворяет роза, а какой мир - жаба? (Слайд 4 два мира)

- Давайте вместе сформулируем цель урока: (Ребята высказывают предположения: сравнить героев, поговорить о добрых и злых поступках, раскрыть понятия "добра" и "зла" опираясь на образы героев сказки. (Учитель открывает на доске надпись :цель урока)

4

Работа по теме урока.

Учитель:

- Работаем мы сегодня в группах. В каждой группе я назначила капитанов, которые будут озвучивать ответы группы. (4 группы по 6 чел.)

Чтобы мы не засиделись, будем во время урока всей группой меняться столами.

- Назовите правила работы в группе? (Ответы: уважай мнение друга, высказывайся, не перебивай, работай сообща и т.д) .

Работа в группах

(На столах у каждой группы лежат задания, картинки героев)

- Ребята, назовите главных героев сказки? (Ответы : жаба, роза, мальчик, сестра Маша)

- Где произошло знакомство жабы и розы? (Ответы: в цветнике, клумбе)

- Каким был цветник? (Ответы: запущенный, заросший сорняками) Найдите в тексте его описание. (Учебник с. 169 Читают отрывок вслух)

- Скажите, чей это был цветник и почему он был запущен? (Ответы: мальчик заболел и больше не мог выходить на улицу)

- Кто присматривал за братом? (Ответы: сестра Маша)

- Почему она не сидит у окна как раньше? Где она теперь? (Ответы: она сидит у постели брата, читает ему книги)

Ребята, когда мальчик родился, в его сердце загорелся огонек. Мы сейчас зажжем свечу, как символ жизни мальчика. К ней мы еще вернемся в конце урока (Учитель зажигает свечу)

- Давайте вспомним, как произошло знакомство жабы и розы? На эту тему ребята приготовили домашнее задание.

Сценка (Участники: 3 ученика)

Автор:

-Когда жаба в первый раз увидела цветок своими злыми, безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в ее сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, ей хотелось быть ближе к такому прекрасному созданию. И чтобы выразить нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:

Жаба:

Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю!

Автор:

- Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Бабочки были свободны. Как она завидовала им! Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз, от пристального взгляда. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек.

Жаба:

Я тебя слопаю! – повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе.

Я тебя слопаю! – повторила она, всё глядя на цветок.

Автор:

- И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла. Однако жабе лезть было трудно. После каждого усилия она глядела вверх, где качался цветок, и роза замирала.

Роза:

Господи! – молилась она, – хоть бы умереть другою смертью!

Учитель:

- Почему роза не хотела умереть такой смертью? (Ответы: страшно быть съеденной жабой, эта смерть бесполезная.)

- Верно. Запомните этот момент!!!

Скажите, а роза умеет молиться? Какой литературный приём использует автор? (Ответы: олицетворение – наделение предметов чувствами человека)

- Молодцы. Сейчас каждая группа получит задание и подготовится к ответам. (Когда команда готова, дети поднимают вместе сцепленные руки над головой, получается «ромашка»)

1 задание

1 группа.

Найдите в тексте описание жабы, какая она?

2 группа.

Найдите описание розы, какой вы ее представили?

3 группа.

Найдите в тексте описание мальчика?


4 группа.

Ищет описание образа сестры Маши.



(Слушаем ответы каждой группы.)

- Молодцы ребята, я с вами согласна. Я надеюсь, вы внимательно слушали ответы одноклассников. Они вам пригодятся. (Меняемся столами)

2 задание

(Группы поменялись местами, и теперь они будут давать характеристику не своему герою, а герою соседней группы.)

Подведем итог всему сказанному. У вас на столах лежат разные слова , выберите те, которые характеризуют именно вашего героя. (Когда команда готова, дети поднимают вместе сцепленные руки над головой, получается «ромашка»)

1 группа.

Образ жабы.

Жирная, прожорливая,ленивая,

липкая,

злая,

бездушная.

2 группа.

Образ розы.

Добрая, счастливая, прекрасная, скромная, красивая, ароматная

3 группа.

Образ мальчика.

Слабый,

тихий,

скромный,

добрый,

болезненный,

худой

4 группа.

Образ сестры.

Заботливая,

добрая,

любящая,

грустная,

задумчивая,

ласковая

(Дети выходят к доске, поочередно прикрепляя, выбранные карточки на приготовленный ватман. Капитаны из разных групп диктуют у доски получившееся описание образа. Проверка правильности выбора детей.)

(Меняемся столами)

3 задание

- Ребята скажите, а что такое счастье? (Ответы детей). Счастье у каждого свое или у всех одинаковое? (Ответы детей).

У вас в конвертах лежат различные характеристики счастья. Вам нужно выбрать те понятия, которые подходят вашему герою.

1 группа.

Счастье для жабы.

Поесть, отдохнуть,

съесть розу,

поспать,

быть ленивой.


2 группа.

Счастье для розы.

Слушать соловья,

жить,

ловить лучи солнца,

радовать ароматом,

молиться


3 группа.

Счастье для мальчика

Жить,

играть в цветнике,

читать,

любить,

видеть розу



4 группа.

Счастье для сестры.

Видеть брата,

любить,

ухаживать,

заботиться,

читать,

радовать

(Когда команда готова, дети поднимают вместе сцепленные руки над головой, получается «ромашка») Капитаны озвучивают ответы

- Ребята, так удалось жабе съесть розу? Почему?(Ответы детей)

Давайте в тексте найдем момент спасения розы. (Учебник с. 177 Читают отрывок вслух)

5

Физ. минутка

«Спрятана» в ход урока: смена парт группами, упражнение ромашка, выход каждого ученика к доске.

7

Закрепление.

Учитель:

- Вспомните, что в этой сказке олицетворяет жаба? (Ответы:ненависть, зло, смерть, зависть)

- Что олицетворяет роза? (Ответы: добро, красоту, любовь, жизнь)

- Что общего между мальчиком и розой? (Ответы: их жизнь коротка, оба любили красоту, солнце, природу, хотели жить, оба умерли)

- Вот теперь вернемся к молитве розы. О чем она молилась? (Ответ: хоть бы умереть другою смертью!)

- Найдите в тексте последние минуты жизни мальчика. (Учебн. С. 177). Читаем вслух.

- Жизнь розы была напрасной или нет? О ней забыли после смерти? (Ответы детей)

- О ком она напоминала?(Ответы детей)

Учитель обращается к горящей свече

- Посмотрите ребята, символом чего является эта свеча? (Ответ: символ жизни мальчика) Учитель потушил свечу.

- Что произошло, почему свеча потухла? (Ответ: мальчик умер)

Да, ребята мальчик умер, жизнь его оборвалась очень рано. Но умер он счастливым, благодаря розе.

- Что же победило? Добро или зло? (Ответы детей)

- Мы достигли цели нашего урока? (раскрыть понятия "добра" и "зла" опираясь на образы героев сказки). (Ответы детей)

8

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

- У вас на столах лежат листы с пронумерованными фигурами и карандаши. Возьмите себе по одному листу. Выберите цвет карандаша.

Красный – если вы активно работали на уроке, урок вам понравился, вы для себя узнали много нового, вы собой довольны.

Оранжевый если вам было некомфортно, урок показался длинным, многие вопросы так и остались без ответа, вы собой не совсем довольны.

Сейчас мы проведем мини-викторину. Если вы с утверждением согласны – прямоугольник с номером вопроса закрашиваем, если не согласны – не закрашиваем.

Викторина

Жаба не умела любить. (+)

Роза очень боялась жабу. (+)

В конце сказки жаба съела розу. (-)

Мальчик любил играть в цветнике. (+)

Сестра любила брата, присматривала за ним. (+)

Роза и жаба помирились и стали друзьями. (-)

Память о мальчике и розе осталась жить. (+)


9

Итог урока.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите листочки и покажите мне. (У детей получились закрашенные «пятёрки»). Это и есть ваши сегодняшние отметки за урок. Вы все молодцы.

Домашнее задание будет творческое. Подобрать и записать в тетрадь пословицы и поговорки, которые отражают тему нашего сегодняшнего урока.

- Ребята, вы все высказались по теме урока, но я тоже являюсь членом вашего коллектива. Как вы думаете, чей образ близок моей душе? (Ответ: роза)

- Что вы видите необычного в моем образе сегодня (учитель акцентирует внимание на брошке в виде розы).

Да я очень люблю розу, т.к . она символ добра и любви. Я желаю вам счастливой жизни, любите людей и умейте радоваться каждому дню!

Спасибо за урок! /data/files/z1576085089.pptx (презентация)

 /data/files/f1576085172.docx (рефлексия)










7



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.