12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбунова Наталия Алексеевна2333
Моё педагогическое кредо: Многому я научилась у своих наставников, еще больше - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников. Педагогический стаж 27 лет. Работаю по УМК "Школа России". Вовлекаю детей в исследовательскую деятельность.
Россия, Тамбовская обл., Моршанский район
2

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цель:

продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;

развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;

формировать нравственную позицию учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране литературных сказок. Мы будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса:

- Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку:

1. Вдох носом, выдох через рот (2 раза);

2. Вдох носом, задержка дыхания, выдох (2 раза);

3. Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2 раза).

- Работа по слоговой таблице:

1. Жужжащее чтение;

2. Хоровое чтение (тихо, громко, медленно, быстро);

3. Чтение за диктором.

- Чтение бегущей строки: «Лягушка сидела в болоте и ловила комаров».

3. Проверка домашнего задания.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

- Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь – динь?

- Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише. (Осторожный, воспитанный, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный).

- Объясни свой выбор опорных слов примерами из текста. Подбери другие слова.

4. Новый материал.

а) введение в тему.

Разгадывание загадок

1.Глаза бычьи, а сама с кулак.

2.Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка, жаба)

3. Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь – поставь меня в вазу…

Но с буквой К в огород я пойду

И, если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу. (Роза - коза)

б) Литературная игра «Сходство - различие» (любимая играВ.А.Жуковского)

- Берём два слова: жаба и роза. Вам нужно объяснить, в чём сходство и чем различаются названные предметы. Итак, поиграем!

Физкультминутка

в) Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Гаршина

В. М. Гаршин родился в семье военного. Грамоте он научился на пятом году жизни и принялся за чтение всех книг, которые попадались ему под руку. С раннего детства Гаршину пришлось много путешествовать, побывать в разных уголках России. Бывал он и у нас на Урале в Екатеринбургской губернии. Когда ему исполнилось 9 лет, с матерью он приехал в Петербург и поступил в 1 класс гимназии. Учился хорошо, у него было много товарищей, которые в нём души не чаяли. Всеволод Михайлович очень любил природу. Летом в деревне вечно возился с лягушками, ящерицами, жуками, собирал гербарии. В старших классах начал писать для рукописных журналов, которые издавались в гимназии.

Выставка книг В.М.Гаршина.

г) Знакомство с произведением.

1. Вводная беседа.

- Прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, о чём она?

2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

3. Беседа после чтения.

- Ваши впечатления?

- Что вы испытывали при чтении?

д) Работа над содержанием сказки

1. Выборочное чтение.

- Прочитайте описание цветника.

- Каким вы его представляете?

- Найдите описание розы.

- Как вы поняли выражение «Запах был её словами, слезами и молитвой»?

- Как автор раскрывает нам образ жабы?

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

- Чей это был цветник?

- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нём узнали?

- Кто ещё захаживал в сад?

2. Беседа по содержанию сказки.

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

- Как автор говорит нам о жизни розы?

- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела розу?

- Что она решила сделать? Как она выражала свои чувства?

- Как жаба добивалась своей цели?

- Что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь её срезали?

З) Работа над сюжетными линиями сказки.

- Сколько же сюжетов в сказке?

1.Беседа по содержанию первого сюжета.

- Найдите сюжет о розе и жабе. Можем ли мы сказать, что они противопоставляются друг другу? Докажите отрывками из текста.

- Мы видим контраст, они не похожи друг на друга. Какими чувствами наделяет автор розу и жабу?

- Почему жаба хотела уничтожить розу?

2.Беседа по содержанию второго сюжета.

- Охарактеризуйте мальчика и его сестру.

- Кто из них главный герой сказки?

- Как автор относится к своему герою?

3. Беседа о взаимосвязи сюжетов сказки.

- В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для мальчика).

Подумайте!

1.- Почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика? Что их сближает?

(Дать ответ помогут следующие вопросы):

- Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того, как расцветёт, она умрёт?

- Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подбиралась к ней?

- Понимал ли мальчик, что умирает?

- Перечитайте момент, когда мальчик и роза встретились.

- Какие чувства испытывала роза при этом?

- Что роза считала самым лучшим происшествием в жизни?

2. Каким настроением проникнуто произведение В.М.Гаршина?

5. Итог урока.

6. Домашнее задание

По выбору:

Перечитать сказку, ответить на вопрос 9, с.181

Придумать и записать сказку о растении или животном, оформить её в виде книжки.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.