Урок литературного чтения в 4 классе по теме «В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"»
Урок литературного чтения в 4 классе по теме:
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Цель:
продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
формировать нравственную позицию учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране литературных сказок. Мы будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое.
2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса:
- Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку:
1. Вдох носом, выдох через рот (2 раза);
2. Вдох носом, задержка дыхания, выдох (2 раза);
3. Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2 раза).
- Работа по слоговой таблице:
1. Жужжащее чтение;
2. Хоровое чтение (тихо, громко, медленно, быстро);
3. Чтение за диктором.
- Чтение бегущей строки: «Лягушка сидела в болоте и ловила комаров».
3. Проверка домашнего задания.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
- Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь – динь?
- Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише. (Осторожный, воспитанный, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный).
- Объясни свой выбор опорных слов примерами из текста. Подбери другие слова.
4. Новый материал.
а) введение в тему.
Разгадывание загадок
1.Глаза бычьи, а сама с кулак.
2.Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка, жаба)
3. Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – поставь меня в вазу…
Но с буквой К в огород я пойду
И, если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу. (Роза - коза)
б) Литературная игра «Сходство - различие» (любимая играВ.А.Жуковского)
- Берём два слова: жаба и роза. Вам нужно объяснить, в чём сходство и чем различаются названные предметы. Итак, поиграем!
Физкультминутка
в) Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Гаршина
В. М. Гаршин родился в семье военного. Грамоте он научился на пятом году жизни и принялся за чтение всех книг, которые попадались ему под руку. С раннего детства Гаршину пришлось много путешествовать, побывать в разных уголках России. Бывал он и у нас на Урале в Екатеринбургской губернии. Когда ему исполнилось 9 лет, с матерью он приехал в Петербург и поступил в 1 класс гимназии. Учился хорошо, у него было много товарищей, которые в нём души не чаяли. Всеволод Михайлович очень любил природу. Летом в деревне вечно возился с лягушками, ящерицами, жуками, собирал гербарии. В старших классах начал писать для рукописных журналов, которые издавались в гимназии.
Выставка книг В.М.Гаршина.
г) Знакомство с произведением.
1. Вводная беседа.
- Прочитайте название сказки.
- Как вы думаете, о чём она?
2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.
3. Беседа после чтения.
- Ваши впечатления?
- Что вы испытывали при чтении?
д) Работа над содержанием сказки
1. Выборочное чтение.
- Прочитайте описание цветника.
- Каким вы его представляете?
- Найдите описание розы.
- Как вы поняли выражение «Запах был её словами, слезами и молитвой»?
- Как автор раскрывает нам образ жабы?
- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
- Чей это был цветник?
- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нём узнали?
- Кто ещё захаживал в сад?
2. Беседа по содержанию сказки.
- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?
- Как автор говорит нам о жизни розы?
- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела розу?
- Что она решила сделать? Как она выражала свои чувства?
- Как жаба добивалась своей цели?
- Что спасло розу от жабы?
- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь её срезали?
З) Работа над сюжетными линиями сказки.
- Сколько же сюжетов в сказке?
1.Беседа по содержанию первого сюжета.
- Найдите сюжет о розе и жабе. Можем ли мы сказать, что они противопоставляются друг другу? Докажите отрывками из текста.
- Мы видим контраст, они не похожи друг на друга. Какими чувствами наделяет автор розу и жабу?
- Почему жаба хотела уничтожить розу?
2.Беседа по содержанию второго сюжета.
- Охарактеризуйте мальчика и его сестру.
- Кто из них главный герой сказки?
- Как автор относится к своему герою?
3. Беседа о взаимосвязи сюжетов сказки.
- В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для мальчика).
Подумайте!
1.- Почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика? Что их сближает?
(Дать ответ помогут следующие вопросы):
- Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того, как расцветёт, она умрёт?
- Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подбиралась к ней?
- Понимал ли мальчик, что умирает?
- Перечитайте момент, когда мальчик и роза встретились.
- Какие чувства испытывала роза при этом?
- Что роза считала самым лучшим происшествием в жизни?
2. Каким настроением проникнуто произведение В.М.Гаршина?
5. Итог урока.
6. Домашнее задание
По выбору:
Перечитать сказку, ответить на вопрос 9, с.181
Придумать и записать сказку о растении или животном, оформить её в виде книжки.