Урок литературного чтения по теме «Сказка-несказка В.В. Бианки «Сова» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 19 November 2016

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 «Б»

Школа: МОУ «Беломорская СОШ № 3»

Учитель: Елагина Елена Владимировна

УМК: Образовательная система «Школа России»

Тема урока

Сказка-несказка В.В.Бианки «Сова»

Цель урока

Знакомство с творчеством В.В. Бианки, с произведением «Сова».

Задачи

Образовательные:

Обобщать информацию об авторе.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Восстанавливать текст на основе опорных слов.

Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

- познакомятся со сказкой-несказкой как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действий;

воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

развивать умения анализировать поступки героев.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Основные понятия

Сказка-несказка, познавательная сказка.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

1.Учебник Л.Ф.Климановой. Литературное чтение

2.Презентация к уроку.

5.Запись крика совы, отрывок мультфильма.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

Личностные: чувство необходимости учиться

Регулятивные: умение настраиваться на работу.

Психологическая установка на урок:

-Я в школе на уроке.

-Я радуюсь этому.

-Внимание моё растёт.

-Я как разведчик, всё замечу.

-Память моя крепка.

-Я хочу учиться.

-Я готов к работе.

- Я работаю!

Читают стихотворение:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Под тихую мелодичную музыку дети повторяют за учителем.

Настрой на работу.

Самоконтроль готовности.

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию.

Личностные: умение выразить схематично своё настроение.

- Сегодня у нас урок, на котором мы вновь отправляемся в страну чтения. Какие знания мы получаем в этой стране?

Какие правила должны соблюдать?

Кто пришёл на урок в отличном настроении. Нарисуйте улыбающийся смайлик.

У кого просто хорошее настроение – серьёзный смайлик.

Кто не может определить, какое у него настроение, пусть нарисует грустный смайлик.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.


 

Демонстрация знаний, умений.

Оценивание своего настроя на работу.

Актуализация знаний.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем: («О братьях наших меньших»).

- С какими друзьями мы уже встречались на страницах учебника? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь)

- Итак, в путь.

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Проверка домашнего задания

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (Бианки)

1894 год, Петербург, семья ученого, Петербургский университет, путешествовал,

произведения о природе, герои – птицы, животные, растения, бережно любить.

Используя эти слова, расскажите биографию автора. (Портрет писателя).

(Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее).

Оцените рассказ …

Демонстрация знаний, умений.

Ответы детей. Один ученик обобщает.

Речевая разминка

   

Чтение со слайда:

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверюшек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Постановка учебной задачи


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении лексического значения слов;

Какое же животное сегодня нас встречает?

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. Сова.

Что знаете о сове?

Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов.

Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон.

Сегодня мы познакомимся в произведением В.В. Бианки «Сова».

Какая нам предстоит работа? (выясним, для чего было написано это произведение)

- Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:

хо-ро-нишь-ся – хоронишься

сто-ро-нишь-ся – сторонишься

рас-сер-ди-лась – рассердилась

от-ча-ян-на-я – отчаянная

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают

- Прочитайте целыми словами:

стар – старик – стариковом

шмель – шмелиные

корм – кормовой

глаза – глазищами

лез – вылезла

носить – переносить

-Что можно сказать про эти слова?

Демонстрация знаний, умений.

Восприятие информации.

Демонстрация знаний, умений. (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать).

Работа с толковым словарём.

Физкультминутка для глаз

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

   

2 этап. Первичное чтение текста. Анализ восприятия.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


 

Оцените чтение ребят.

Понравилось произведение?

С каким настроением вы его слушали?

- Назовите главных героев.

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

- Можно ли ему дать другое название? Какое?

Читают заранее подготовленные ученики.

Восприятие текста.

Выражение своих чувств, мыслей. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст.

Выделяют действующих лиц.

Высказывание своих мыслей.

3 этап. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

Познавательные: умение делать выводы на основе имеющихся знаний.

Это сказка или рассказ?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?».

Какой вопрос можно задать к сказке?

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик.

Демонстрация знаний, умений.

Проявление фантазии.

Физкультурная музыкальная минутка «Смайлик».

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

   

4 этап. Работа с текстом во время повторного чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Коммуникативные:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Вспомним правила чтения вслух.

Чтение 1 части текста.

- Почему сова рассердилась на старика?

Выразительное чтение сказки по ролям.

1.Работа в парах с заданием:

- Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении).

2. Несколько пар читают вслух.

- Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев.

Чтение 2 части текста.

-Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши?

- Почему шмели нужны лугу?

- Что произошло с клевером на лугу?

- Кому был необходим клевер? Почему?

- Что произошло с коровой?

- Что же пришлось сделать старику?

Чтение 3 части текста.

- Простила старика сова?

- Как всё восстановилось в природе?

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Демонстрация знаний, умений.

Чтение по цепочке.

Восприятие текста.

Работа в парах.


 


 

Чтение по ролям.

Оценивают своих товарищей.


 


 

Читают 2 часть сказки самостоятельно

Физкультминутка «Сова»

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

 

5Работа над усвоением смысла прочитанного

Коммуникативные:

- уметь оформлять устные высказывания в схеме.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные :
-устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;

-Какая связь между совой и чаем старика?

«Закончи предложение».

-Старик обидел … (сову).

-Сова перестала ловить… (мышей).

-Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).

-Шмели перестали опылять …(клевер).

-Без клевера похудела …(корова).

-Корова стала мало давать …(молока).

-Нечем стало забеливать чай …(старику).

Получился круг.

Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.

Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.

Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.

сова- мыши –шмели- клевер корова-молоко -чай

Работа в парах.

Формулируют вывод.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

- На этом наше познавательное путешествие подходит к концу.

- Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу?

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (смайлики)

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Оценки.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказки по ролям.
2. Подготовить пересказ.
3.Нарисовать иллюстрации к сказке.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Комментарии
Комментариев пока нет.