Урок литературного чтения по теме «Сказка-несказка В.В. Бианки «Сова» (2 класс)
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 «Б»
Школа: МОУ «Беломорская СОШ № 3»
Учитель: Елагина Елена Владимировна
УМК: Образовательная система «Школа России»
Тема урока |
Сказка-несказка В.В.Бианки «Сова» |
||
Цель урока |
Знакомство с творчеством В.В. Бианки, с произведением «Сова». |
||
Задачи |
Образовательные: Обобщать информацию об авторе. Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои). Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Восстанавливать текст на основе опорных слов. Развивающие: Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Совершенствовать культуру речи учащихся. Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы. Воспитательные: Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; Формировать интерес к изучению литературного чтения. |
||
Планируемый результат обучения |
В результате изучения темы обучающиеся - познакомятся со сказкой-несказкой как одним из видов литературного жанра; - научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. •основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; •осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. •учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; развивать умения анализировать поступки героев. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
||
Основные понятия |
Сказка-несказка, познавательная сказка. |
||
Межпредметные связи |
Окружающий мир, русский язык. |
||
Ресурсы |
1.Учебник Л.Ф.Климановой. Литературное чтение 2.Презентация к уроку. 5.Запись крика совы, отрывок мультфильма. |
||
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Организационный момент |
Личностные: чувство необходимости учиться Регулятивные: умение настраиваться на работу. |
Психологическая установка на урок: -Я в школе на уроке. -Я радуюсь этому. -Внимание моё растёт. -Я как разведчик, всё замечу. -Память моя крепка. -Я хочу учиться. -Я готов к работе. - Я работаю! |
Читают стихотворение: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. Под тихую мелодичную музыку дети повторяют за учителем. Настрой на работу. Самоконтроль готовности. |
Мотивация к учебной деятельности |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию. Личностные: умение выразить схематично своё настроение. |
- Сегодня у нас урок, на котором мы вновь отправляемся в страну чтения. Какие знания мы получаем в этой стране? Какие правила должны соблюдать? Кто пришёл на урок в отличном настроении. Нарисуйте улыбающийся смайлик. У кого просто хорошее настроение – серьёзный смайлик. Кто не может определить, какое у него настроение, пусть нарисует грустный смайлик. -Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке. |
Демонстрация знаний, умений. Оценивание своего настроя на работу. |
Актуализация знаний. |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
- Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем: («О братьях наших меньших»). - С какими друзьями мы уже встречались на страницах учебника? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь) - Итак, в путь. |
Демонстрация знаний, умений. Принятие учебной задачи. |
Проверка домашнего задания |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (Бианки) 1894 год, Петербург, семья ученого, Петербургский университет, путешествовал, произведения о природе, герои – птицы, животные, растения, бережно любить. Используя эти слова, расскажите биографию автора. (Портрет писателя). (Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее). Оцените рассказ … |
Демонстрация знаний, умений. Ответы детей. Один ученик обобщает. |
Речевая разминка |
Чтение со слайда: Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь И лучше знакомых зверюшек Узнаешь, дружок, и поймёшь. |
||
Постановка учебной задачи
Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения |
Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении лексического значения слов; |
Какое же животное сегодня нас встречает? Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. Сова. Что знаете о сове? Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Что помогает им охотиться? а) Острый слух. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон. Сегодня мы познакомимся в произведением В.В. Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа? (выясним, для чего было написано это произведение) - Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами: хо-ро-нишь-ся – хоронишься сто-ро-нишь-ся – сторонишься рас-сер-ди-лась – рассердилась от-ча-ян-на-я – отчаянная пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются за-гля-ды-ва-ют – заглядывают - Прочитайте целыми словами: стар – старик – стариковом шмель – шмелиные корм – кормовой глаза – глазищами лез – вылезла носить – переносить -Что можно сказать про эти слова? |
Демонстрация знаний, умений. Восприятие информации. Демонстрация знаний, умений. (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать). Работа с толковым словарём. |
Физкультминутка для глаз |
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
||
2 этап. Первичное чтение текста. Анализ восприятия. |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Оцените чтение ребят. Понравилось произведение? С каким настроением вы его слушали? - Назовите главных героев. - Ребята, а почему текст назвали «Сова»? - Можно ли ему дать другое название? Какое? |
Читают заранее подготовленные ученики. Восприятие текста. Выражение своих чувств, мыслей. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст. Выделяют действующих лиц. Высказывание своих мыслей. |
3 этап. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». |
Познавательные: умение делать выводы на основе имеющихся знаний. |
Это сказка или рассказ? - К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.) А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.) Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Какой вопрос можно задать к сказке? Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик. |
Демонстрация знаний, умений. Проявление фантазии. |
Физкультурная музыкальная минутка «Смайлик». |
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
||
4 этап. Работа с текстом во время повторного чтения. |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Коммуникативные: - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Вспомним правила чтения вслух. Чтение 1 части текста. - Почему сова рассердилась на старика? Выразительное чтение сказки по ролям. 1.Работа в парах с заданием: - Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении). 2. Несколько пар читают вслух. - Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. Чтение 2 части текста. -Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? - Что стали делать мыши? - Почему шмели нужны лугу? - Что произошло с клевером на лугу? - Кому был необходим клевер? Почему? - Что произошло с коровой? - Что же пришлось сделать старику? Чтение 3 части текста. - Простила старика сова? - Как всё восстановилось в природе? - Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. |
Демонстрация знаний, умений. Чтение по цепочке. Восприятие текста. Работа в парах.
Чтение по ролям. Оценивают своих товарищей.
Читают 2 часть сказки самостоятельно |
Физкультминутка «Сова» |
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
В лесу темно, |
|
5Работа над усвоением смысла прочитанного |
Коммуникативные: - уметь оформлять устные высказывания в схеме. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные : |
-Какая связь между совой и чаем старика? «Закончи предложение». -Старик обидел … (сову). -Сова перестала ловить… (мышей). -Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей). -Шмели перестали опылять …(клевер). -Без клевера похудела …(корова). -Корова стала мало давать …(молока). -Нечем стало забеливать чай …(старику). Получился круг. Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу. Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях. Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи. сова- мыши –шмели- клевер корова-молоко -чай |
Работа в парах. Формулируют вывод. |
Итог урока. Рефлексия |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; |
- На этом наше познавательное путешествие подходит к концу. - Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу? - Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (смайлики) Закончите предложения: «Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….» - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. Оценки. |
Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание (творческое) |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; |
Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): 1.Подготовить выразительное чтение сказки по ролям. |
Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |