Открытый урок чтения «Сказка о жабе и розе. В.М. Гаршин»
В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Цель:
знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";
повышение уровня восприятия литературного произведения;
развитие критического мышления через изучение произведения.
Задачи:
учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;
помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
развивать творческие способности, навыки работы в группе;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Оборудование:
мультимедиа оборудование;
презентация к уроку;
учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
листы для работы в группе;
маркеры;
толковый словарь;
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методический приём: кластеры.
Ход урока
Слайд 1.
I стадия: "Вызов". (мотивация, актуализация, целеполагание).
1. Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна "Мелодия".
Слайд 2.
Сегодня мы познакомимся с вами с замечательным писателем В.М.Гаршиным.
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) - прозаик, искусствовед, критик. Родился 2 (14) февраля в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии в офицерской семье. Мать Гаршина, интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языком, оказала огромное влияние на сына.
Учился в гимназии (1864-1874), где начал писать, подражая "Запискам охотника" Тургенева. В эти годы увлекался естественными науками.
Всеволод Михайлович Гаршин покончил собой 5 апреля 1888 года. Похоронен в Петербурге.
Слайд 3.
Слайд 4. - В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль: "Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле:"
Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзны. Сегодня мы поработаем над
(Слайд 5) "Сказкой о жабе и розе".
Слайд 6 ЦЕЛИ УРОКА.
Слайд 7 ВСТУПЛЕНИЕ
Слайд 8 ЗАДАЧА НАД КОТОРОЙ БУДЕМ РАБОТАТЬ
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.
(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").
- Что такое добро, по вашему мнению?
- Что такое зло?
(заслушиваются ответы детей)
Слайд 9.
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.
II стадия: "Осмысление содержания". (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации).
- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?
(Ответы детей)
- Попробуем доказать наши предположения опираясь на содержание сказки.
2. Групповая работа.
Две группы (сегодня вы будете доказывать , опираясь на текст, что роза - это символ добра,
а что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд 10.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, эмоции, чувства.
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.
Чтение текста и выделение главного
за учителем
цепочкой
- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза".
1 группа - Окружающая обстановка.
Слайд 11.
(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").
- Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)
- А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)
Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.
Слайд 12. Поговорим о жабе. На доске схема-кластер "Жаба".
- Расскажите, как показана жаба.
- Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)
- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
(Ответы детей: неуютно, угнетённо).
Слайд 13. - Внешний вид.
(Ответы детей: "роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").
- Вам нравится роза?
Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.
Слайд14.
2 группа - Внешний вид.
(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая").
- Вам нравится жаба?
(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).
ФИЗМИНУТКА
Слайд 15. - Действия.
- Что делала роза в цветнике?
(Ответы детей: "росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами",
- А почему роза плачет?
(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).
- Разве роза может плакать?
(Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).
- Какой литературный приём использует автор?
(Ответы детей: олицетворение). Слайд 16.
- О чем могла молиться роза?
(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)
слайд 17. Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
Слайд 18.
группа - Действия.
(Ответы детей: "ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").
- Оцените её действия.
(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).
Слайд 19. - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").
- Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)
Значит, главное для розы - это счастье жить:
слайд 20.
- Что помогает понять счастье розы? (её аромат)
- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?
(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).
Слайд 21.
4 группа - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
Слайд 22.
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?
- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).
-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).
Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.
Слайд 23.
- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).
- Значит роза - это символ добра? (да).
- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ зла? (да).
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.
Слайд 24
III стадия " Рефлексия".
- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.
Мир жабы злобен? (да)
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье? (да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Выполнили эту задачу? (да).
- О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
Слайд 25.
Заканчивая наш урок, мне хочется сказать: "Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".
Слайд 26 домашнее задание.
САМООЦЕНКА.
Благодарю за работу!
Евдакименко Виктория Викторовна