Презентация к уроку чтения на тему «Добро и зло в "Сказке о жабе и розе" В.М. Гаршина» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 2 June 2019 в группе

Тема: Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина

ЦЕЛЬ:

- познакомить обучающихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе», подведение обучающихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.

Задачи:

Образовательные:

    Продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.

    Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

    Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.

    Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

Развивающие:

    Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно - следственных связей.

    Развивать навыки правильного выразительного чтения.

    Развитие самостоятельности (Работа с текстом произведения).

    Работать над развитием речи, развивать воображение, наблюдательность.

Воспитательные:

    Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.

    Воспитывать умение анализировать поступки других людей.

    Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Технологии:

Проблемного обучения

ИКТ

Интерактивные формы (работа в группах, составление кластера, эвристическая беседа)





Ход урока:

1.Орг.момент.

-Скажите, ребята ,из какого произведения следующий отрывок:

« Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в ее сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, все смотрела и смотрела…»

-Верно, В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», вы должны были с ней познакомиться дома самостоятельно.

- Назовите ее главных героев.

-О чем эта сказка, выберите один из ответов и подчеркните его:

- об открытии жабой прекрасного цветка

-.об открытии закона выживания среди живых существ

-.о вечной борьбе добра и зла.

Но пусть выбранный вами ответ станет вашим маленьким секретом, который вы раскроете в конце урока.

-А сейчас давайте поговорим о В.М. Гаршине, что вы можете нам рассказать о его жизни. творчестве…Слушаем вас…



-Тогда давайте проведем Блиц-опрос “Верите или не верите?”(на листочках+или-)

1. Автор сказки “Лягушка-путешественница”

2. Родился в дворянской семье.

3. В четыре года собрался на войну.

4. Воспитывал отец.

5. Учился плохо.

6. В семь лет прочитал “Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго.

7. Имеет образование горного инженера.

8. Произведен в офицеры.

-А теперь у каждого из вас есть карта – информатор, по которой вы можете прочитать биографию Гаршина и свои ответы.

-Проверка-обратная связь-да или нет

- О каком произведении В.М.Гаршина мы с вами будем говорить на уроке?

-А если вы вновь обратитесь к карте-информатору ,вы сможете познакомиться с историей написания сказки и ответьте, как музыка Антона Григорьевича Рубинштейна способствовала этому?

 (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел, поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое.)

- А хотите послушать эту мелодию ?Поднимите руки, кому это интересно.

-Писатель слушал, а в голове его уже

складывались слова этой сказки.(включить мелодию)

Прочитайте отрывок со слайда.

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня-

Добро и зло разоблачить.







- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.

- Таким образом, задача нашего урока:

Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.

- Как вы понимаете слова "Добро" и "Зло"?

(Ответы детей: добро - это; зло - это:).

- Как эти понятия определяет толковый словарь?

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.



Вспомните и восстановите перепутанные логические цепочки(работа в паре)

1.Ленивая жаба

. 2. Цветник

. 3. Болезнь.

4.Роза распустилась.

5.Разговор жабы и розы.

6.Мальчик в цветнике.

7. Уход из жизни мальчика и розы.

8. Просьба мальчика. (Слайд)

Проверка:.1.Цветник.2.Роза распустилась.3. Ленивая жаба. 4.Мальчик в цветнике.5. Болезнь.6.Разговор жабы и розы..7.Просьба мальчика

8. Уход из жизни мальчика и розы.

Нарисуйте шкалу трудности.
- Оцените свою работу по критериям.



-А сейчас встаньте,потянитесь, закройте глаза и представьте все, о чем я буду говорить.

-Вы идете по запущенному саду, вас окружают заросли сорных трав, кругом тень, сырость, и вдруг -откройте глаза

\На интерактивной доске иллюстрации роз и жабы.\

- вы видите кого?

-Вы согласны, что они абсолютно противоположны друг другу?

- Почему Гаршин выбрал для своего произведения таких резко противоположных героев?

- Выразите свои представления о розе и жабе виде кластеров:

РОЗА ЖАБА

Некрасивая

Жирная

Липкая

Ленивая

Злая



Красота

Радость

Любовь

Гордость

Доброта

Игра Ассоциация- Волшебная шкатулка(наждачная бумага, духи, лизун, лоскут шелка)




Поисковая работа.

Выборочное чтение.

- А теперь давайте прочитаемчто думает о розе автор. Стр.

Найдите в тексте описание розы и выразительно прочитайте его. (читают)

-А где росла роза? (в цветнике)

-Как она чувствовала себя в этом цветнике? (она была счастлива).

-Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)

-Вдумайтесь, что хотел сказать автор «…свежий запах был её словами слезами и молитвой»?

-Разве могут розы плакать, молиться? (Эти душевные переживания присущи человеку)

-Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение)

-Кого можно представить под образом розы? (Человека с нежной чувствительной душой)

Вывод:

Роза – это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания



Задание второе. Найдите в тексте описание жабы и прочитайте его.

-Почему Жаба ничему не радовалась?

- Что причиняло ей смутное беспокойство?

-Докажите, что Жаба завистлива.

-Какого человека олицетворяет жаба? (Жаба олицетворяет отрицательные качества человека: лень, глупость, зависть, ненависть)



Групповая работа.

Работа в группах –прием «Автобусные остановки» 4группы- по 5 человек.2группы-по 4человека –художники рисуют розу и жабу

1.Мир, в котором живёт роза.

2.Отношение розы к жизни .

3. Мир, в котором живёт жаба.

4. Отношение жабы к жизни .

-работаете карточками – кластерами. приклеиваете их .., потом по кругу проверяем…

Мир жабы: среди корней куста, сырая земля, тень, безобразность, лень.

Отношение к жизни: ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась

Мир розы: утренняя роса, прозрачные слезинки, вокруг хорошо, чисто и ясно, прекрасное утро, голубое небо ,свежий утренний ветерок, лучи солнца.

Отношение к жизни: разливала вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой



- Как чувствует себя жаба в такой обстановке? (Хорошо, ей нравится).

А как человек может чувствовать себя там?(Неуютно, угнетённо …)

- Какой показывает нам жабу автор?

(Жаба бесчувственное и безобразное животное).

- Какой это образ – положительный или отрицательный?

- Значит, жаба – это символ чего? (Зла).

-Что главное для розы?

Отношение к жизни:

- А что описано? (утро, роса, всё вокруг)

- О чём это говорит? (о счастье)

- Какие чувства испытывает роза?

Плакать не от горя, а от счастья жить

-Когда плачут люди от счастья?

Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ

- Что помогает понять счастье розы? (аромат)

ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ

БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ

-Что вы поняли? (роза счастлива)

-Говорит ли автор об этом напрямую? (нет

Вывод: В чём разные жаба и роза?



Для Розы

Счастье - жить

Для жабы

лень



 Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.

(милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).

-Обратимся к “Миру розы” .На каждом лучике надпишите качества характера людей, принадлежащих к этому миру.

Теперь над тем качествам характера поставьте “плюсик”, который относится именно к вам.

Кого можно представить под  образом розы?  (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать? 

Вывод:Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки

- Кто еще является главным героем?  (Мальчик)

- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

- Для чего автор нам дает эту сцену?  (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого.)

- Что это значит? (он был очень добрый)

- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха.)

- Составим  синквейн.  (в тетрадях)по вариантам:

1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит,   наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.



1. Мальчик.

2. Тихий, кроткий.

3. Болеет, переживает, умирает.

4. Беззащитный маленький  хозяин цветника.

5. Ребенок.

- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки?  (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

Прочитайте пословицы:

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

- Подходят ли они к нашему произведению?

- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как вы понимаете ее смысл?   (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)

-  Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

 - А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это  было самым лучшим происшествием в жизни розы…)

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла и они навсегда ушли из жизни?»

Какова главная мысль рассказа?

Красота спасёт мир.

Добро победит зло.

 - Вернёмся к началу урока, вспомните свой маленький секрет-ответ на вопрос-о чем эта сказка, совпал он с главной мыслью?



- О чём заставляет думать это произведение?

(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).

Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)



Рефлексия.

Выставление оценок.

А вашим домашним заданием будет: Первое задание для всех: ответить на вопросы (стр.178, 179 )

Второе задание для тех, кто хочет получить дополнительную оценку: составить свое завершение сказки.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.