Рабочая программа курса «Литературное чтение на родном языке»
Программа разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, авторской программы "Мой край", составленной заслуженным учителем РФ Т. А.Бутенко и канд. пед. наук Т. Ф.Пожидаевой.
Цель: воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне.
Основные задачи программы:
– знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;
– формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;
– создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
– воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
– создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
– введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;
– формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
– расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях;
– обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
Данная рабочая программа рассчитана на преподавание курса в 4 классе в объеме 0,5 час в неделю. Всего по учебному плану —17 часов.
В качестве основного источника рекомендуется использовать хрестоматию для чтения в 1-4 классах «Литература Дона», рекомендованную Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.
II. Планируемые результаты усвоения программы
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- - умение любить и уважать свое Отечество, язык, культуру;
- - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- - потребность в чтении.
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
Регулятивные:
- - самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- - вычитывать все виды текстовой информации;
- - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- - извлекать нужную информацию, представленную в разных формах;
- - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ прочитанного текста;
- - устанавливать причинно-следственные связи;
- - строить рассуждения.
Коммуникативные:
- - оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
- - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- -владеть монологической и диалогической формами речи;
- - высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- - пользоваться словарями;
- - осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;
- - самостоятельно осмысливать текст;
- -делить текст на части;
- - составлять план, пересказывать текст по плану;
- - воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- - создавать грамотные связные устные высказывания на заданную тему.
- самостоятельно находить и читать книги об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона;
- составлять отзыв о прочитанных книгах;
- находить в словаре значения диалектных слов и выражений.
III. Содержание учебного предмета « Литературное чтение на русском родном языке»
Отличительной особенностей программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления и разнообразии и красоте окружающего мира. Содержание программы предполагает взаимодействие с семьёй, с педагогами, преподающими другие предметы в школе.В содержание программы выделяются разделы "Сказки и легенды донских писателей","Стихи о донцах и донского края", "Проза донских писателей", "Знай и люби свой край".
4 класс (17 ч.)
Сказки и легенды донских писателей
- Вводный урок.Слово о родной земле. А.Н.Скрипов «Зурган и венец Лебедя»
- В.С.Моложавенко «Ветер с Родины», «Живая вода»
- В.С.Моложавенко «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод»
Стихи о донцах и донского края
- Н.К. Доризо «Песня о Доне». Б.Н. Куликов «Кони»
Проза донских писателей.
5-7. И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка»
- В.М. Дерябин «Умная цапля», «Лежебока»
- В.П. Гнутов «Скворцы».
- В.П. Гнутов «Муська, Семка, Галка и бабушка».
- В.П. Гнутов «Флейта».
Знай и люби свой край.
- А.Ф.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине» (отрывок)
13-14 В.И. Андрианов, А.Г. Геращенко «Памятники Дона»
15-16 С.Д.Шевцов «В старом Ростове»
17. С.Д.Шевцов «На высоком донском берегу».
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению на родном языке в 4 «а» классе
Учитель: Журавлева Т.А.( количество часов по плану - 17, по КТП - 15)
№ п/п | Раздел учебной программы Темы уроков; контрольных, практических работ | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Материально-техническое обеспечение | Формы контроля на уроке | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | ||||||
Донской фольклор | |||||||
1 | Вводный урок.Слово о родной земле. А.Н.Скрипов «Зурган и венец Лебедя». | 1 | Коллективная, работа в парах | Фо | 2.09 | ||
2 | В.С.Моложавенко «Ветер с Родины», «Живая вода». | 2 | Коллективная, индивидуальная | Уо | 16.09 | ||
3 | В.С.Моложавенко «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод». | 3 | коллективная | фо | 30.09 | ||
Стихи о донцах и донского края | |||||||
4 | Н.К. Доризо «Песня о Доне». Б.Н. Куликов «Кони» | 1 | Самостоятельная работа | уо | 14.10 | ||
Проза донских писателей. | |||||||
5-7 | И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка» | 3 | коллективная | фо | 11.11, 25.11, 09.12 | ||
8 | В.М. Дерябин «Умная цапля», «Лежебока» | 1 | Коллективная, индивидуальная | уо | 23.12 | ||
9 | В.П. Гнутов «Скворцы». | 1 | Коллективная, работа в парах | уо | 20.01 | ||
10 | В.П. Гнутов «Муська, Семка, Галка и бабушка». | 1 | Самостоятельная работа | уо | 03.02 | ||
11 | В.П. Гнутов «Флейта». | 1 | коллективная | 17.02 | |||
Знай и люби свой край. | |||||||
12 | А.Ф.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине» (отрывок) | 1 | Коллективная, работа в парах | фо | 23.03 | ||
13 | В.И. Андрианов, А.Г. Геращенко «Памятники Дона» | 1 | Коллективная, индивидуальная | фо | 13.04 | ||
14 | С.Д.Шевцов «В старом Ростове» | 1 | Коллективная, индивидуальная | уо | 27.04 | ||
15 | С.Д.Шевцов «На высоком донском берегу». | 1 | Самостоятельная работа | уо | 18.05 |
«Согласовано»
зам. дир. по УВР
_________________
31 августа 2019 г.
Коррекция планирования
Дата непроведённого урока | Причина | Коррекция |
Источники:
- Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель МИ Астапенко. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета, 1994.
- Хрестоматия для чтения в 1-4 классах «Литература Дона» Ростов-на-Дону ЗАО «Книга», 2005г.
- Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). Составители ТА Бутенко, ВБ Небратенко. – Ростов-на-Дону. Изд. Баро-Пресс, 2003г.
- Певец земли донской. К 100-летию со дня рождения МА Шолохова. Составители: Бутенко ТА. Изд. Баро-Пресс, 2005 г.
- Обряды и праздники на Дону. (Очерки, статьи, рекомендации.) – Ростов-на-Дону, 1979 г.
- Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителя и учащихся (Сост. МЮ Новицкая, ГМ Науменко) – М., Просвещение. 1995 г.
- https://educontest.net/ru/1185590/литература-дона
- https://znanio.ru/media/programma_regionalnogo_komponenta_po_predmetu_literaturnoe_chtenie_1_4_klassy_moj_kraj-50776
Дармина Елена Николаевна
Журавлева Татьяна Анатольевна