Стаж педагогической деятельности 33 года, имею высшую квалификационный категорию. Награждена знаком 'Почётный работник образования и воспитания РФ' Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2023г."
Рабочая программа курса «Литературное чтение на родном языке»
I. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, авторской программы "Мой край", составленной заслуженным учителем РФ Т. А.Бутенко и канд. пед. наук Т. Ф.Пожидаевой.
Цель: воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне.
Основные задачи программы:
– знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;
– формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;
– создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
– воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
– создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
– введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;
– формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
– расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях;
– обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
Данная рабочая программа рассчитана на преподавание курса в 4 классе в объеме 0,5 час в неделю. Всего по учебному плану —17 часов.
В качестве основного источника рекомендуется использовать хрестоматию для чтения в 1-4 классах «Литература Дона», рекомендованную Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.
II. Планируемые результаты усвоения программы
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- умение любить и уважать свое Отечество, язык, культуру;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтении.
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать нужную информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ прочитанного текста;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- пользоваться словарями;
- осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;
- самостоятельно осмысливать текст;
-делить текст на части;
- составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать грамотные связные устные высказывания на заданную тему.
самостоятельно находить и читать книги об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона;
составлять отзыв о прочитанных книгах;
находить в словаре значения диалектных слов и выражений.
III. Содержание учебного предмета « Литературное чтение на русском родном языке»
Отличительной особенностей программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления и разнообразии и красоте окружающего мира. Содержание программы предполагает взаимодействие с семьёй, с педагогами, преподающими другие предметы в школе.В содержание программы выделяются разделы "Сказки и легенды донских писателей","Стихи о донцах и донского края", "Проза донских писателей", "Знай и люби свой край".
4 класс (17 ч.)
Сказки и легенды донских писателей
Вводный урок.Слово о родной земле. А.Н.Скрипов «Зурган и венец Лебедя»
В.С.Моложавенко «Ветер с Родины», «Живая вода»
В.С.Моложавенко «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод»
Стихи о донцах и донского края
Н.К. Доризо «Песня о Доне». Б.Н. Куликов «Кони»
Проза донских писателей.
5-7. И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка»
В.М. Дерябин «Умная цапля», «Лежебока»
В.П. Гнутов «Скворцы».
В.П. Гнутов «Муська, Семка, Галка и бабушка».
В.П. Гнутов «Флейта».
Знай и люби свой край.
А.Ф.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине» (отрывок)
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению на родном языке в 4 «а» классе
Учитель: Журавлева Т.А.( количество часов по плану - 17, по КТП - 15)
№ п/п
Раздел учебной программы
Темы уроков; контрольных, практических работ
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Материально-техническое обеспечение
Формы контроля на уроке
Дата проведения урока
По плану
По факту
Донской фольклор
1
Вводный урок.Слово о родной земле.
А.Н.Скрипов «Зурган и венец Лебедя».
1
Коллективная, работа в парах
Фо
2.09
2
В.С.Моложавенко «Ветер с Родины», «Живая вода».
2
Коллективная, индивидуальная
Уо
16.09
3
В.С.Моложавенко «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод».
3
коллективная
фо
30.09
Стихи о донцах и донского края
4
Н.К. Доризо «Песня о Доне». Б.Н. Куликов «Кони»
1
Самостоятельная работа
уо
14.10
Проза донских писателей.
5-7
И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка»
3
коллективная
фо
11.11,
25.11,
09.12
8
В.М. Дерябин «Умная цапля», «Лежебока»
1
Коллективная, индивидуальная
уо
23.12
9
В.П. Гнутов «Скворцы».
1
Коллективная, работа в парах
уо
20.01
10
В.П. Гнутов «Муська, Семка, Галка и бабушка».
1
Самостоятельная работа
уо
03.02
11
В.П. Гнутов «Флейта».
1
коллективная
17.02
Знай и люби свой край.
12
А.Ф.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине» (отрывок)
1
Коллективная, работа в парах
фо
23.03
13
В.И. Андрианов, А.Г. Геращенко «Памятники Дона»
1
Коллективная, индивидуальная
фо
13.04
14
С.Д.Шевцов «В старом Ростове»
1
Коллективная, индивидуальная
уо
27.04
15
С.Д.Шевцов «На высоком донском берегу».
1
Самостоятельная работа
уо
18.05
«Согласовано»
зам. дир. по УВР
_________________
31 августа 2019 г.
Коррекция планирования
Дата непроведённого урока
Причина
Коррекция
Источники:
Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель МИ Астапенко. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета, 1994.
Хрестоматия для чтения в 1-4 классах «Литература Дона» Ростов-на-Дону ЗАО «Книга», 2005г.
Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). Составители ТА Бутенко, ВБ Небратенко. – Ростов-на-Дону. Изд. Баро-Пресс, 2003г.
Певец земли донской. К 100-летию со дня рождения МА Шолохова. Составители: Бутенко ТА. Изд. Баро-Пресс, 2005 г.
Обряды и праздники на Дону. (Очерки, статьи, рекомендации.) – Ростов-на-Дону, 1979 г.
Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителя и учащихся (Сост. МЮ Новицкая, ГМ Науменко) – М., Просвещение. 1995 г.
Спасибо Елена Николаевна, действительно, с программой по литературному чтению на родном языке есть трудности, так как нет примерных программ, используем в работе хрестоматию для чтения и ждем примерные программы.