Рабочая программа курса «Литературное чтение на родном языке»

4
2
Материал опубликован 16 February 2020 в группе


                I. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, авторской программы "Мой край", составленной  заслуженным учителем РФ Т. А.Бутенко и канд. пед. наук Т. Ф.Пожидаевой.

Цель: воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне.

Основные задачи программы:

–  знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;

–  формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;

–  создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;

–  воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;

–  создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;

–  введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;

–  формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;

–  расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях;

–  обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.

Данная рабочая программа рассчитана на преподавание курса в 4  классе в объеме 0,5 час в неделю. Всего по учебному плану —17 часов.

В качестве основного источника рекомендуется использовать хрестоматию для чтения в 1-4 классах «Литература Дона», рекомендованную Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

II. Планируемые результаты усвоения программы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

  • - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • - умение любить и уважать свое Отечество, язык, культуру;
  • - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • - потребность в чтении.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

Регулятивные:

  • - самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

  • - вычитывать все виды текстовой информации;
  • - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • - извлекать нужную информацию, представленную в разных формах;
  • - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ прочитанного текста;
  • - устанавливать причинно-следственные связи;
  • - строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • - оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
  • - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • -владеть монологической и диалогической формами речи;
  • - высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

​​​​​​​Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:

  • - пользоваться словарями;
  • - осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;
  • - самостоятельно осмысливать текст;
  • -делить текст на части;
  • - составлять план, пересказывать текст по плану;
  • - воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • - создавать грамотные связные устные высказывания на заданную тему.
  • самостоятельно находить и читать книги об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона;
  • составлять отзыв о прочитанных книгах;
  • находить в словаре значения диалектных слов и выражений.

III. Содержание учебного предмета « Литературное чтение на русском родном языке»

Отличительной особенностей программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления и разнообразии и красоте окружающего мира. Содержание программы предполагает взаимодействие с семьёй, с педагогами, преподающими другие предметы в школе.В содержание программы выделяются разделы "Сказки и легенды донских писателей","Стихи о донцах и донского края", "Проза донских писателей", "Знай и люби свой край".

4 класс (17 ч.)

Сказки и легенды донских писателей

  1. Вводный урок.Слово о родной земле. А.Н.Скрипов «Зурган и венец Лебедя»
  2. В.С.Моложавенко «Ветер с Родины», «Живая вода»
  3. В.С.Моложавенко «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод»

Стихи о донцах и донского края

  1. Н.К. Доризо «Песня о Доне». Б.Н. Куликов «Кони»

Проза донских писателей.

5-7.  И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка»

  1. В.М. Дерябин «Умная цапля», «Лежебока»
  2. В.П. Гнутов «Скворцы».
  3. В.П. Гнутов «Муська, Семка, Галка и бабушка».
  4. В.П. Гнутов «Флейта».

Знай и люби свой край.

  1. А.Ф.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине» (отрывок)

  13-14 В.И. Андрианов, А.Г. Геращенко «Памятники Дона»

      15-16 С.Д.Шевцов «В старом Ростове»

      17.  С.Д.Шевцов «На высоком донском берегу».

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению на родном языке в 4 «а» классе

Учитель: Журавлева Т.А.( количество часов по плану - 17, по КТП - 15)

№ п/п

Раздел учебной программы

Темы уроков; контрольных, практических работ

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение


Формы контроля на уроке

Дата проведения урока


По плану

По факту

Донской фольклор

1

Вводный урок.Слово о родной земле.

А.Н.Скрипов «Зурган и венец Лебедя».

1

Коллективная, работа в парах


Фо

2.09


2

В.С.Моложавенко «Ветер с Родины», «Живая вода».

2

Коллективная, индивидуальная


Уо

16.09


3

В.С.Моложавенко «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод».

3

коллективная


фо

30.09


Стихи о донцах и донского края

4

Н.К. Доризо «Песня о Доне». Б.Н. Куликов «Кони»

1

Самостоятельная работа


уо

14.10


Проза донских писателей.

5-7

И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка»

3

коллективная


фо

11.11,

25.11,

09.12


8

В.М. Дерябин «Умная цапля», «Лежебока»

1

Коллективная, индивидуальная


уо

23.12


9

В.П. Гнутов «Скворцы».

1

Коллективная, работа в парах


уо

20.01


10

В.П. Гнутов «Муська, Семка, Галка и бабушка».

1

Самостоятельная работа


уо

03.02


11

В.П. Гнутов «Флейта».

1

коллективная



17.02


Знай и люби свой край.

12

А.Ф.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине» (отрывок)


1

Коллективная, работа в парах


фо

23.03


13

В.И. Андрианов, А.Г. Геращенко «Памятники Дона»

1

Коллективная, индивидуальная


фо

13.04



14

С.Д.Шевцов «В старом Ростове»

1

Коллективная, индивидуальная


уо

27.04


15

С.Д.Шевцов «На высоком донском берегу».

1

Самостоятельная работа


уо

18.05



                                                                                                                    «Согласовано»

                                                                                                                           зам. дир. по УВР

                                                                                    _________________

                                                                                                                                                                     31 августа 2019 г.


Коррекция планирования


Дата непроведённого урока

Причина

Коррекция







Источники:

  1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель МИ Астапенко. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета, 1994.
  2. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах «Литература Дона» Ростов-на-Дону ЗАО «Книга», 2005г.
  3. Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). Составители ТА Бутенко, ВБ Небратенко. – Ростов-на-Дону. Изд. Баро-Пресс, 2003г.
  4. Певец земли донской. К 100-летию со дня рождения МА Шолохова. Составители: Бутенко ТА. Изд. Баро-Пресс, 2005 г.
  5. Обряды и праздники на Дону. (Очерки, статьи, рекомендации.) – Ростов-на-Дону, 1979 г.
  6. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителя и учащихся (Сост. МЮ Новицкая, ГМ Науменко) – М., Просвещение. 1995 г.
  7. https://educontest.net/ru/1185590/литература-дона
  8.  https://znanio.ru/media/programma_regionalnogo_komponenta_po_predmetu_literaturnoe_chtenie_1_4_klassy_moj_kraj-50776












Комментарии

Спасибо за работу! Актуальный материал для Ростовской области. В избранное!

16 February 2020

Спасибо Елена Николаевна, действительно, с программой по литературному чтению на родном языке есть трудности, так как нет примерных программ, используем в работе хрестоматию для чтения и ждем примерные программы.

16 February 2020