Урок литературного чтения «Необычный герой и необычный мир Ю.И. Коваль "читатель путешественник". М.Ю. Лермонтов "Парус"»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
/data/files/f1525410346.docx (Вопросы для работы в группах) /data/files/h1525410313.mp3 (Грамзапись 2 с мелодией) /data/files/f1525410253.mp3 (Грамзапись 1) /data/files/y1525410225.pptx (Презентация к уроку) |
Тема урока |
Необычный герой и необычный мир. Ю.И.Коваль “читатель путешественник”. М.Ю. Лермонтов “Парус” |
Программа |
Л.В. Занкова |
Описание урока |
|
Цель |
Ученик определит необычное в литературе: необычность героя в рассказе Ю. Коваля «Писатель-путешественник» и необычность лирического мира в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» |
Время реализации |
45 минут |
Планируемые результаты |
Познавательные: -овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно- следственных связей -умение находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные: -умение произвольно и выразительно строить речевое высказывание -проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе Регулятивные: -принимать учебную задачу, отбирать способы её решения -выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи -произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи Предметные: -Умение анализировать текст с позиций: особое отношение посетителя и хозяина к миру, способ передачи этого отношения, «улыбка повествователя» -зачитывать цитаты из текста в опровержение или подтверждение высказанного суждения. -умение ориентироваться в тексте: находить, считывать и пересказывать нужные фрагменты, Составлять свое мнение чертах характера героя и подтверждать свои выводы текстом. |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент Мотивационный компонент |
Приветствие учителя и учеников. Эмоциональный настрой. - Я думаю, что мир прекрасен и в своей обычности, и в своей необычности. - А что необычного сегодня вы заметили? |
Приветствуют учителя |
||
Пятиминутное чтение |
-А начнем мы урок обычно «пять минут с любимой книгой» (пятиминутное чтение своих книг) - У кого в книге есть необычные персонажи? Расскажите о них. |
Дети читаю книги 5 минут |
||
Этап постановки учебной задачи Текстовая работа с рассказом Юрия Коваля Предтекстовая работа Восприятие стихотворения (технология РКМ – сравнение художественного чтения) Анализ и подбор иллюстраций Декламация Послетекстовые задания Работа в группах |
- Почему мы начали урок с размышления об обычности и необычности? - Хорошо, и тема урока – «Необычное в литературе» - Какова задача нашего урока? -Задача нашего урока – это найти необычное в обычном - Начнем мы с рассказа Юрия Коваля. Работаем в парах. Давайте повторим правила работы в парах. -Я сейчас попрошу вас перечитать рассказ про себя и обсудить в паре «Что необычного в главном герое рассказа?» (Время выполнения задания – 6 минут) -Итак, обсудите в паре, что же необычного в главном герое рассказа? -Посмотрите на иллюстрации. Какая из них точнее изображает главного персонажа. Обоснуйте. - Так что необычного в рассказе Коваля? - Почему говорят, что чудаки правят миром? -Сегодня мы будем читать стихотворение великого русского поэта – представителя «золотого века» русской поэзии. -Что слышали об этом? Какие поэты относятся к «золотому веку» русской поэзии? - Прочитайте информацию. «Золотой век» русской поэзии – это крылатое выражение, которым называют литературу 19 века. К поэтам «золотого века» относят: А.С. Пушкин (портрет), И.А. Крылов (портрет), Ф.И. Тютчев (портрет), М.Ю. Лермонтов (портрет) - Как вы думаете, почему творчество этих поэтов называют «золотым веком» русской поэзии? - Мы сегодня будем искать необычное в стихотворении М.Ю. Лермонтова - В поэзии важно чтение стихотворения. От прочтения зависит восприятие читателями идеи, замысла поэта. Послушайте два варианта прочтения стихотворения. Выберите, какой вам ближе, обоснуйте. Прослушивание аудиозаписей 1 и 2. Дискуссия. Словарная работа. - Давайте представим, что вы сейчас будете читать стихотворение со сцены театра. Какой фон вам нужен? Выберите подходящие репродукции картин (предлагаются несколько слайдов с репродукциями картин с парусниками). -А теперь, как в театре, давайте порепетируем художественное чтение – прочитайте вполголоса. Постарайтесь выбрать свою интонацию, свое настроение, но так, чтобы передать замысел автора. 3 минуты. - давайте сформулируем правила декламации (выразительность, уместность жестов, мимики, декораций) Кто желает выступить на нашей сцене театра? Чтение 4-5 учеников у доски. -Что отметим в чтении ….? - А теперь вспомним учебную задачу урока – мы ищем необычное в литературе. -Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы на листах вопросы. Отвечайте на вопрос, потом мы выслушаем у доски представителя каждой группы. (2-3 минуты) 1.Что, по-вашему, хотел передать автор в своем стихотворении? Через какие образы? 2.О чем размышляет поэт, глядя на одинокий парус? Опрос -Ребята, так что необычного в стихотворении Лермонтова? (образ парусника – символ свободы, одиночества, необычность изображения чувств лирического героя через описание парсу) -Если бы вам пришлось выбрать парус символом вашей жизни, каким бы он был? Что его бы окружало? |
Слова из рассказа, который читали дома -Ответы детей -Не мешать, вести себя тихо, др. Читают текст. Обсуждают в паре вопрос -Ответы детей |
||
-Ответы детей -Серый, голубой, синий |
||||
-Необычный/обычный потому что.. -Ответы детей -Нужно находиться.. -Отличается тем, что.. |
||||
Итог урок |
-Ребята, какая была главная задача нашего урока? -Так как изображают необычное в литературе? (необычные персонажи, сюжеты, образы) |
-Найти необычное в обычном -Ответы детей |
||
Рефлексия |
- Давайте найдем необычное в нашем обычном классе? Или он необычный? В нашем обычном дне? |
|||
Дом. работа |
Домашнее задание на выбор – выразительное чтение стихотворения либо чтение наизусть стихотворения. |
Ильина Оксана Геннадьевна
Орехова Наталья Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна