Урок литературного чтения по произведению Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (технологическая карта и конспект)
Урок литературного чтения
система работы на уроках литературного чтенияPPTX / 7.59 Мб
Автор: Олина Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
УМК: «Школа России», учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть» авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Тема урока: рассказ Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
- создать условия на уроке для знакомства учащихся с творчеством Б.В. Шергина;
- способствовать дальнейшему развитию речи детей – учить понимать смысл пословиц.
Задачи урока
Образовательные: | Развивающие: | Воспитательные: |
| создать условия для развития навыка правильного, выразительного и осознанного чтения, навыка анализа, обобщения, сравнения |
|
Планируемые результаты:
Личностные:
- обучение умению слушать собеседника и вести диалог, строить речевые высказывания, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей, формирование учебной мотивации, ориентируясь на моральные нормы жизни.
Метапредметные:
- развитие способности ставить учебную цель, планировать выполнение задач, находить необходимую в тексте информацию, контролировать и оценивать свои результаты.
Предметные:
- знакомство с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Оборудование: компьютерная презентация, учебник «Литературное чтение 3 класс».
Этот урок проводился в 3 классе для учителей Омутнинского района.
Краткая характеристика класса: в классе 26 человек (14 девочек и 12 мальчиков), дети доброжелательные, настроены на общение, с удовольствием размышляют, не боятся делиться своим мнением.
В классе велась систематическая работа над развитием и совершенствованием речи. В процессе этой работы развивалась не только речь, но и мышление. Дети учились высказывать свои мысли, составляя информационные высказывания, высказывания-мнения, высказывания-рекламы (смотри приложение к данной разработке).
Результаты данной работы были видны при работе на уроке.
Технологическая карта урока
Предмет | Литературное чтение |
УМК | «Школа России», учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть» авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. |
Класс | 3 |
Тема урока | Раздел «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» |
Место урока | 1-ый урок |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цели урока | Цели: 1) создать условия на уроке для знакомства учащихся с творчеством Б.В. Шергина; 2) способствовать дальнейшему развитию речи детей – учить понимать смысл пословиц. |
Задачи урока | 1. Образовательные: 1)создать условия для формирования умения вдумчивой работы с текстом произведения; 2)способствовать расширению читательского опыта детей через самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения, осмысления прочитанного. 2. Развивающие: создать условия для развития навыка правильного, выразительного и осознанного чтения, навыка анализа, обобщения, сравнения. 3. Воспитательные: 1) способствовать развитию умения общаться, формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности, 2) содействовать воспитанию таких нравственных качеств, как уважение, сопереживание. |
Планируемые результаты: | Личностные: обучение умению слушать собеседника и вести диалог, строить речевые высказывания, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей, формирование учебной мотивации, ориентируясь на моральные нормы жизни. Метапредметные: развитие способности ставить учебную цель, планировать выполнение задач, находить необходимую в тексте информацию, контролировать и оценивать свои результаты. Предметные: знакомство с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
Оборудование: | компьютерная презентация, учебник «Литературное чтение 3 класс» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсы урока |
1) Организационно-мотивационный этап | Предлагает прочитать стихотворение хором с 1 слайда презентации | Читают хором стихотворение | Презентация слайд |
2) Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Предлагает каждому ученику выбрать из фраз на 2 слайде девиз урока для себя и объяснить свой выбор | Каждый выбирает для себя девиз, желающие объясняют свой выбор | Презентация слайды 2 – 3 |
3) Этап выявления места и причины затруднений - работа с пословицами | Задаёт проблемную ситуацию – просит ответить на следующие вопросы: - Что использовано в виде девизов? - Почему пословицы нужны в нашей речи? | Вспоминают, что такое пословица Рассуждают о том, почему пословицы нужны в нашей речи? | |
4)Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации - целеполагание | Предлагает проверить свои рассуждения в процессе знакомства с творчеством писателя Шергина Б.В., а точнее - с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Предлагает сформулировать цели урока Организует знакомство с жизнью и творчеством писателя через выступление группы подготовленных ребят. | Формулируют цели Слушают выступление группы учащихся | Презентация слайды – 4 – 7 Презентация слайды – 8 – 11 |
5)Реализация построенного проекта -антиципация (предугадывание предстоящего чтения) – информационные сообщения - словарная работа - первичное чтение | Предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и подумать над вопросом: о чём данный рассказ? Организует словарную работу по уточнению и объяснению значений непонятных слов: штукарное дело, малярное дело, паркетчик, столешница, вылощил волчьим зубом, академии. Организует чтение рассказа Шергина подготовленной группой учащихся. | Составляют информационные высказывания, опираясь на иллюстрации в учебнике Слушают учителя, участвуют в объяснении непонятных слов Группа учащихся читает рассказ Шергина. Остальные слушают и следят по тексту в учебнике. | Презентация слайды – 12 – 14 Презентация слайды – 15 – 18 Учебник с. 108 - 111 |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Организует беседу по следующим вопросам: - Первое впечатление от рассказа? - Правильно ли мы предугадали, о чём будет рассказ? | Отвечают на поставленные вопросы Составляют высказывания-мнения с опорой на текст презентации | Презентация слайды – 19 – 20 |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку, показывая движения | .Повторяют движения за учителем | |
7)Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону - высказывания - мнения | Организует выборочное чтение
| Выполняют задания. Отвечают на поставленные вопросы, выбирая нужные строки из рассказа | Презентация слайд – 21 Учебник с. 108 – 111 |
8) Этап включения в систему знаний и умений - выборочное чтение - работа над смыслом пословиц | Организует работу по объяснению смысла пословиц, которые встретились в тексте. Предлагает порассуждать о роли пословиц в данном произведении | Находят и объясняют пословицы Делают выводы о роли пословиц в русском языке | Презентация слайд – 22 Учебник с. 108 – 1111 |
9)Рефлексия -высказывание-реклама -комплимент | Организует рефлексию по составлению высказывания – рекламы, по составлению высказывания - комплимента | Составляют высказывание-рекламу Участвуют в рефлексии «Комплимент» | Презентация слайды – 23 – 24 |
Домашнее задание | Даёт домашнее задание, опираясь на слайд презентации | Записывают в дневник | Презентация слайд – 26 |
Приложение 1
Конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
1) Мотивационный этап. | Предлагает прочитать стихотворение: Прозвенел звонок весёлый. |
2) Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Предлагает каждому ученику выбрать из фраз на слайде презентации девиз урока для себя и объяснить свой выбор. |
3) Этап выявления места и причины затруднений -работа с пословицами | Задаёт проблемную ситуацию – просит ответить на следующие вопросы: - Что использовано в виде девизов? - Почему пословицы нужны в нашей речи?
- Хочу познакомить вас с удивительным русским писателем - Борисом Викторовичем Шергиным. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. По его рассказам созданы мультфильмы. |
4)Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации - целеполагание | Предлагает проверить свои рассуждения в процессе знакомства с творчеством писателя Шергина Б.В., а точнее - с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Предлагает сформулировать цели и задачи предстоящей на уроке работы. Организует знакомство с жизнью и творчеством писателя через выступление группы подготовленных ребят. 1 ученик Борис Викторович Шергин родился в 1893 г. Его отец, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству». А мать, коренная жительница Архангельска, познакомила его с народной поэзией Русского Севера. 2 ученик 3 ученик Учился в Архангельской гимназии, потом окончил Строгановское художественно-промышленное училище. Работал как художник-реставратор, заведовал ремесленной мастерской, собирал книги «старинного письма», записные тетради капитанов, альбомы стихов, песенники.
Потом переехал в Москву. Сначала работал в Институте детского чтения, рассказывал детям о народной культуре Севера с помощью сказок и былин. А позднее стал профессионально заниматься литературной работой.
|
5) Реализация построенного проекта -антиципация (предугадывание предстоящего чтения) – информационные сообщения - словарная работа - первичное чтение | Предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и подумать над вопросом: о чём данный рассказ? Организует словарную работу по уточнению и объяснению значений непонятных слов: штукарное дело, малярное дело, паркетчик, столешница, вылощил волчьим зубом, академии Организует чтение рассказа Шергина подготовленной группой учащихся. |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Организует беседу по следующим вопросам: - Первое впечатление от рассказа? - Правильно ли мы предугадали, о чём будет рассказ? Я волновался (волновалась)… - Ошибка Мити… - Я думаю, что мастер… - Рассказ учит… |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку, показывая движения |
7) Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону - высказывания - мнения | Организует выборочное чтение
|
8) Этап включения в систему знаний и умений - выборочное чтение - работа над смыслом пословиц | Организует работу по объяснению смысла пословиц, которые встретились в тексте. Предлагает порассуждать о роли пословиц в данном произведении |
9)Рефлексия -высказывание-реклама -комплимент | Организует рефлексию по составлению высказывания – рекламы, по составлению высказывания - комплимента |
Домашнее задание | Даёт домашнее задание, опираясь на слайд презентации |
Приложение 2
Система работы на уроках литературного чтения в 3 классе
(Олина С.Н., КОГОБУ СШ с УИОП города Омутнинска)
Всё началось с того, что после проверки техники чтения в 3 классе нам сделали замечание, что есть дети, которые не справились с техникой чтения.
Выход из данной ситуации был найден – 5-минутка жужжащего чтения. Но не все дети принесли на урок книги. Почему? Оказывается, в 1 и 2 классе родители помогали детям в выборе книг, а в 3 классе уже посчитали, что дети уже достаточно самостоятельные. Выбрать книгу самостоятельно оказалось трудно. В огромном количестве книг в библиотеке легко заблудиться. Дети не знают, как выбрать книгу, потому что не умеют получить информацию о книге. Иногда выбранная книга оказывается неинтересной.
Поэтому мы с ребятами стали не только читать, а учиться рассматривать книги, делиться впечатлениями о книге, рекламировать книги.
Получилась целая система работы.
1 этап работы.
- После 5-минутки жужжащего чтения мы рассматривали книгу:
- Можно ли по внешнему виду догадаться, о чём книга? Что помогает нам в этом?
- Как называется книга?
- Кто автор? Автор один или несколько?
- К какому литературному жанру относится произведение?
- Современная ли это книга? Могли бы прочитать эту книгу ваши родители в детстве? Сколько лет книге?
- Для какого возраста книга?
- Сколько страниц в книге? В книге одно произведение или несколько?
- Что ещё можно узнать о книге прежде, чем начать её читать? ( Где напечатана книга, сколько экземпляров напечатано, кто редактор, художник и т.д.).
- Демонстрировали свою книгу. Выйдите те, у кого в книге:
- Вымышленные и фантастические события,
- Научно-познавательные факты,
- Современные события,
- Исторические события,
- Главные герои – животные, дети, необычные предметы,
ИЛИ
- Выйдите те, у кого энциклопедия, сказка и т.д.
- Выйдите те, у кого книга определённой серии…
2 этап работы.
Строили информационные высказывания.
Информационное высказывание – это высказывание, которое можно составить, ознакомившись с оформлением книги.
- Простое информационное высказывание:
- Моя книга называется…
- Автор моей книги…
- Моя книга издана в … году
- В моей книге …столько страниц, глав… и т.д.
- Простое информационное высказывание с передачей вопроса:
- Моя книга называется…, а твоя книга, (ФИ)?
- В моей книге главные герои – дети, а у тебя… и т.д.
Строить высказывание с передачей вопроса ребята очень любят. Все становятся очень внимательными, ведь неизвестно, кому обратятся с передачей вопроса. Слушают начало высказывания и перелистывают свою книгу, чтобы продолжить высказывание.
3 этап работы.
Идёт работа над построением высказывания - мнения.
Высказывание – мнение – это высказывание, которое можно составить во время чтения или после прочтения книги.
К тому времени ребята на «жужжащем чтении» прочитали достаточное количество страниц, чтобы суметь построить высказывание – мнение.
- Сначала мы работаем над составлением высказывания – мнения по заданному началу и по заданной структуре. Продолжи:
- Я удивился, что …
- Мне стало интересно …
- Я думаю …
- Если бы я вошёл в эту книгу …
- Больше всего мне хочется изменить …
- Мой любимый отрицательный герой …
- Главный герой книги …
- Ужасно, что …
- Затем ребята составляли высказывания – мнения самостоятельно:
- простое высказывание – мнение,
- высказывание – мнение с передачей вопроса.
После того, как выслушаны все высказывания, выбираем самое интересное высказывание и благодарим (аплодируем) автора высказывания.
4 этап работы.
Составление высказываний – реклам. Что такое реклама объяснять не надо.
Реклама бывает:
- Явная реклама (Я хочу посоветовать прочитать эту книгу (кому?) (почему?) – явная реклама)
- Скрытая реклама (Посмотрите, какая это прекрасная книга (перечисление достоинств) …, вот почему я хочу посоветовать вам её прочитать – скрытая реклама)
5 этап работы.
Как же всё это использовать на уроке?
- Информационное сообщение – приём антиципации (предугадывание предстоящего чтения).
- Высказывание - мнение – работа по тексту произведения после прочтения.
- Высказывание - реклама – вывод урока.
ИТОГ РАБОТЫ.
- Техника чтения выросла.
- Открытый урок чтения, показанный для учителей района, понравился.
- «Прошёл как будто на одном дыхании».
- «У вас говорят все».
- Я заметила, что дети стали активнее на уроке, стали не бояться рассуждать, делать выводы. Уроки чтения теперь проходят очень интересно.
по произведению Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшьPPTX / 30.22 Мб
система работы на уроках литературного чтенияPPTX / 7.59 Мбпо произведению Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшьPPTX / 30.22 Мб
Ирина Владимировна Казарцева