Урок литературного чтения по произведению Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (технологическая карта и конспект)

0
1
Материал опубликован 20 September

Урок литературного чтения


система работы на уроках литературного чтенияPPTX / 7.59 Мб




Автор: Олина Светлана Николаевна,

учитель начальных классов









                                                                        Пояснительная записка

УМК: «Школа России», учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть»  авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

Тема урока:  рассказ Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Тип урока:         урок открытия нового знания.

Цели урока:

  1. создать условия на уроке для знакомства учащихся с творчеством Б.В. Шергина;
  2. способствовать дальнейшему развитию речи детей – учить понимать смысл пословиц.


Задачи урока

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

  1. создать условия для формирования умения вдумчивой работы с текстом произведения;
  2. способствовать расширению читательского опыта детей через самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения, осмысления прочитанного.


создать условия для развития навыка правильного, выразительного и осознанного чтения, навыка анализа, обобщения, сравнения

  1. способствовать развитию умения общаться,  формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности,  
  2. содействовать воспитанию таких нравственных качеств, как уважение, сопереживание


Планируемые результаты:


Личностные:

- обучение умению слушать собеседника и вести диалог, строить речевые высказывания, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей, формирование учебной мотивации, ориентируясь на моральные нормы жизни.

Метапредметные:

- развитие способности ставить учебную цель, планировать выполнение задач, находить необходимую в тексте информацию, контролировать и оценивать свои результаты.


Предметные:

- знакомство с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».


Оборудование: компьютерная презентация, учебник «Литературное чтение 3 класс».


   Этот урок проводился в 3 классе для учителей Омутнинского района.

   Краткая характеристика класса: в классе 26 человек (14 девочек и 12 мальчиков), дети доброжелательные, настроены на общение, с удовольствием размышляют, не боятся делиться своим мнением.

   В классе велась систематическая работа над развитием и совершенствованием речи. В процессе этой работы развивалась не только речь, но и мышление. Дети учились высказывать свои мысли, составляя информационные высказывания, высказывания-мнения, высказывания-рекламы (смотри приложение к данной разработке).

   Результаты данной работы были видны при работе на уроке.


Технологическая карта  урока

Предмет

Литературное чтение


УМК

«Школа России», учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть»  авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

Класс

3

Тема урока

Раздел «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»,

произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Место урока

1-ый урок


Тип урока

Урок открытия нового знания


Цели урока

Цели:

1) создать условия на уроке для знакомства учащихся с творчеством Б.В. Шергина;

2) способствовать дальнейшему развитию речи детей – учить понимать смысл пословиц.

Задачи урока

1. Образовательные:

1)создать условия для формирования умения вдумчивой работы с текстом произведения;

2)способствовать расширению читательского опыта детей через самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения, осмысления прочитанного.

2. Развивающие:

создать условия для развития навыка правильного, выразительного и осознанного чтения, навыка анализа, обобщения, сравнения.

3. Воспитательные:

1) способствовать развитию умения общаться,  формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности,  

2) содействовать воспитанию таких нравственных качеств, как уважение, сопереживание.

Планируемые результаты:


Личностные:

обучение умению слушать собеседника и вести диалог, строить речевые высказывания, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей, формирование учебной мотивации, ориентируясь на моральные нормы жизни.


Метапредметные:

развитие способности ставить учебную цель, планировать выполнение задач, находить необходимую в тексте информацию, контролировать и оценивать свои результаты.


Предметные:

знакомство с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Оборудование:

компьютерная презентация, учебник «Литературное чтение 3 класс»










Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы урока

1) Организационно-мотивационный этап

Предлагает прочитать стихотворение хором с 1 слайда презентации

Читают хором стихотворение

Презентация  слайд

2) Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Предлагает каждому ученику выбрать из фраз на 2 слайде девиз урока для себя и объяснить свой выбор




Каждый выбирает для себя девиз, желающие объясняют свой выбор









Презентация  слайды 2 – 3




3) Этап выявления места и причины затруднений -

работа с пословицами

Задаёт проблемную ситуацию – просит ответить на следующие вопросы:


- Что использовано в виде девизов?

- Почему пословицы нужны в нашей речи?

Вспоминают, что такое пословица


Рассуждают о том, почему пословицы нужны в нашей речи?

4)Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации


- целеполагание





Предлагает проверить свои рассуждения в процессе знакомства с творчеством писателя Шергина Б.В., а точнее - с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».


Предлагает сформулировать цели урока


Организует знакомство с жизнью и творчеством писателя через выступление группы подготовленных ребят.






Формулируют цели



Слушают выступление группы учащихся



Презентация  слайды – 4 – 7


Презентация  слайды – 8 – 11

5)Реализация построенного проекта


-антиципация (предугадывание предстоящего чтения) – информационные сообщения


- словарная работа





- первичное чтение




Предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и подумать над вопросом: о чём данный рассказ?




Организует словарную работу по уточнению  и объяснению значений непонятных слов:

штукарное дело, малярное дело, паркетчик, столешница, вылощил волчьим зубом, академии.

Организует чтение рассказа Шергина подготовленной группой учащихся.






Составляют информационные высказывания, опираясь на иллюстрации в учебнике


Слушают учителя, участвуют в объяснении непонятных слов


Группа учащихся читает рассказ Шергина. Остальные слушают и следят по тексту в учебнике.



Презентация  слайды – 12 – 14


Презентация   слайды – 15 – 18


Учебник с. 108 - 111

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Организует беседу по следующим вопросам:

- Первое впечатление от рассказа?

- Правильно ли мы предугадали, о чём будет рассказ?


Отвечают на поставленные вопросы

Составляют высказывания-мнения с опорой на текст презентации

Презентация   слайды – 19 – 20


Физкультминутка

 Проводит физкультминутку, показывая движения

.Повторяют движения за учителем


7)Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- высказывания - мнения

Организует выборочное чтение

  • Найдите строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке.
  • В чём заключается работа Мити?
  • Сколько времени было дано Мите на работу?
  • Найдите и зачитайте мудрый совет мастера.
  • Вовремя ли закончил работу Митя? Сколько дней он работал?
  • Как оценил мастер работу своего ученика?
  • Найдите и прочитайте пословицы

Выполняют задания.

Отвечают на поставленные вопросы, выбирая нужные строки из рассказа


Презентация   слайд – 21

Учебник с. 108 – 111

8) Этап включения в систему знаний и умений

- выборочное чтение


- работа над смыслом пословиц



Организует работу по объяснению смысла пословиц, которые встретились в тексте.

Предлагает порассуждать о роли пословиц в данном произведении



Находят и объясняют пословицы

Делают выводы о роли пословиц в русском языке

Презентация   слайд – 22


Учебник с. 108 – 1111

9)Рефлексия

-высказывание-реклама

-комплимент

Организует рефлексию по составлению

высказывания – рекламы, по составлению высказывания - комплимента



Составляют высказывание-рекламу


Участвуют в рефлексии «Комплимент»

Презентация   слайды – 23 – 24

Домашнее задание

Даёт домашнее задание, опираясь на слайд презентации

Записывают в дневник

Презентация слайд – 26


Приложение 1

Конспект урока


Этапы урока

Деятельность учителя

1) Мотивационный этап.


Предлагает прочитать стихотворение:

Прозвенел звонок весёлый.
Мы урок начать готовы.
Будем думать, рассуждать
и друг другу помогать

2) Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Предлагает каждому ученику выбрать из фраз на слайде презентации девиз урока для себя и объяснить свой выбор.

3) Этап выявления места и причины затруднений

-работа с пословицами

 Задаёт проблемную ситуацию – просит ответить на следующие вопросы:

- Что использовано в виде девизов?

- Почему пословицы нужны в нашей речи?


  • Пословицы кратки, а ума и чувства в них вложено на целое столетие. (М.Горький)
  • Пословица – это большое содержание, выраженное в немногих словах.
  • Пословицы украшают и обогащают  речь человека, развивают воображение.
  • Правильное и уместное использование пословиц придаёт речи неповторимое своеобразие и особую выразительность


- Хочу познакомить вас с удивительным русским писателем -  Борисом  Викторовичем  Шергиным.

Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного.  По его рассказам созданы мультфильмы.

4)Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации



- целеполагание





























Предлагает проверить свои рассуждения в процессе знакомства с творчеством писателя Шергина Б.В., а точнее - с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».


Предлагает сформулировать цели и задачи  предстоящей на уроке работы.


Организует знакомство с жизнью и творчеством писателя через выступление группы подготовленных ребят.


1 ученик

Борис Викторович Шергин родился в 1893 г. Его отец, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству». А мать, коренная жительница Архангельска, познакомила его с народной поэзией Русского Севера.


2 ученик
Шергин с детства интересовался культурой Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь. А в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.


3 ученик

Учился в Архангельской гимназии, потом окончил Строгановское художественно-промышленное училище. Работал как художник-реставратор, заведовал ремесленной мастерской, собирал книги «старинного письма», записные тетради капитанов, альбомы стихов, песенники.


4 ученик

Потом переехал в Москву. Сначала работал в Институте детского чтения, рассказывал детям о народной культуре Севера с помощью сказок и былин. А  позднее стал профессионально заниматься литературной работой.


5 ученик
При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий).
Умер писатель в 1973 году в Москве.

5) Реализация построенного проекта


-антиципация (предугадывание предстоящего чтения) – информационные сообщения


- словарная работа



- первичное чтение



Предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и подумать над вопросом: о чём данный рассказ?


Организует словарную работу по уточнению  и объяснению значений непонятных слов:

штукарное дело, малярное дело, паркетчик, столешница, вылощил волчьим зубом, академии

Организует чтение рассказа Шергина подготовленной группой учащихся.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Организует беседу по следующим вопросам:

- Первое впечатление от рассказа?

- Правильно ли мы предугадали, о чём будет рассказ? Я волновался (волновалась)…

- Ошибка Мити…

- Я думаю, что мастер…

- Рассказ учит…

Физкультминутка

 Проводит физкультминутку, показывая движения

7) Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- высказывания - мнения

Организует выборочное чтение

  • Найдите строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке.
  • В чём заключается работа Мити?
  • Сколько времени было дано Мите на работу?
  • Найдите и зачитайте мудрый совет мастера.
  • Вовремя ли закончил работу Митя? Сколько дней он работал?
  • Как оценил мастер работу своего ученика?
  • Найдите и прочитайте пословицы

8) Этап включения в систему знаний и умений

- выборочное чтение

- работа над смыслом пословиц




Организует работу по объяснению смысла пословиц, которые встретились в тексте.

Предлагает порассуждать о роли пословиц в данном произведении

9)Рефлексия

-высказывание-реклама

-комплимент

Организует рефлексию по составлению

высказывания – рекламы, по составлению высказывания - комплимента

Домашнее задание

Даёт домашнее задание, опираясь на слайд презентации


     Приложение 2

Система работы на уроках литературного чтения в 3 классе

(Олина С.Н., КОГОБУ СШ с УИОП города Омутнинска)


     Всё началось с того, что после проверки техники чтения в 3 классе нам сделали замечание, что есть дети, которые не справились с техникой чтения.

     Выход из данной ситуации был найден – 5-минутка жужжащего чтения. Но не все дети принесли на урок книги. Почему? Оказывается, в 1 и 2 классе родители помогали детям в выборе книг, а в 3 классе уже посчитали, что дети уже достаточно самостоятельные. Выбрать книгу самостоятельно оказалось трудно. В  огромном количестве книг в библиотеке легко заблудиться. Дети не знают, как выбрать книгу, потому что не умеют получить информацию о книге. Иногда выбранная книга оказывается неинтересной.

     Поэтому мы с ребятами стали не только читать, а учиться рассматривать книги, делиться впечатлениями о книге, рекламировать книги.

     Получилась целая система работы.


1 этап работы.

  1. После 5-минутки жужжащего чтения мы рассматривали книгу:
  • Можно ли по внешнему виду догадаться, о чём книга? Что помогает нам в этом?
  • Как называется книга?
  • Кто автор? Автор один или несколько?
  • К какому литературному жанру относится произведение?
  • Современная ли это книга? Могли бы прочитать эту книгу ваши родители в детстве? Сколько лет книге?
  • Для какого возраста книга?
  • Сколько страниц в книге? В книге одно произведение или несколько?
  • Что ещё можно узнать  о книге прежде, чем начать её читать? ( Где напечатана книга, сколько экземпляров напечатано, кто редактор, художник и т.д.).
  1. Демонстрировали свою книгу. Выйдите те, у кого в книге:
  • Вымышленные и фантастические события,
  • Научно-познавательные факты,
  • Современные события,
  • Исторические события,
  • Главные герои – животные, дети, необычные предметы,

ИЛИ

  • Выйдите те, у кого энциклопедия, сказка и т.д.
  • Выйдите те, у кого книга определённой серии…


2 этап работы.

Строили  информационные высказывания.

Информационное высказывание – это высказывание, которое можно составить, ознакомившись с оформлением книги.

  1. Простое информационное высказывание:
  • Моя книга называется…
  • Автор моей книги…
  • Моя книга издана в … году
  • В моей книге …столько страниц, глав… и т.д.
  1.  Простое информационное высказывание с передачей вопроса:
  • Моя книга называется…, а твоя книга, (ФИ)?
  • В моей книге главные герои – дети, а у тебя… и т.д.

   Строить высказывание с передачей вопроса ребята очень любят. Все становятся очень внимательными, ведь неизвестно, кому обратятся с передачей вопроса. Слушают начало высказывания и перелистывают свою книгу, чтобы продолжить высказывание.


3 этап работы.

    Идёт работа над построением высказывания - мнения.

Высказывание – мнение – это высказывание, которое можно составить во время чтения или после прочтения книги.

К тому времени ребята на «жужжащем чтении» прочитали достаточное количество страниц, чтобы  суметь построить высказывание – мнение.

  1. Сначала мы работаем над составлением высказывания – мнения по заданному началу и  по заданной структуре. Продолжи:
  • Я удивился, что …
  • Мне стало интересно …
  • Я думаю …
  • Если бы я вошёл в эту книгу …
  • Больше всего мне хочется изменить …
  • Мой любимый отрицательный герой …
  • Главный герой книги …
  • Ужасно, что …
  1. Затем ребята составляли высказывания – мнения самостоятельно:
  • простое высказывание – мнение,
  • высказывание – мнение с передачей вопроса.

     После того, как выслушаны все высказывания, выбираем самое интересное высказывание и    благодарим (аплодируем) автора высказывания.

 

4 этап работы.

Составление высказываний – реклам. Что такое реклама объяснять не надо.

Реклама бывает:

  • Явная реклама (Я хочу посоветовать прочитать эту книгу (кому?) (почему?) – явная реклама)
  • Скрытая реклама (Посмотрите, какая это прекрасная книга (перечисление достоинств) …, вот почему я хочу посоветовать вам её прочитать – скрытая реклама)


5 этап работы.

Как же всё это использовать на уроке?

  • Информационное сообщение – приём антиципации (предугадывание предстоящего чтения).
  • Высказывание - мнениеработа по тексту произведения после прочтения.
  • Высказывание - рекламавывод урока.

ИТОГ РАБОТЫ.

  1. Техника чтения выросла.
  2. Открытый урок чтения, показанный для учителей района, понравился.
  • «Прошёл как будто на одном дыхании».
  • «У вас говорят все».
  1. Я заметила, что дети стали активнее на уроке, стали не бояться рассуждать, делать выводы. Уроки чтения теперь проходят очень интересно.





по произведению Б.В. Шергина  «Собирай по ягодке – наберёшьPPTX / 30.22 Мб
система работы на уроках литературного чтенияPPTX / 7.59 Мбпо произведению Б.В. Шергина  «Собирай по ягодке – наберёшьPPTX / 30.22 Мб
Комментарии

Очень хотелось посмотреть заявленную презентацию

0
21 September

Похожие публикации