Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Б. Шергин "Собирай по ягодке — наберёшь кузовок"»

5
0
Материал опубликован 17 May в группе

Чуйкина Э.А., учитель начальных классов

МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №6

 

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Класс: 3

Тема урока: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по изучению творчества Б. В. Шергина, рассказа «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Задачи:

содействовать полноценному восприятию художественного текста;

формировать умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; учить анализировать художественное произведение: определять жанр произведения, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер);

развивать речь обучающихся,

формировать навыки выразительного чтения.

воспитывать уважительное отношение к труду.

Ход урока

I. Организационный момент

У: Хорошую книгу читать – знания прибавлять

- Чему будем учиться на уроке? (выразительно читать, понимать содержание и получать знания)

На слайде две обложки книг →t1715960422aa.gif

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

Технология продуктивного чтения (ТПЧ).

I этап - работа с текстом до чтения

У: - Предположите о чем будет рассказываться в первой книге? Во второй?

- Как вы думаете, чего здесь не хватает? (названия и автора)

Учитель открывает название: «Собирай по ягодке, наберешь кузовок»

- Что вас удивило? (предположения по содержанию разные, а название одинаковое)

- Похоже ли название на пословицу?

- О чем эта пословица? (о труде)

-По каким словам догадались, что о труде?

- Как вы понимаете эту пословицу? (Упорный труд приведет к результату. Делая ежедневно небольшую часть большой работы, в итоге выполнишь ее целиком)

-Как вы считаете, можно ли название рассказа отнести и к нашему уроку?

-Какую работу будем выполнять на уроке? (познакомимся с автором; постараемся понять смысл рассказа, его основную мысль; будем учиться характеризовать героев и их поступки; сделать вывод)

- К какой иллюстрации на обложке больше подходит название?

- Ребята, а знаете ли вы, что Пословица не даром молвится? Почему так говорят?

(в ней есть скрытый смысл, совет, вывод)

t1715960422ab.png

III. Первичное усвоение новых знаний

- Назвать пословицей своё произведение мог только человек, который сам является знатоком старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Таким человеком был Борис Викторович Шергин.

Семья его жила на Севере, в Поморье (у Белого моря), в Архангельске. Отец писателя был мореходом и корабельным мастером. Он передал сыну дар рассказчика и любовь ко всякому художеству. С детства Борис Шергин хорошо рисовал, срисовывал орнаменты, писал иконы, рисовал заставки книг, расписывал утварь (предметы быта). Со школьной скамьи стал он собирать и записывать северные народные сказки, песни. С народной поэзией познакомила будущего писателя его мать. Борис Шергин называл ее «хранительницей слова», как будто бы она «из песен сделана, из пословиц сложена».

- Как вы понимаете это выражение? (знала много песен, пословиц, была мудрой).

- После окончания школы Борис Викторович учился в Москве в художественном училище. После его окончания стал художником, а потом стал и писателем. Не зря говорят: «Кто родителей почитает, тот и разум знает»

- Где родился писатель?

В Архангельске. Там установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

- Как он называл свою мать? (хранительницей слова).

От нее унаследовал красоту, как старинного русского языка, так и современного

- Где учился писатель и почему? От отца унаследовал любовь к ремеслу, умение видеть прекрасное.

- Обратите внимание на годы жизни писателя. Что можете сказать? (прожил 77 лет, жил в прошлом веке).

 - Как вы думаете, могут ли в тексте встретиться слова, значения которых вам могут быть непонятны?

Словарная работа (рабочий лист)

- Предлагаю вам в РЛ выполнить первое задание: соединить слово с его лексическим значением. Это задание можно выполнить в паре.

Проверка:

-Значение какого слова/ словосочетания вызвало затруднение? (вылощил волчьим зубом)

t1715960422ad.png

***- Прочитайте опорные слова и словосочетания (на слайде) и предположите, о чем будет это рассказ.

Дети высказывают свои предположения по содержанию рассказа.

У: - Ребята, опорные слова вам были предложены одинаковые, а мнения почему-то получились разные.

- Как проверить наши предположения? (Прочитать рассказ)

IV. Первичное восприятие текста

Технология продуктивного чтения (ТПЧ).

II этап. Работа с текстом во время чтения

Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми Приложение 1

Приём: чтение с остановками, комментированное чтение, диалог с автором

V. Закрепление

Технология продуктивного чтения (ТПЧ).

III этап. Работа с текстом после чтения

Работа по содержанию:

К какому жанру отнесем произведение?

Это рассказ, потому что описаны реальные события

-Кто главные герои рассказа? Бабушка, Митя, внук, мастер.

- Кто владел штукарным и малярным ремеслом? Ванина бабушка

- А какая она бабушка? Добрая, приветливая, любит малышей, рассудительная

- А какое звание было у бабушки? «Мастер малярного дела»

-Какое дело поручили Мите? Выклеить столешницу.

-За кого из них мы больше всего переживали? Почему?

Переживали за Митю, что он может не успеть выполнить работу.

- Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

Митя любил свою работу. Но из-за того, что в течение недели не приступил к заказу, то испугался, что не успеет к сроку.

- Прочитайте диалог мастера и Мити в парах. Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.

- Почему мастер не стал ругать Митю?

Потому что знал, что Митя хороший мастер и выполнит свою работу в срок.

- Что мастер предложил Мите сделать?

- А зачем бабушка рассказала Ване про Митю?

Рассказала Ване про Митю, чтобы на примере показать, что, выполняя каждый день понемногу свою работу, не спеша и кропотливо, можно всё успеть.

-Прочтите, какими словами бабушка закончила свой рассказ.

- Как это относится к Мите, ведь он же ягодки никакие не собирал?

- Бабушка –близкий человек, самый добрый и родной. Ей можно доверять и прислушиваться к её советам, потому что она своим трудом добилась многого в своей жизни, её уважают другие люди, советуются с ней. Это как урок для внука.

Выборочное чтение

Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке.

Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка — художником?

Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал сначала о бабушке и Ване?

Работа в группах. Задания на листочках:

а) - Почему автор так назвал свой рассказ? Придумайте новое название рассказу.

б) -Как старичок сказал о бабушке? Найди в тексте. Объясните. Как к бабушке относятся окружающие?

в) - Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе, и объясните их смысл.

VI. Рефлексия деятельности

- Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

- А можно ли название рассказа отнести и к урокам в школе? А ещё где можно употребить эту пословицу?

- Пригодятся нам в нашей жизни слова бабушки?

- Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока?

- Мы достигли всех целей?

- У каждого на парте лежит листики разных цветов. Напишите на листике слова-качества человека, которые помогают нам выполнять любую работу качественно, хорошо, в срок и стать настоящим мастером в любом деле.

У нас с вами получился свой красивый узор.

Для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела, добиться высот в жизни, хорошо учиться необходимо воспитывать в себе те качества, которые вы написали: терпеливым, увлеченным, трудолюбивым, внимательным, уметь прислушиваться к советам и т.д.

Домашнее задание

Приложение 1

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

Б. Шергин

У Вани была бабушка — добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на её лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:

— Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.

— Моя бабушка и рисовать умеет\», — сказал Ваня.

— Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукарное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чём разводить, чтобы прочно было и красовито.

Вот как-то раз Ваня допытывался:

— Бабушка, о чём ты разговаривала с Митей-паркетчиком(Кем был Митя по словам Вани?)

Ты кивала головой и говорила: Верно, работа любит не молодца, а незалёжливого». Ты ещё сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чём тебе рассказывал Митя? (Предположите, о чём разговаривала бабушка с Митей?)

— Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.

Митя — художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы. Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, чёрный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.

Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкафчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.

Иногда узор простой, полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка чёрная, коричневая, потом дорожка чёрная, потом красная, белая.

Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной. (Почему бабушка назвала Митю художником?)

Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу — верхнюю доску стола — и сказал:

— Это заказ от академии. Сроку дано две недели. (Как вы думаете, успеет ли выполнить заказ Митя, справится ли?)

Митя с жаром принялся за дело(Как вы понимаете это выражение?) Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришёл в восторг от своей работы.

Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснётся рано и до полдня валяется в постели. В воображении своём видит работу законченной, любуется ею, всплёскивает руками от радости; одеваясь, танцует и поёт. На минуту присядет к столу, подберёт нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей:

— Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.

Вечером побежит в кино.

За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца(Как вы поняли это выражение?) В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли. Митя всплеснул ладонями:

— Что я наделал! Сроку осталось одна неделя. Я не успею ничего... (Как вы думаете, а теперь успеет ли Митя выполнить заказ?)

Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.

— Митька, ты плачешь? (Почему Митя заплакал?)

— Мастер, я обманул ваше доверие.

— Иди покажи мне твою работу.

Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:

— То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.

— Мастер, милый, какие же участки надо откатывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно. (Как вы думаете, что посоветовал мастер?)

— Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.

Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.

Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно — комар носa не подточит. Но окинет глазами, сколько ещё пустого места остаётся, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.

А руки у Мити были золотые. (Какой вопрос вы зададите автору? - Почему у Мити руки золотые?) Тихо продвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.

За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом.

Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю...

Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». (Подтвердились наши предположения? Справился с работой Митя?)


Приложение 2

Словарная работа

Задание: соедини слово с его лексическим значением

 осмотреть глазами

шкафчик

рука художника

отлично, превосходно

трудолюбивый

натереть до блеска

Шкапчик

Окинуть взглядом

Вылощить

Отменно

Художная рука

Незалёжливый


Главные герои рассказа

Задание: запиши главных героев произведения, отметь черты их характера и поступки.

_________________________________________________________________________

Задание: восстанови последовательность событий

Бабушка Вани

Прошла первая неделя

Сроки поджимают

Хороший заказ

Художник Митя

Ценный совет

Пословицы и фразеологизмы

Моё отношение к прочитанному

Рассказ Бориса Шергина — (какой?) ____________________________________________ .

Мне понравился (кто?) ______________, потому что он/она (какой? какая?)

____________________________________________________________________________.

Больше всего мне понравилось (какой эпизод?)___________________________________

____________________________________________________________________________ .

В рассказе автор даёт хорошие советы (кому?) ____________________________________

____________________________________________________________________________ .

Рассказ «Собирай по ягодке» учит нас ___________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации