Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Б. Шергин "Собирай по ягодке — наберёшь кузовок"»
Чуйкина Э.А., учитель начальных классов
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №6
Предмет: литературное чтение
УМК: Школа России
Класс: 3
Тема урока: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по изучению творчества Б. В. Шергина, рассказа «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Задачи:
содействовать полноценному восприятию художественного текста;
формировать умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; учить анализировать художественное произведение: определять жанр произведения, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер);
развивать речь обучающихся,
формировать навыки выразительного чтения.
воспитывать уважительное отношение к труду.
Ход урока
I. Организационный момент
У: Хорошую книгу читать – знания прибавлять
- Чему будем учиться на уроке? (выразительно читать, понимать содержание и получать знания)
На слайде две обложки книг →
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи
Технология продуктивного чтения (ТПЧ).
I этап - работа с текстом до чтения
У: - Предположите о чем будет рассказываться в первой книге? Во второй?
- Как вы думаете, чего здесь не хватает? (названия и автора)
Учитель открывает название: «Собирай по ягодке, наберешь кузовок»
- Что вас удивило? (предположения по содержанию разные, а название одинаковое)
- Похоже ли название на пословицу?
- О чем эта пословица? (о труде)
-По каким словам догадались, что о труде?
- Как вы понимаете эту пословицу? (Упорный труд приведет к результату. Делая ежедневно небольшую часть большой работы, в итоге выполнишь ее целиком)
-Как вы считаете, можно ли название рассказа отнести и к нашему уроку?
-Какую работу будем выполнять на уроке? (познакомимся с автором; постараемся понять смысл рассказа, его основную мысль; будем учиться характеризовать героев и их поступки; сделать вывод)
- К какой иллюстрации на обложке больше подходит название?
- Ребята, а знаете ли вы, что Пословица не даром молвится? Почему так говорят?
(в ней есть скрытый смысл, совет, вывод)
III. Первичное усвоение новых знаний
- Назвать пословицей своё произведение мог только человек, который сам является знатоком старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Таким человеком был Борис Викторович Шергин. →
Семья его жила на Севере, в Поморье (у Белого моря), в Архангельске. Отец писателя был мореходом и корабельным мастером. Он передал сыну дар рассказчика и любовь ко всякому художеству. С детства Борис Шергин хорошо рисовал, срисовывал орнаменты, писал иконы, рисовал заставки книг, расписывал утварь (предметы быта). Со школьной скамьи стал он собирать и записывать северные народные сказки, песни. С народной поэзией познакомила будущего писателя его мать. Борис Шергин называл ее «хранительницей слова», как будто бы она «из песен сделана, из пословиц сложена».
- Как вы понимаете это выражение? (знала много песен, пословиц, была мудрой).
- После окончания школы Борис Викторович учился в Москве в художественном училище. После его окончания стал художником, а потом стал и писателем. Не зря говорят: «Кто родителей почитает, тот и разум знает»
- Где родился писатель?
В Архангельске. Там установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.
- Как он называл свою мать? (хранительницей слова).
От нее унаследовал красоту, как старинного русского языка, так и современного
- Где учился писатель и почему? От отца унаследовал любовь к ремеслу, умение видеть прекрасное.
- Обратите внимание на годы жизни писателя. Что можете сказать? (прожил 77 лет, жил в прошлом веке).
- Как вы думаете, могут ли в тексте встретиться слова, значения которых вам могут быть непонятны?
Словарная работа (рабочий лист)
- Предлагаю вам в РЛ выполнить первое задание: соединить слово с его лексическим значением. Это задание можно выполнить в паре.
Проверка:
-Значение какого слова/ словосочетания вызвало затруднение? (вылощил волчьим зубом)
***- Прочитайте опорные слова и словосочетания (на слайде) и предположите, о чем будет это рассказ.
Дети высказывают свои предположения по содержанию рассказа.
У: - Ребята, опорные слова вам были предложены одинаковые, а мнения почему-то получились разные.
- Как проверить наши предположения? (Прочитать рассказ)
IV. Первичное восприятие текста
Технология продуктивного чтения (ТПЧ).
II этап. Работа с текстом во время чтения
Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми Приложение 1
Приём: чтение с остановками, комментированное чтение, диалог с автором
V. Закрепление
Технология продуктивного чтения (ТПЧ).
III этап. Работа с текстом после чтения
Работа по содержанию:
— К какому жанру отнесем произведение?
Это рассказ, потому что описаны реальные события
-Кто главные герои рассказа? Бабушка, Митя, внук, мастер.
- Кто владел штукарным и малярным ремеслом? Ванина бабушка
- А какая она бабушка? Добрая, приветливая, любит малышей, рассудительная
- А какое звание было у бабушки? «Мастер малярного дела»
-Какое дело поручили Мите? Выклеить столешницу.
-За кого из них мы больше всего переживали? Почему?
Переживали за Митю, что он может не успеть выполнить работу.
- Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?
Митя любил свою работу. Но из-за того, что в течение недели не приступил к заказу, то испугался, что не успеет к сроку.
- Прочитайте диалог мастера и Мити в парах. Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.
- Почему мастер не стал ругать Митю?
Потому что знал, что Митя хороший мастер и выполнит свою работу в срок.
- Что мастер предложил Мите сделать?
- А зачем бабушка рассказала Ване про Митю?
Рассказала Ване про Митю, чтобы на примере показать, что, выполняя каждый день понемногу свою работу, не спеша и кропотливо, можно всё успеть.
-Прочтите, какими словами бабушка закончила свой рассказ.
- Как это относится к Мите, ведь он же ягодки никакие не собирал?
- Бабушка –близкий человек, самый добрый и родной. Ей можно доверять и прислушиваться к её советам, потому что она своим трудом добилась многого в своей жизни, её уважают другие люди, советуются с ней. Это как урок для внука.
Выборочное чтение
— Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке.
— Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка — художником?
— Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал сначала о бабушке и Ване?
Работа в группах. Задания на листочках:
а) - Почему автор так назвал свой рассказ? Придумайте новое название рассказу.
б) -Как старичок сказал о бабушке? Найди в тексте. Объясните. Как к бабушке относятся окружающие?
в) - Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе, и объясните их смысл.
VI. Рефлексия деятельности
- Какими словами бабушка закончила свой рассказ?
- А можно ли название рассказа отнести и к урокам в школе? А ещё где можно употребить эту пословицу?
- Пригодятся нам в нашей жизни слова бабушки?
- Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока?
- Мы достигли всех целей?
- У каждого на парте лежит листики разных цветов. Напишите на листике слова-качества человека, которые помогают нам выполнять любую работу качественно, хорошо, в срок и стать настоящим мастером в любом деле.
У нас с вами получился свой красивый узор.
Для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела, добиться высот в жизни, хорошо учиться необходимо воспитывать в себе те качества, которые вы написали: терпеливым, увлеченным, трудолюбивым, внимательным, уметь прислушиваться к советам и т.д.
Домашнее задание
Приложение 1
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок
Б. Шергин
У Вани была бабушка — добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на её лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
— Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
— Моя бабушка и рисовать умеет\», — сказал Ваня.
— Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукарное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чём разводить, чтобы прочно было и красовито.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
— Бабушка, о чём ты разговаривала с Митей-паркетчиком? (Кем был Митя по словам Вани?)
Ты кивала головой и говорила: Верно, работа любит не молодца, а незалёжливого». Ты ещё сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чём тебе рассказывал Митя? (Предположите, о чём разговаривала бабушка с Митей?)
— Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя — художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы. Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, чёрный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкафчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой, полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка чёрная, коричневая, потом дорожка чёрная, потом красная, белая.
Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной. (Почему бабушка назвала Митю художником?)
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу — верхнюю доску стола — и сказал:
— Это заказ от академии. Сроку дано две недели. (Как вы думаете, успеет ли выполнить заказ Митя, справится ли?)
Митя с жаром принялся за дело. (Как вы понимаете это выражение?) Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришёл в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснётся рано и до полдня валяется в постели. В воображении своём видит работу законченной, любуется ею, всплёскивает руками от радости; одеваясь, танцует и поёт. На минуту присядет к столу, подберёт нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей:
— Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца. (Как вы поняли это выражение?) В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли. Митя всплеснул ладонями:
— Что я наделал! Сроку осталось одна неделя. Я не успею ничего... (Как вы думаете, а теперь успеет ли Митя выполнить заказ?)
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
— Митька, ты плачешь? (Почему Митя заплакал?)
— Мастер, я обманул ваше доверие.
— Иди покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
— То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
— Мастер, милый, какие же участки надо откатывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно. (Как вы думаете, что посоветовал мастер?)
— Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно — комар носa не подточит. Но окинет глазами, сколько ещё пустого места остаётся, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые. (Какой вопрос вы зададите автору? - Почему у Мити руки золотые?) Тихо продвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом.
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю...
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». (Подтвердились наши предположения? Справился с работой Митя?)
Приложение 2
Словарная работа
Задание: соедини слово с его лексическим значением
осмотреть глазамишкафчик
рука художника
отлично, превосходно
трудолюбивый
натереть до блеска
Шкапчик
Окинуть взглядом
Вылощить
Отменно
Художная рука
Незалёжливый
Главные герои рассказа
Задание: запиши главных героев произведения, отметь черты их характера и поступки.
_________________________________________________________________________
Задание: восстанови последовательность событий
Бабушка Вани
Прошла первая неделя
Сроки поджимают
Хороший заказ
Художник Митя
Ценный совет
Пословицы и фразеологизмы
Моё отношение к прочитанному
Рассказ Бориса Шергина — (какой?) ____________________________________________ .
Мне понравился (кто?) ______________, потому что он/она (какой? какая?)
____________________________________________________________________________.
Больше всего мне понравилось (какой эпизод?)___________________________________
____________________________________________________________________________ .
В рассказе автор даёт хорошие советы (кому?) ____________________________________
____________________________________________________________________________ .
Рассказ «Собирай по ягодке» учит нас ___________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ .