Урок литературного чтения " Сказки народов Севера. Ненецкая сказка "Кукушка"

0
0
Материал опубликован 19 October





" Сказки народов Севера. Ненецкая сказка "Кукушка"

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи урока:

- учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;

-формировать необходимый уровень читательской компетенции;

-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

-формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»

II. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой мелодии?

- Сказки любят читать и взрослые, и дети, они нас обязательно чему-то учат, делают мудрее. Вспомните, какими словами заканчивались многие сказки. Правильно - "Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок". Как вы понимаете эти слова?

- На какие группы можно разделить все сказки?

- Какие сказки относятся к народным?

У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая народные сказки, мы узнаём много интересного .

III. Формулирование темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра и царствует полярная ночь.

- Какие народы живут на Севере?

Сегодня мы прочитаем сказку нененского народа.

- Ненцынарод, составляющий основное население северных районов России.

Расселены ненцы на весьма обширной территории — от восточного побережья Белого моря на западе до нижнего течения реки Енисей на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до границы лесов на юге. Эта территория, посмотрите на карту нашей страны, занимает несколько тысяч километров.

- Как называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв.

Задание

К Ш К У

А У К

-Сформулируем тему урока..

-Можно ли по названию определить, кто будет героем нашей сказки?

- Сначала я хочу узнать, что вы знаете о кукушке?

-Дополню ваши ответы интересными сведениями об этой птице.

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Мотивация к исследованию.

- Рассмотрите главный рисунок к сказке.

- Кого вы видите на рисунке?

- Где происходят события?

-Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь?

-Можно ли по иллюстрации определить, что это сказка?

-Соединим иллюстрацию с названием.

Определение темы, цели исследования и составление плана.

-Кукушка и женщина, совсем непохожие существа, что же связывает их?

-Предлагаю провести исследование, чтобы найти ответ на этот вопрос .

IV. Открытие нового знания. Исследование.

- Перед чтением сказки познакомимся с некоторыми особенностями быта ненцев.

- Основное занятие ненцев - оленеводство, рыболовство . В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Поэтому и дома у них особенные, их очень легко разобрать и перевезти на новое место.

- Как называется это жилище, может быть, кто-нибудь знает? (чум). Уточним значение этого слова в словаре Ожегова.

- Какую форму имеет чум? Чем покрыт ? Определите на слайде, как выглядит чум среди жилищ других народов .

- На Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

- Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а малица. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу.  Женщины украшают её узорами – орнаментами.

- Обувь тоже из оленьего меха, она называется пимы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин.

- Какие новые слова узнали? Что они обозначают?

Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.

- А теперь познакомимся со сказкой и проверим ваши предположения (звучит отрывок в записи)

-Послушайте чтение этого произведения и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры. Придвиньте к себе текст сказки .

Проверка первичного восприятия текста учащимися.

- Понравилась ли вам сказка? Что вас удивило?

-Назовите главных героев.

- Как вы думаете, почему народ так назвал своё произведение?

Чтение произведения и его анализ. Обмен информацией.

- Перечитаем сказку и поработаем над содержанием. Придвиньте к себе текст сказки.

- Первую часть начнём читать "по цепочке".

- Придумайте вопрос к первой части, начиная со слова "Почему?"

-Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

- Охарактеризуйте детей. (непослушные, беззаботные, легкомысленные, ленивые)

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение матери к детям.

Проверка. (заботилась, ухаживала, оберегала - таблички -слова заносятся на доску во 2 столбик)

- Найдите в этой части предложение, которым можно подписать иллюстрацию.

-Вторую часть прочитают ребята.

- Заботились ли дети о больной матери?

- Прочитайте просьбу матери, выберите правильную интонацию.

- Как мать обращается к детям? (ласково, нежно)

-Прочитайте, что отвечали дети на просьбу матери.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

-Какими предстали дети в этой части? (злые, бесчувственные, неблагодарные)

- Рассмотрите иллюстрацию ко второй части. Правильно ли будет, если мы подпишем иллюстрацию данным предложением?

- Прочитаем третью часть "по цепочке".

- В кого превратилась мама?

- Что почувствовали дети после того, как мать-кукушка вылетела из чума? (испугались, стало жалко маму, захотели её вернуть).

-Что они стали делать, чтобы вернуть маму? (кричать, предлагать воды).

- Прочитайте, что ответила мама-кукушка первому сыну?

- Что значит "лечу к вольным водам"?

- Прочитайте ответ матери младшему сыну.

- Найдите в этом предложении главное, самое важное слово- причину отлёта матери. (поздно)

- Почему она превратилась именно в кукушку?

- У нас остались слова (рассердилась, бросила), в какой столбик их разместим?

- О чем сожалеют дети?

-Выберите предложение, самое удачное для названия иллюстрации.

- Дочитайте сказку "про себя "до конца.

- Сколько времени бежали дети за мамой?

- Что чувствовали они, когда бежали за кукушкой?

- Можно ли сейчас утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? 

- Найдите предложение для подписи иллюстрации, которое начинается со слова "навсегда")

Организация и связывание информации. Формулирование вывода исследования.

-Пришло время подвести итог нашего исследования.

-Давайте внимательно посмотрим на таблицу, сравним действия двух главных персонажей нашего урока:кукушки и матери.

-Что же может связывать таких разных персонажей? (обе бросают своих детей)

-По какой причине бросает своих детей женщина? А кукушка? Причины разные , а поступок одинаков.

- Сделайте вывод по теме нашего исследования.

- Справедливо ли закончилась сказка?

- Эту сказку сочинили суровые, сильные духом люди, поэтому и такой грустный конец.

V.Подведение итога . Применение знаний.

- Могла бы сказка закончится по-другому?

-Чему учит сказка?

- Любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь - жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом.

- Почему эту историю можно назвать сказкой?

- По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка? 

- Урок я хотела бы закончить пословицей, конечно же , о матери. Может быть, вы вспомните?

VI.Рефлексия.

-Выразите своё мнение об уроке, используя рефлексивный экран.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

VII. Домашнее задание.

- Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников.)
- Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-перечитать сказку и придумать её продолжение;
- нарисовать иллюстрацию к сказке;
- подготовить подробный пересказ.





​​​​​​​.
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум и не заглядывали. Но вот захотел старший есть — вошёл в чум, а мать встала и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась.
Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска — хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей: Отвечает им мать: кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я». Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. Л по тундре с той самой поры красный мох стелется.:;

9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.