Урок литературного чтения «Сочиняем загадки о зиме»
Тема урока: загадки о зиме
Цель урока: учить сочинять загадки
Оборудование: презентация, таблица, рисунки, карточки, листы для загадок
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь.
Раздаётся звук метели.
- Что это за звуки?
- Что захотелось сделать в тот момент?
- Что вы почувствовали, когда услышали эти звуки?
- Думаю, нам на уроке такие чувства как страх, тревога не нужны совсем. Чтобы от них избавиться, давайте закроем глаза и представим, что мы заходим в светлую, теплую комнату, рядом находятся близкие, родные люди. Спина выпрямляется, дыхание ровное. Вы чувствуете покой, уверенность, у вас хорошее настроение.
Вот теперь можно начать урок!
Актуализация знаний учащихся
- Как вы думаете, почему я начала урок с этих звуков?
- Как называется раздел, который мы изучаем на уроках чтения? Слайд 1
- Что мы читаем в этом разделе?
1. Речевая разминка Слайд 2
Прочитайте четверостишье и скажите, из какого произведения этот отрывок?
- Кто автор?
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
Прочитайте этот отрывок громко, чётко, как будто под стук барабанов; теперь плавно, певуче, как будто рассказываете сказку. Чередуем по строчкам - девочки, мальчики.
Мотивация и целеполагание
Речевой аппарат приготовили к работе, теперь вспомним тему прошлого урока.
- Что нового узнали на прошлом уроке?
- Хотелось бы вам ещё один урок посвятить этой теме?
- Чему бы вы хотели научиться?
Тема урока- загадки о зиме, цель – учиться сочинять загадки Слайд 3
- Что, по вашему мнению, нужно знать, чтобы сочинить загадку?
Проверка домашнего задания
Прежде чем приступить к изучению новой темы, я хочу узнать, как вы усвоили изученный материал.
1) Фронтальный опрос, составление таблицы
- Что такое загадка?
Это выражение, которое нуждается в разгадке.
- Для чего нужны загадки?
- Когда в старину загадывали загадки чаще всего?
Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста.
- Мы на прошлом уроке читали загадки в учебнике. Слайд 4
На экране вы видите слова- отгадки к этим загадкам.
- Кто помнит загадку, отгадкой которой является слово – снег?
- Какая орфограмма в слове снег? Какой частью речи является слово снег? Подберите прилагательные, подходящие по смыслу к слову снег.
Аналогично - прорубь.
– Что такое прорубь?
Так же со словами – мороз, ветер.
Ещё мы на прошлом уроке говорили о характерных признаках загадки. Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина.
Мы составляли таблицу, кто помнит 1 характерный признак загадок? 2?
- Что ещё может быть в загадке?
Предмет не назван (назван другой, похожий на него)
Показаны важные признаки.
Может быть рифма.
2) Работа в парах с дополнительной литературой
У вас было задание - найти книгу с зимними загадками.
Прежде чем будем работать с книгами, проведём зарядку для глаз.
Как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
- По каким признакам определили, что это снежинки?
Физминутка для глаз «Снежинки»
Сейчас вы поработаете в парах. Задание - загадать своему соседу самую интересную загадку.
Главное запомните – читаем один раз чётко, даёте две попытки.
- У кого сосед не отгадал загадку? Загадайте классу.
Y. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Мы с вами знаем характерные признаки загадок, но чтобы сочинять загадки нужно иметь богатый словарный запас.
Игра «Назови лишнее»
Январь, октябрь, декабрь, февраль
Вьюга, метель, радуга, пурга.
Зима, зимушка, зимовать, холод, зимний.
Игра «Цепочка слов»
Первый участник называет зимнее слово, второй повторяет предыдущее и называет своё. Выигрывает тот, у кого самая длинная цепочка.
Физминутка «Разминка снеговиков»
Отдохнём немножко, кто поможет нам размяться, мы узнаем, если отгадаете загадку:
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.
Творческая работа в группах
Все отдохнули, теперь переходим к творческой работе. Сейчас вы попробуете сочинить загадку. Работать будем в группах.
Распределить по группам.
Вспомним правила работы в группе Слайд 5
Не говорить громче, чем звучит музыка.
Перед окончанием работы – три звонка.
У каждой группы есть памятка «Как сочинить загадку». Начинаете работу со знакомства с этой памяткой. Сочиняете, записываете, оформляете работу.
Эта работа будет началом нашего коллективного проекта «Наши зимние загадки».
Проверка – читает лидер группы, отгадывают все.
YI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Творческая самостоятельная работа: придумать свою загадку, по желанию – оформить.
YII.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?
Зачем мы сегодня на уроке вспоминали схему строения загадки? Отгадывали загадки? Играли со словами?
Что было самым важным на уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Каким был наш урок?
YIII. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На партах – снежинки трёх цветов. Снежинки какого цвета вызывают самые приятные ощущения? Голубые – понравился урок, белая – не вызвал никаких особых эмоций, фиолетовая – было неуютно на уроке.
Встают сначала те, кто считает, что хорошо усвоил материал, работал на уроке в полную силу (выставляются оценки). Теперь те, кто на следующем уроке будет активнее.
Под музыку изображают лёгкую метель.