Урок математики. 1 класс.
Тема: «Сложение с числом 10»
Задачи урока:
– закрепление способа получения чисел второго десятка в результате сложения числа 10 и некоторого однозначного числа;
– развитие математической речи: воспроизведение правила сложения числа 10 с однозначным числом;
– дальнейший анализ структурного смысла записи двузначного числа: первая цифра – число десятков, вторая – число единиц;
– дальнейшее формирование навыка чтения математических текстов (чтение вслух формулировок заданий № 1, 2 (У-2);
– формирование УУД: поиск необходимой информации с помощью страницы учебника «Содержание», выдвижение гипотезы о содержании урока на основе формулировки темы; развитие коммуникативных умений (парная работа), умения читать схемы.
Пропедевтика: разрядные слагаемые.
Повторение: терминология, связанная с действием сложения (первое слагаемое, втрое слагаемое, значение суммы), анализом структурного смысла записи двузначного числа (однозначное число, двузначное число, разряд единиц, разряд десятков).
Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа (система вопросов по странице «Содержание», по формулировкам заданий), чтение математического текста вслух, воспроизведение математического текста отдельными учащимися, самостоятельная (индивидуально выполняемая) работа, работа в паре, устный счет.
Математика. 1 класс. Учебник. Автор/составитель: Чекин А.Л.
Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. Автор/составитель: Юдина Е.П.
Ход урока:
- Орг. момент
- Я хочу наш урок сегодня начатьсловами французского философа Ж.Ж. Руссо:
«Вы талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
-Что нам надо на уроке математики?
-Нашими помощниками на уроке станут внимание, находчивость, знания, которые уже у вас есть.
2. Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите дату – 19 февраля.
-Какое число? Что можете рассказать об этом числе? (Двузначное или однозначное? Какая цифра в разряде десятков? Единиц?)
-Какое число было вчера? (Сколько десятков? Сколько единиц?)
- Какое число будет завтра? (Сколько десятков? Сколько единиц?)
3.Целеполагание
Работа в паре
Выбрать из предложенных карточек те, на которых выполнена запись действия сложения.
3+4=7 9-4=5 8 5 5+1=6 6+2 7-1 10+2=12
Проверка (Какие карточки вы выбрали?)
Какое действие сложение отличается от других? Почему?
-Давайте определим тему урока. Посмотрите на это действие сложения и попробуйте сформулировать тему урока.
-Где можно узнать тему урока? Найдите ее на странице «Содержание».
Один ученик читает вслух
-Приведите примеры сложения любого однозначного числа с числом 10.
Сами повторяем тему урока и просим высказать предположение о том, что нового мы узнаем на уроке..
4.Работа над темой. Первичное восприятие нового материала
Задание № 1
- Что должны будем сделать? (Условные знаки: подумай, выполни задание в тетради)
Один из учеников читает вслух первый абзац текста задания.
-Что заметил Миша?
• Затем читаем эти строки сами и просим детей выполнить действия сложения, записав их в тетрадь: 10 + 2 = ..., 10 + 5 = …, 10 + 6 = …, 10 + 8 = …
Проверка: дети читают. На доску повесить карточки.
- Попробуйте сформулировать общее правилосложения числа 10 с однозначным числом, на которое обратил внимание Миша.
• Слушаем ответ и уточняем формулировку, читая правило по учебнику: при сложении числа 10 с однозначным числом получается двузначное число, у которого в РАЗРЯДЕ ДЕСЯТКОВ стоит цифра 1, а в РАЗРЯДЕ ЕДИНИЦ — цифра данного однозначного числа.
• Просим воспроизвести правило двух-трех учеников (цель – усвоение математической терминологии).
Задание № 2
Один из учеников читает вслух формулировку задания, затем другой повторяет ее своими словами (важно, чтобы в ответе прозвучали математические термины: первое слагаемое, второе слагаемое).
• Просим детей посмотреть на столбики предложенных сумм и ответить на вопрос: сколько из девяти предложенных сумм будет записано в тетрадь? (4 суммы: 10 + 1,10 + 7, 10 + 9, 10 + 4).
• Затем предлагаем выполнить задание письменно, помогая тем, кто, с нашей точки зрения, нуждается в педагогическом сопровождении.
Проверка
-Каким правилом пользовались?
Физкультминутка
Сделать столько наклонов в стороны, сколько единиц в числе 17
Сделать столько приседаний, сколько единиц в числе 19
Сделать столько хлопков, сколько десятков в числе 12
Сделать столько прыжков, сколько десятков в числе 20
Сделать столько поворотов, сколько единиц в числе 10
4. Закрепление
Задание № 3
• Читаем первую часть формулировки задания (1 предложение): составь и запиши три суммы, в которых одно слагаемое – 10, а другое – однозначное число.
• Задаем вопрос: требуют ли от нас найти значения сумм? (Нет, просят записать только суммы.) Еще раз выясняем: каким должно быть первое слагаемое этой суммы?
(10) А второе? (1, 2, 3, 4 …, 9 – любое однозначное число.)
• Просим записать три суммы в столбик и обменяться тетрадями с соседом по парте, который должен будет найти значения этих сумм.
-Как вы считаете, как надо записать суммы в тетради соседа (аккуратно, красиво)
• После этого просим детей в условиях парной работы проверить вместе результаты вычислений.
5. Самостоятельная работа с использованием Т-2 (с. 31).
Задание № 1
• Один из учеников читает вслух формулировку задания, остальные следят за правильностью чтения.
• После чтения анализируем текст задания: почему одна и та же схема соответствует двум математическим записям действия сложения?
Ожидаемый ответ: можно к 10 прибавить однозначное число или к однозначному числу прибавить 10 – от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется.
А схему можно читать слева направо (10 + 3) или справа налево (3 + 10).
• Остальную часть задания дети выполняют самостоятельно.
Задание № 2
Методика организации выполнения задания.
(1) Дети самостоятельно читают задание и заполняют пропуски в действиях сложения.
(2) Проводим проверку правильности нахождения значения сумм (чтение ответов по цепочке).
Дополнительное задания:
/data/files/o1558965944.png (0x0)
6.Рефлексия
- Чему научились на уроке?
- Какое число получается при сложении числа 10 с однозначным числом?
– Понравился ли вам урок?
– Какие задания вы выполнили с удовольствием.
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
Продолжите фразы:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…