Подготовила и провела Петрищева И.И.
16 октября 2018 г.
Цель: ознакомление с числом и цифрой 1 0.
Задачи:
Цель:
познакомить учащихся с числом 10;
рассмотреть состав числа 10,
расположение числа 10 на шкале линейки;
закреплять навык прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
учить писать число 10;
развивать умение устанавливать соответствия между арифметическим действием и элементами рисунка.
осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД:
Предметные УУД:
знать и уметь называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
различать число и цифру;
использовать линейку для выполнения вычислительных операций.
применять знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, а также схем решения учебных и практических задач;
Коммуникативные УУД:
формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
создавать условия для развития интереса к урокам математики;
развивать самостоятельность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Познавательные УУД:
формирование каллиграфического навыка написания числа 10;
умение пользоваться учебником;
находить способы решения задач, обоснованно строить свои высказывания;
формировать навыки учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
развивать внимания, мышления через анализ данных заданий;
формировать потребность в совершенствовании устной и письменной речи;
воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий
Методы урока: наглядный, частично – поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.
Формы урока: индивидуальные, фронтальные, коллективные, в парах.
Ресурсы: мультимедийная доска, компьютер, презентация PowerPoint, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 2 часть.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: Организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок.
Мы пришли все дружно в класс.
Математика у нас.
Вы к соседу повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Пожелайте всем удачи,
Только так, а не иначе.
- Давайте улыбнемся гостям. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
-Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Кто или что нам в этом поможет?
- Сегодня на уроке мы будем ждать сказочного гостя. А кого – вы узнаете, если будете внимательны и правильно выполните первое задание.
-Вы готовы трудиться?
-Не готовы лениться?
-Готовы учителю отвечать только правильно отвечать?
- А друг другу помогать ?
И не в коем случае не кричать?
Сообщение темы и цели урока.
Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания. СЛАЙД 2
Какие фигуры вы видите на Слайде?
-Как их можно назвать, одним словом?
- Какие еще геометрические фигуры знаете?
Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похоже?
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Кто же это? КОЛОБОК СЛАЙД 3
- Как начинается сказка?
- Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать. СЛАЙД 4
Тропинка в гору нас ведёт, а горка непростая – числовая,
Назовите числа.
Повторение состава чисел «Математический лес» (у доски работают 3 ученика)
Класс
1.Какое число предшествует при счете числу 2? ( 1)
2. Какое число стоит левее числа 3? (2)
3. Назовите число 4 без одного? (3)
4.Какое число стоит между числами 3 и 5? (4)
5. Какое число предшествует числу 6?* (5)
6.Какое число следует при счете за числом 5? (6)
7.Назовите число, которое стоит между числами 6 и 8? (7)
8.Назовите последующее число для числа 7? (8)
9. Какое число стоит правее числа 8? (9)
2. Актуализация знаний.
Цель: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
Кого встретил первым? (зайца) СЛАЙД 5
- А Заяц говорит: «Колобок, я тебя съем!»
-Не ешь меня, Заяц, я спешу к ребятам из 1В класса. СЛАЙД 6
Выполни моё задание , тогда я тебя к ребятам 1 В класса отправлю без наказания.
Ребята, надо быстро Колобка спасать и помочь от Зайчишки ему убежать.
Поможем Колобку решить Зайкины задачи?
Будем решать задачи (веер цифр).
Васька - ловкий рыбачок-
Ловит рыбок на крючок.
Двух поймал он на рассвете,
А одну в вечерний час.
Вы всех рыбок сосчитайте
И ответ сейчас же дайте (3)
По тропинке в лесок
Покатился колобок.
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку
Повстречал он и лису во зеленом во лесу.
Отвечайте поскорей,
Сколько встретил колобок зверей? (4)
Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два бельчонка, два бобра.
Называть ответ пора! (8)
По дорожке мышка шла,
Восемь зернышек несла.
Два еще она нашла,
Сколько в корзину убрала?(10)
Помогите Зайке собрать капусту. ( Расположить числа в порядке возрастания)
- Молодцы! Справились с Зайкиными задачами! СЛАЙД 7,8
Проблемный диалог:
-Вспомните и назовите последнее число, которое получилось при решении Зайкиной задачи.
2. Постановка цели урока. Открытие нового.
Цель: Сформировать представления о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
-Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке?
-Определите тему.
-Какие задачи поставим на урок?
Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк. СЛАЙД 9,10
-Прислала мне Лисичка письмо, а в нём только одно число написано-10. Что за тайна?
-Поможем Волчонку открыть тайну числа 10.
Мы создадим исследовательскую лабораторию и исследуем это число. СЛАЙД 11
А знаете ли вы, что означает слово « исследователь»?
-Много лет назад была создана арифметика для детей, но на листах были начертаны только цифры. СЛАЙД 12
-Детям было сложно запомнить числа и научиться писать цифры. С годами люди заметили, что если в учебник поместить картинки , иллюстрирующие действия с числами , то дети запоминаю их и учатся быстрее решать задачи. Так появились яркие учебники , украшенные прекрасными иллюстрациями. Это стало настоящим открытием.
Вот и мы сейчас произведем исследование и, возможно, сделаем открытие.
Я – руководитель лаборатории. Я буду выдвигать предположения, а вы , изучив расположение этого числа на Ленте цифр, будете подтверждать или опровергать
его.
Перед вами лист исследования. В нем находится числовой ряд-это предмет исследования. Его мы будем изучать. Объектом исследования будет число…10!
1.Верно ли, что число 10 находится правее 9?
2. Верно ли ,что 10 на 3 больше 7?
3. Верно ли, что 8 левее 10?
4. Верно ли, что сложив 5 и 4 , мы получим 10?
5.Верно ли, что самое большое однозначное число (9)?
6. Верно ли, что число 10 записывается с помощью 1 знака?
Из каких знаков состоит число 10? (1 и 0)
Проведем подтверждение наших исследований в научной литературе. Для вас это самая важная книга- учебник математики.
Работаем по учебнику с.60 Рассмотрите рисунок. СЛАЙД 14
-Помогите цыпленку дойти до числа 10.
-Сколько «шагов» от числа9,8,7до числа10? (1,2,3)
--Как получили 10? (9 да 1 это 10, 8 да 2это10, 7да 3 это10)
-Как это записать? Прочитайте. (9+1=10,8+2=10,7+3=10)
-Сколько стало цыплят? (10)
-Сколько было? (9)
-Стало больше или меньше? (Стало больше, мы прибавили)
-На сколько больше? (на 1)
Физминутка «Шары»
Можем ли мы записать эти примеры?Проблемная ситуация.
Но возникла небольшая проблема: не все дети умеют писать цифру 10
Цель: Сформировать навыки написания цифры 10.
Первичное закрепление.
Исследование продолжаются . Нам необходимо узнать, где встречали число 10?
Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. (Гармония как вы понимаете?)
Десяток стал основой десятичной системы счисления, которой пользуются во всем мире. Да и считать десятками намного проще, чем пятерками или тройками.
Что можно в магазине купить десятками. (Яйца, пуговицы)
- Кто сможет посчитать десятками?
Каждое число мы записывали цифрой. А как записать число 10? Почему?
Чем отличается запись числа 10 от записи остальных чисел? Оно пишется в двух клетках. Работа в тетрадях.
Верно ли, что для записи цифры необходимо 2 клеточки?
Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки. СЛАЙД 15
Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки. Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем ведут руку вверх к началу овала.
Слайд16,17
Написать 10 в Листе исследований. . Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.
Показ записи числа 10.
Работа в тетрадях, письмо числа 10 цифрами1 и 0.
Подведем итог: Тайну какого числа мы узнали? Какое открытие мы сделали о числе 10? Число 10….
Вывод: двузначное, записывается двумя цифрами в двух клетках 1 и 0.
А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок), то получим странные числа.
Вам они встречались?
(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)
№3 Сравнить числа
Мы помогли Волчонку. Колобок может оправляться дальше в своё путешествие.
Работа в тетради. Стр.7 №1,2
Игра «Собери 10 рублей». (резерв)
- Рассмотрите монеты на левой странице. Сколько монет достоинством в 5 рублей?
-Достоинством в 1 рубль?
-Сколько всего монет?
-Сколько всего рублей?
-Какими монетами можно набрать 10 рублей?
4. Физминутка «Мишка» СЛАЙД 18
А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь. Колобок только хотел мимо прокатиться, да только Медведь ему говорит, что строит дом он чтобы позвать туда своих друзей. Мишка очень боится, что дом развалится, если построить его без проекта. Просит Мишка Колобка помочь.
Наша исследовательская лаборатория должна расчитать – сколько материала нужно. Если вы решите без ошибок- дом будет стоять и построится под крышу.
сделать проект "Под крышей дома одного”.
Мы будем заселять дом числами, которые в сумме дадут число 10.
То есть определять состав числа 10. СЛАЙД 19
У каждой пары – помощники. После того, как вы заселите дом числами, отдаете на проверку комиссии.
И уже комиссия решает отправлять ваш проект под крышу или отдаст на доработку. Писать надо цифры красиво и аккуратно. В паре определите, кто будет писать, и кто будет защищать свой проект. СЛАЙД20,21
5. Усвоение нового теоретического учебного материала .
Цель: Развитие умения распознавать цифру 10.
Индивидуальный и разноуровневый контроль:
- Он предлагает вам в силу ваших знаний и возможностей выбрать задание, которое, по-вашему мнению, вы сможете выполнить.
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА – заполнить пропуски
10 - ? = 4 ? +5 = 10
7 + ? = 10 ? - 8 = 2
КРАСНАЯ КАРТОЧКА – Сравнить числа 0 и 10, 10и8, 10 и 2, 7и 10
Большее число обвести красным карандашом
Желтая карточка-Запиши числа в порядке возрастания
8,9,10,6,5
-А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса. СЛАЙД 22
Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 3 минуты
Всё решить, что есть на СЛАЙДЕ 23
Работа в парах стр.7№3 СЛАЙД 24
7. Обобщение усвоенного.
Цель: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
Работа по учебнику с.7
Самостоятельная работа.
- Если мы выполним задание, лиса отпустит КОЛОБКА.
9. Подведение итога. Рефлексия. СЛАЙД 24
Цель: Обобщить изученный за урок материал, проверить уровень усвоения материала.
- Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?
- Думали, решали, рассуждали.
- С каким числом вы познакомились?
- Какие новые знания вы получили?
- С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились?
- Что необычного в этом числе?
- Как называют числа в записи которых используют два знака?
-Оцените свою работу на уроке.
Организует диалог
-Оцени наш урок; свою работу.
- Какие открытия сделали для себя?
- У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
- Я говорю вам всем сегодня: « Молодцы! Спасибо за урок!»
.
Самоанализ урока по математике в системе уроков по разделу “Числа и счёт”
Тема “Число 10”.
Цели:
познакомить учащихся с числом 10;
закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
находить способ решения и уметь его объяснить;
составлять модели различных математических ситуаций;
воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
Задачи:
обобщение и уточнение дошкольных математических представлений учеников о числах в пределах 10 и действиях с ними;
формирование понятия состава числа 10;
развитие геометрического образа данного числа с помощью шкалы линейки;
обучение детей с помощью данных рисунков устанавливать соответствие между арифметическим действием и элементами рисунка;
формирование универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу;
выработка каллиграфического навыка письма числа 10;
создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности, умения учиться.
По типу – урок открытия новых знаний.
Он включает в себя следующие этапы:
Организационный момент. Цель данного этапа – эмоциональный настрой учащихся на урок, проверка готовности к уроку. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка в коллективе.
Устный счёт. Цель – закрепить навыки счёта в пределах первого десятка, тренировка навыков устного счёта, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Подведение учащихся к определению темы урока (работа в парах). Цель – развитие комбинаторного стиля мышления, коммуникативных навыков, умения работать в паре. Учащиеся в ходе решения примера получали число 10 и формулировали тему урока.
Проблемный диалог. Цель – определить в работе с числовым рядом в игровой форме место числа 10 в натуральном ряду. Учащиеся сделали вывод о том, что число 10 – это первое двузначное число.
Практическое задание (в парах). Цель – показать практическое применение понятия числа 10, моделируя предложенные ситуации с помощью разноцветных фишек. Работа в парах по выполнению заданий было пооперационным.
Физкультминутка. Цель – воспитание у детей здорового образа жизни, снятие эмоциональной напряжённости.
Первичное закрепление:
А) Работа на листах. Цель – выработка каллиграфического навыка записи числа 10.
Б) Работа в тетради с печатной основой. Цель – развитие УУД при выполнении заданий: определение количества предметов по составу, дополнение записи с использованием рисунка, работа с понятийным аппаратом (вправо, влево, вверх, вниз), выполнение творческих заданий по рисунку. При выполнении заданий учащиеся пользовались инструкцией, так как это необходимо на данном этапе обучения.
Вторичное закрепление. Работа с учебником (задание в группах) Цель – работа по закреплению состава числа 10, работа над обогащением словарного запаса и связным ответом учащихся на вопросы учителя.
Самостоятельная работа по закреплению УУД. Цель – развитие памяти, внимания и умения моделировать задачу. По предложенному тексту задачи с использованием знаковой системы учащиеся записывают её решение.
Рефлексия. Цель – формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля знаний. С помощью цветных кружков учащиеся оценивали свою деятельность, а также в устной форме отвечали на вопросы: Я узнал… , Я научился…, Я запомнил…
При проведении урока мною проведена ориентация на принципы обучения: целесообразности, доступности, научности.
Чтобы достичь цели урока, мною был подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включал в себя задания с практическим содержанием.
Материал урока должен быть интересным и посильным, поэтому я использовала следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация, фишки, веер цифр), проблемные методы (проблемный вопрос при постановки темы урока), практические (работа в парах, группах с счётным материалом).
В ходе урока была организована индивидуальная работа (устный счёт, работа в тетрадях), фронтальная (работа с учебником), парная (введение новой темы), групповая работа (закрепление полученных знаний).
Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий:
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: учащиеся должны научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно ставить цель, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Познавательные: умение пользоваться учебником, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, обоснованно строить свои высказывания.