Урок по математике в 1 классе «Сложение и вычитание с числом 0»
Конспект урока по математике 1 класс
Тема : «Сложение и вычитание с числом 0»
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (число и цифра 0, место, роль, значение 0 в математике, сложение и вычитание 0).
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о числе 1, цифре 1, его месте в натуральном ряду чисел; на основе наблюдения, сравнения вывести свойства числа 0.
Воспитательные:
Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
Воспитывать уважение к товарищам.
Развивающие:
Развивать речь учащихся;
Совершенствовать мыслительные операции;
Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
Развивать навык самооценки.
Здоровьесберегающие:
Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
Осуществлять контроль за тем как учащихся сидят за партой во время работы.
Оборудование: схемы, таблицы
Ход урока :
Организационный момент
За окном пасмурно,
а у нас солнышко,
подарите свои улыбки друг другу.
Пусть в классе тоже будет солнечно и светло.
Девиз нашего урока: «Ум хорошо, а два лучше»
-Как понимаете это высказывание?
Активация учебной деятельности
Устный счёт
-Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
-Зимой.
-Поднимите руку, кто любит зиму? Почему? (Можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика и т.д.)
-Давайте и мы на уроке математики попробуем слепить снеговика. Только лепить мы его будем не из снежных комков, а из бумажных. Если мы будем правильно справляться с заданиями, то снеговик вырастет у вас на глазах. Ну что, готовы? Задание первое – устный счёт.
Показываем ручками: да, нет.
5 увеличить на 1 будет 4. -
7 уменьшить на 2 будет 5. +
Сумма чисел 4 и 3 равна 6. -
Разность чисел 4 и 3 равна 1. +
Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, значение суммы равно 2. -
Уменьшаемое 8, вычитаемое 2, значение разности равно 6. +
Изучение нового материала
- Ребята, а вы любите решать задачи?
- Я вам хочу предложить решить задачу и узнать какая тема будет нашего урока сегодня. Готовы?
На яблоне росло 10 бананов. Сначала сорвали 5 бананов, потом еще 5. Сколько бананов осталось на яблоне? ( нисколько. На яблоне не растут бананы)
-Какой цифрой обозначим «нисколько»? (0)
Первый ком у нашего снеговика готов. (Прикрепляю круг, вырезанный из белой бумаги, на магнитную доску)
- Ребята, кто догадался, какую цифру и число будем изучать?
-Какой же цифрой мы показываем отсутствие предметов?
-Цифрой 0.
-Где стоит 0 на луче?
-0 стоит в начале луча.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
- Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».
- Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране (рисунок).
Чистописание
Открыли тетради, пишем цифру 0.
(Правила посадки, положения ручки, тетради при письме)
Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз (показать рисунок)
- Кто может назвать числа, в которых используют ноль? (10,100,500,2000)
- А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок), то получим странные числа.
Вам они встречались?
(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)
- Где место ноля на числовом отрезке?
- Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?
- Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите на термометр. Для чего он? Нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз. Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы холода (ниже 0, т.е.меньше 0).Такие числа называются отрицательными и при записи ставят перед ними знак «минус»
Второй ком у нашего снеговика готов. (Прикрепляю круг, вырезанный из белой бумаги, на магнитную доску)
Физкультминутка
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).
Закрепление изученного материала
Задачи в стихах:
1.Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? 3+2=5
2. На берёзе 7 синичек
Продавали рукавички.
Улетело домой 5.
Сколько осталось продавать? 7-5=2
3. На груше выросло пять яблок,
а на ёлке-только два.
Сколько всего яблок выросло? (ответ: ни одного. На этих деревьях яблоки не растут.)
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
Работа по учебнику
- Ребята, открываем учебник на стр. 72
- Прочитайте, какой основной вопрос урока?
- Умеем ли мы уже прибавлять и вычитать число 0?
- Прочитайте следующее задание.
- Какое число пропущено в первом примере? (2-2=0, если из числа вычесть то же самое число, получится 0)
- Прочитайте числа на полях в порядке уменьшения.
- Какое из чисел самое большое? Самое маленькое?
- Что нужно сделать в следующем задании? (Измерить отрезки и сравнить их)
- С какого деления начинаем измерять отрезок? (с цифрой 0)
- Назовите длины отрезков (9 см и 10 см)
- Сравните их. (10 см больше, чем 9 см, 9 см меньше чем 10 см)
Работа над задачей
- Прочитайте задачу на стр. 73.
- Что известно? (Ваня поймал 4 рыбки, а Саша поймал 2 рыбки)
- Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего рыбок они поймали?)
- Сколько рыб поймали мальчики? (6)
- Как узнали? (4+2=6)
- Ответьте на вопрос задачи? (Мальчики поймали всего 6 рыбок)
Самостоятельная работа
- Ребята, на доске записаны примеры. Вы их пожалуйста решите.
8+0= 3-3=
5-0= 7-7=
0+4= 6+0=
Взаимопроверка. Дети меняются друг с другом тетрадями и проверяют ответы.
- Вы молодцы и поэтому появляется третий шар.
- Ребята, а как вы думаете какого героя мы с вами сложили? (снеговик)
Подведение итогов.
-Кто скажет, чему мы сегодня учились на уроке?
-Составлять выражения на сложение и вычитание с числом 0. Находить значение этих выражений.
-Повторим правила ещё раз. (Они висят на доске)
- если к любому числу прибавить 0, получится то же самое число
-если к 0 прибавить любое число, получится то же самое число
-если из любого числа вычесть 0, получится то же самое число
-если из любого числа вычесть то же самое число, получится 0
Рефлексия
-Ребята, посмотрите на лицо нашего снеговика. Можем мы сказать, какое у него настроение? Почему?
- У меня три варианта ротика (показываю на доске). Подумайте, какой из них отражает ваше настроение на уроке? Поднимите руку, у кого такое настроение (показываю улыбающийся ротик).
- Почему у вас весёлое настроение?
-У меня всё получилось на уроке.
-Я хорошо отвечал.
-Поднимите руку, у кого такое настроение?
-Почему у вас грустное настроение?
-У меня не всё получилось.
-Я не все задания смог выполнить правильно.
-Поднимите руку, у кого такое настроение?
-Не надо грустить. На следующем уроке у вас всё получится. Поскольку у большинства из вас настроение хорошее, то и снеговику мы прикрепим улыбающийся ротик. У него тоже настроение хорошее. Он доволен вашей работой на уроке и говорит вам спасибо.