Урок математики «Сложение "круглого" десятка и двузначного числа» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики во 2 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Сложение «круглого» десятка и двузначного числа».
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
применять правило прибавления к «круглому» двузначному числу двузначного;
применять правило выполнения порядка действий в выражениях со скобками.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассуждать, выполнять и применять на практике изученный приём сложения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД:
владеть общими приемами задач, выполнения заданий и вычислений;
строить объяснение в устной форме по составленному алгоритму;
выполнять действия по заданному алгоритму.
Коммуникативные УУД:
исполнить разные социальные роли: умение слышать и слушать собеседника, вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении.
Оборудование: компьютер, экран, карточки для учащихся.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Продолжительность: 1-2 минуты.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Учитель: Ребята, прочитайте запись!
Учащиеся: « С маленькой удачи начинается успех».
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Удача это когда, что - то получается. Успех состоит из удач.
Учитель: В чём заключается ваш успех?
Учащиеся: В хорошей учёбе.
Учитель: Кто хочет стать успешным учеником? Что пожелаем друг другу? Назовите имя и пожелайте друг другу успеха.
2.Актуализация опорных знаний.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Продолжительность: 4-5 минут.
Методы: создание проблемной ситуации.
Учитель: назовите каждое число десятков в виде «круглого» двузначного числа
Учащиеся:
1дес. 7 дес.
4дес. 6 дес.
9дес. 5 дес.
- Запишите в порядке возрастания «круглые» десятки от 10 до 90, а сосед по парте в порядке убывания.
-- Что обозначает первая цифра в записи двузначного числа?
- Что обозначает вторая цифра в записи двузначного числа?
- Назовите двузначные числа.
- Почему они называются двузначными?
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, что это за тема, вы потом сами определите и назовёте.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску. На доске записаны выражения, найдите лишнее. (Слайд 4)
40 + 30 60 + 20
80 + 10 20 + 40
70 + 24 30 + 60
30 +50 60 +37
(Ведётся свободный диалог. Дети высказывают свою точку зрения.)
3. Постановка учебной задачи.
Фиксирование затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Продолжительность: 4-5 минут.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
Учитель: Ребята, а у кого из вас возникнут трудности при решении таких выражений? Поднимите руку.
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся: Сложение «круглого» десятка и двузначного числа.
Учитель: А сейчас давайте откроем учебник на с.49 и прочитаем название темы нашего урока.
(Дети зачитывают тему урока.)
Учитель: Молодцы, ребята, вы правильно определили тему урока. А какова цель нашего урока?
Учащиеся: Научиться прибавлять к «круглому» числу двузначное число.
4. «Открытие» детьми нового знания (решение учебной задачи).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Продолжительность: 7-8 минут.
Формы работы: групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
Учитель: Откройте тетради и запишите число.
Учитель: Прочитайте в учебнике задание №1. Давайте вспомним, как решаются выражения такого вида (30+20)+7 (Слайд 7)
Учащиеся: Сначала считаем в скобках и к полученному результату прибавляем однозначное число.
Учитель: А теперь посмотрите на следующую запись и объясните способ вычисления значения суммы 30+27. (Слайд 8)
30+27=30+(20+7)=(30+20)+7=50+7=57
Учитель: Скажите, как разложили второе слагаемое?
Учащиеся: Второе слагаемое разложили на сумму разрядных слагаемых.
Учитель: Как дальше выполняли вычисления?
Учащиеся: Сложили круглые числа и к двузначному числу прибавили однозначное.
Учитель: Давайте ещё раз вспомним, как мы решали выражение, какие действия выполняли и составим алгоритм. Что мы делали сначала?
Учащиеся: Сначала мы раскладывали второе слагаемое на разрядные слагаемые. Затем складывали «круглые» числа и к полученному результату прибавляли однозначное число.
Учитель: Демонстрация алгоритма на экране. (Слайд 9)
Алгоритм
прибавления к «круглому» числу двузначного
Разложить второе слагаемое на разрядные слагаемые.
Сложить «круглые» числа.
К полученному результату прибавить однозначное число.
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
5. Первичное закрепление.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Продолжительность: 4-5 минут.
Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.
Учитель: А сейчас давайте поупражняемся в решении примеров нового вида.
Задание №3 на с.49. (Слайд 10). Прочитайте задание. (Учащиеся читают задание вслух).
Двое учащиеся работают у доски, постоянно пользуясь алгоритмом.
30+45=30+(40+5)=(30+40)+5=70+5=75
60+39=60+(30+9)=(60+30)+9=90+9=99
70+18=70+(10+8)=(70+10)+8=80+8=88
10+67=10+(60+7)=(10+60)+7=70+7=77
6. Независимая самостоятельная практика учащихся.
Продолжительность: 4-5 минут.
При проведении данного этапа используется работа в парах: учащиеся выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Продолжительность: 4-5 минут.
Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
Методы: самоконтроль, самооценка.
Учитель: А сейчас, ребята, вы поработаете в парах. Решите каждый по два примера, причём, объясняя решение соседу по парте. Не забывайте пользоваться алгоритмом.
Детям раздаются карточки. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
40+54= |
|
20+28= |
|
80+15= |
|
50+41= |
Учитель: Проверьте, правильно ли вы вычислили значение сумм. (Слайд 11). Поднимите руку те, кто выполнил вычисление без ошибок. Молодцы!
7. Включение в систему знаний.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Продолжительность: 7-8 минут.
Учитель: Прочитайте задачу №5 на с.49. (Дети читают: сначала хором, потом 1 ученик). Что известно в задаче?
Учащиеся: На одной машине увезли 28 саженцев ели, а на другой 30 саженцев сосны.
Учитель: Что требуется узнать в задаче?
Учащиеся: Сколько хвойных деревьев собираются посадить в парке.
Учитель: Можем ли мы узнать, сколько всего саженцев увезли на двух машинах?
Учащиеся: Да, можем. Надо 28+30.
Схема задачи (Слайд 12). Краткая запись задачи на слайде 13.
Учитель: Давайте запишем решение задачи. Вычислим ответ.
(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.) При решении задачи не забывайте пользоваться алгоритмом. (Слайд 9)
На доске запись:
28+30=(20+8)+30=(20+30)+8=50+8=58(с.) – всего.
Ответ: 58 саженцев.
8. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Продолжительность: 2-3 минуты.
Учитель: Подведём итог урока. Назовите тему урока. Какую цель перед собой ставили?
Ребята, кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? Поднимите руку.
Учитель: Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. На парте у каждого из вас лежат сигнальные карточки. (Слайд 15)
Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка.
Если вы где-то в чём-то были не уверены, покажите карточку с грустным человечком.
Какое задание больше всего понравилось? Что было для вас сложным? Кому помог товарищ – поблагодарите его улыбкой.
Учитель: Ребята, Вы сегодня очень хорошо работали. Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке. Откройте дневники и запишите домашнее задание: р.т., с. 20, № 1, 2. (Слайд 14)
Учитель: Спасибо всем! Урок окончен!