Урок математики «Сложение и вычитание круглых десятков», 3 класс
МБОУ «Майкорская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Урок математики
«Сложение и вычитание круглых десятков» 3 класс
Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
Шатрова О.С.
декабрь 2016 год
Тема урока: «Сложение и вычитание круглых десятков»
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: познакомить с приёмом сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: создать условия для формирования навыка выполнения сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100; создать условия для формирования умения решать задачи;
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию логического мышления, смекалки; развивать вычислительные навыки, познавательные умения: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, развивать адекватную самооценку собственной деятельности.
Коррекционно- воспитательные: создать условия для привития познавательного интереса к математике; воспитывать культуру общения «ученик – учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.
Планируемые результаты: выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100; решать текстовые задачи на сложение и вычитание круглых чисел; находить закономерности, по которым составлены ряды числовых выражений.
Формируемые БУД:
Познавательные:
-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, рисунки, краткая запись и математические выражения).
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
-использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя предложенные задания; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении.
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные:
-под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи; работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
Личностные:
-формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.
Используемые технологии: ИКТ, игровая, технология деятельностного подхода.
Методы: наглядные, практические, словесные.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.
Оборудование для ученика: карточки для работы в паре, снежинки, конверты для практической работы, карточки для индивидуальной работы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах .
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | БУД |
Мотивация учебной деятельности Цель: Организация учащихся к работе на уроке. Создать благоприятный психологический настрой на работу; . | Встанем ровно и красиво Прозвенел уже звонок. Сядем тихо и неслышно И скорей начнем урок. Будем мы считать, трудиться Все заданья нелегки Нам, друзья, нельзя лениться Так как мы ученики. Итак, за окном зима, декабрь, я предлагаю вам отправиться на прогулку и вспомнить детские зимние забавы. Но не на простую прогулку, а на математическую. Запишите в тетрадях дату нашей прогулки Игра «Да – нет» Давно зима сменила осень. Вспомнить нам пришла пора, Чем же может заниматься В это время детвора? Можно на коньках кататься? (Да) Свежим воздухом дышать? (Да) Поиграть в снежки, побегать? (Да) И на речке загорать? (Нет) В декабре, в последних числах вокруг елки танцевать? (Да) А в лесу зимой неплохо землянику собирать? (Нет) На качелях покачаться? (Нет) А на саночках с горы? (Да) И лыжня давно готова для любимый детворы? (Да) А еще зимой ребята могут в бадминтон сыграть ? (Нет) На заснеженном окошке человечков рисовать? (Да) Под зонтом в метель укрыться? (Нет) По сугробам погулять? (Да) Очень здорово, друзья, с вами было поиграть! | Настраиваются на активную работу на уроке. Включаются в деловой ритм урока.
Оформление записи в тетради
Дети хором отвечают | Коммуникативные БУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные БУД: положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; элементарные навыки этики поведения. |
Устный счет Цель: развивать навыки устного счёта, закрепить знания нумерации чисел в пределах 100. | Игра «Живой счёт» Мухи белые хотят ( снежинки ) - Покружились, полетали и на парту вам упали. (снежинки с круглыми десятками) - Постройтесь в порядке возрастания чисел. Постройтесь в порядке убывания.
- Прочитайте числа, Какой цифрой заканчивается каждое из этих чисел. Как их назовём? Минутка чистописания - У меня на ладошке тоже снежинки. Прочитайте числовой луч. (слайд 3) 10, 20, 40, 50, 60, 70, 90,100 - Какие числа пропущены? (80 и 30) Какие это числа? (двузначные, круглые десятки) - Пропишите в тетради, чередуя эти числа через клеточку. | Отгадывают загадки Дети выстраиваются в ряд, держа в руках снежинки хоровой счет десятками в прямом и обратном направлении от 10 до 100 находят пропущенные числа дают характеристику этим числам прописывают в тетради | Повторение прямого и обратного счёта круглыми десятками, построение числового луча Коммуникативные БУД: формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; Личностные БУД: осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; |
Постановка учебной задачи Цели: Формулирование целей и задач урока | Я на них бегу по снегу. - Посмотрите на лыжню. Чем похожи и чем отличаются выражения? (слайд 4) 2 + 4 6 - 3 5+ 1 6 - 2 20 + 40 60 – 30 50 + 10 60 - 20 - Примеры какого вида вы решали? Сообщение темы и цели урока -Предположите, какова будет тема нашего урока? (Тема нашего урока «Сложение и вычитание круглых десятков») (слайд 5) - Чему будем учиться? (Мы будем учиться решать примеры на сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел). - Какого результата вы хотите сегодня достичь? | Отгадывают загадку Сравнивают пары примеров, находят сходство и отличие Учащиеся называют тему и цели урока | Познавательные БУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи. Коммуникативные БУД: использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении Регулятивные БУД: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи; |
Объяснение нового материала. Практическая работа. Цель: создать условия для формирования навыка выполнения сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100 | Чтобы научиться, выполнять сложение и вычитание круглых десятков проведем практическую работу. (слайды 6-9) Какое действие выполняли? (вычитание) Уберите ещё 1 круг. Сколько осталось? (2 десятка). Какое действие выполняли? (вычитание) 2дес-1дес=1дес. А единицами? 20-10=10 Скажите, а где в жизни мы используем счет десятками? (яйца, пуговицы, тетради, таблетки…) | Выполняют устные задания учителя с кружочками, записывают примеры в тетради Дети самостоятельно делают вывод по теме урока | Познавательные БУД: осуществлять поиск нужной информации Коммуникативные БУД: формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; Регулятивные БУД: работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. |
Физминутка | Музыкальный ролик «Игра-повторялка «Лепим-лепим шар большой»» | Выполняют танцевальные движения по образцу | |
Первичное закрепление изученного материала. Цель: формирование и развитие умения выполнять задания по алгоритму | Игра «Математический хоккей» Во дворе с утра игра, Я предлагаю поиграть в математический хоккей. | По очереди решают примеры у доски, находят шайбу с ответом, отправляют сопернику в ворота. Перевернув шайбы, читают слово «Задача» | Коммуникативные БУД: использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении |
Зарядка для глаз | Мы снежинку увидали | Следят глазами за снежинкой по слайду | |
Решение задачи 1.Чтение задачи Для подкормки птиц заготовили 30 кг зерна, а крупы на 10 кг меньше. Сколько кг корма заготовили ? 2. Анализ задачи 3. Запись краткого условия - Смоделируйте краткую запись задачи. 4. Самостоятельное решение. - Решение задачи запишите самостоятельно. 5. Проверка решения | Знакомятся с содержанием задачи, выделяют условие, вопрос Моделируют краткое условие задачи, анализируют задачу по краткому условию, самостоятельно решают, совершают проверку | Познавательные БУД: использовать различные способы кодирования учебной информации Коммуникативные БУД: использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении | |
Самостоятельная работа. Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. | Игра «Накорми птичку» Решение примеров по карточке. | У каждого карточки с примерами, решают пример, находят птичку с таким ответом, прикрепляют к кормушке | Регулятивные БУД: работать по заданному плану, алгоритму; выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Итог урока - Подходит к концу наша прогулка. Вернёмся к проблеме, затронутой в начале урока. Посмотрите и скажите, теперь вы знаете, как надо решать такие примеры? - Попробуйте по итогам урока закончить предложения. (на слайде) На уроке мы узнали … Я научился … Мне показалось трудным … У меня не получилось … | Повторяют правило арифметических действий с круглыми десятками Заканчивают начатые предложения | Познавательные БУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные БУД: формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха; Коммуникативные БУД: умение слушать и понимать речь других. |