Урок математики в 4 классе «Деление чисел с нулями. Деление многозначных чисел в столбик»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: учить выполнять деление чисел с нулями, совершенствовать умение решения текстовых задач, выполнять деление многозначных чисел в столбик, рассмотреть случаи деления, когда в частном есть нули.
Задачи:
- отрабатывать письменное деление чисел, в записи которых встречаются нули;
- формировать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать интерес к математике через задания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- делить большие числа в столбик с нулями;
- объяснять ход решения;
- осуществлять проверку.
Метапредметные:
Регулятивные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
- грамотно использовать речевые средства;
- слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей;
- обосновывать и доказывать собственное мнение.
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез;
- формулирование проблемы;
- смысловое выполнение заданий.
Личностные:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- умение находить ответы на вопросы.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова математика, УМК Планета знаний, тетрадь, раздаточный материал, карандаши красного и зеленого цвета.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Прежде чем начать урок, давайте проверим, все ли у вас готово. Проверьте, чтобы у вас на столах лежали учебник, тетрадь. Сядем правильно: спины ровные, руки сложены перед собой, глаза смотрят на меня. Я желаю вам успехов на уроке и хорошего настроения. | Здравствуйте! |
2. Актуализация знаний, фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Начать наш урок я бы хотела с игры – «Верно-неверно». Я буду вам называть утверждения, а вы определять верно оно или нет. Вы готовы? 48 больше 6 в 8 раз. 37 уменьшить на 12 будет 26. Компоненты деления: делимое, делитель, частное. 81:9=8 50 единиц =500 десятков 10 см =1 дм. Молодцы. Теперь давайте вспомним, что мы знаем о делении. (СЛАЙД) 1)Название компонентов и их нахождение (делимое, делитель, частное. Если известны делимое и частное, то мы можем найти делитель, для этого нужно делимое поделить на частное. Если нам известны делитель и частное, то мы можем найти делимое, для этого нужно частное умножить на делитель.) | Да Верно Неверно (будет 25) Верно Неверно (будет 9) Неверно (5ед.=5дес.) Верно (Отвечают, потом разбираем на слайде) |
3. Выявление места и причины затруднения. (на доске примеры 3042:2, 4022:2) Ребята, на доске вы видите примеры. Можем ли мы решить их устно? А каким способом мы можем их решить? Верно. (один ученик у доски с проговариванием). Верно. Были ли у вас трудности при решении примера? Теперь решим следующий пример. В данном случае, мы не знаем как поступить. Давайте разберем. В первом случае в делимом у нас тоже был 0, но он нам трудностей не составил. Почему? Верно. Как вы считаете, какая тема нашего урока? | Нет В столбик уголком 3042:2, 3:2=1(ост.) (1 в частное), сносим 0, 10:2=5(в частное), 4:2=2(в частное), 2:2=1(в частное) ответ: 3042:2=1521. Нет 4022:2, 4:2=2(в частное), 0:2=0 (затруднение) , Потому что предыдущее число делилось с остатком и 0 мы снесли к остатку. Деление чисел с нулем. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Откроем учебник на странице 94. Рассмотрим задание 2-алгоритм решения деления чисел с 0. Теперь мы знаем как решать такие задания. (дорешиваем пример 4022:2) | (Разбираем подробно) 4022:2, 4:2=2(в частное), 0:2=0(в частное), 2:2=1(в частное), 2:2=1(в частное), ответ: 4022:2=2011. |
5.Реализация построенного проекта. Здесь же, есть задания под точками. (один ученик у доски, остальные в тетради) Решаем с проговариванием. В первом задании считаем. Сколько было цифр в делимом и сколько осталось в частном, во втором-подчеркиваем красным цветом 0, которые сносили, зеленым-которые делили и писали в частное. (у меня прорешенные примеры будут на отдельном листе) | Выполняют задание. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Сейчас мы выполним задание №6 (первые 2 столбика) так же у доски с проговариванием. | Выполняют задание.
|
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Я предлагаю вам разделиться на группы по 2 парты и выполнить групповое задание. На каждую парту я раздам по 2 корзинки и по 8 грибочков. на грибочках написаны примеры, которые вы должны решить. Грибочки с примерами, где вы 0 сносили складываем в одну корзинку, а где делили и писали в частное-в другую. (8048:4=2012, 6309:3=2103, 25206:2=12603, 72084:4=18021-первая корзинка) (7055:5=1411, 7042:2=3521, 70842:3=23614, 83068:2=41543-вторая корзинка) | Выполняют задание. |
8. Включение в систему знаний и повторений. Проверка групповой работы. | |
9. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Что для вас было трудно? Что далось легче? Д/З стр. 94 №3, стр. 95 №5, №6 (до конца). Я благодарна вам за активную работу на уроке и желаю успехов. До свидания. | Как делить многозначные числа с 0. Ответы детей. До свидания. |