Урок математики в 4 классе «Чтение и запись многозначных чисел»
Технологическая карта урока
Класс 4
УМК, программа Школа России Математика
Тема Чтение и запись многозначных чисел
Тип урока Освоение новых знаний и способов действий
Цель урока
- формировать умение читать и записывать многозначные числа;
- развитие умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика;
- использовать математические представления для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном отношении.
Задачи урока:
Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);
Методы: словесный, наглядный, практический Приёмы: подводящий диалог,
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
Учебник «Математика», 4 класс, 1 часть, авторы М.И.Моро и др.
Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Этап урока |
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД (по группам) |
Мотивация к учебной деятельности |
1. Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2. Организовать деятельность обучающихся по установке содержательных рамок урока («могу»); 3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). |
-Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья! Посмотрите-ка вы снова: Всё ль на парте? Всё ль готово? Улыбнитесь, соберитесь, В путь за знаньями пуститесь. Математики страна Нам откроется тогда.
- Начинается урок математики, а значит:
-Раз всё у нас готово, запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа. - У каждого из вас на парте лента оценивания – давайте после каждого выполненного задания себя оценим и похвалим. |
Дети хором: Смекай, считай, отгадывай. Пусть победит смекалка! Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи!
|
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека |
Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации |
1. Актуализировать знания о многозначных числах, достаточных для построения нового знания; 2. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации; 3. Мотивировать к пробному учебному действию; 4. Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; 5. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия.
|
- А девиз нашего урока предлагаю вам самим узнать, работая в парах. Проверьте ответы и исправьте ошибки, если они есть. Работа в парах. Карточка на парту. 627+284=911 23·9=207 408+592=1000 16·10=160 903-864=139 906:3=302 821-703=118 234:13=18
- Соотнесите правильный ответ и слово по возрастанию. Прочитайте девиз урока. (Стоя на одном месте, новых горизонтов не откроешь.)
- Как вы понимаете эти слова?
- Оцените себя на ленте. - Тему урока сможете назвать сами? - Выполнив задание, вы легко сможете назвать тему. Готовы? - Подойдите к экологической стенке и расположите числа в порядке возрастания
396(о) 399(з) 100(н) 208(о) 234(г) 700(ч) 650(а) 467(н) 923(н) 938(ы) 983(ч) 973(е) 988(и) 993(с) 998(л) 99999(а) 99(м) - Молодцы! Это делать мы уже умеем. Прочитайте числовой ряд, который у нас получился. |
Учащиеся в парах решают примеры, исправляют ошибки, располагают числа в порядке возрастания, читают девиз урока: «Стоя на одном месте, новых горизонтов не откроешь».
- Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. (разные ответы детей)
Самооценивание - Затрудняемся (Разные ответы детей)
- Да.
Дети располагают числа в порядке возрастания.
Обучающиеся читают получившийся ряд чисел |
П: актуализация полученных знаний К: контроль, коррекция партнёров в паре, умение выслушать, оценить ответ.
|
3.Выявление места и причины затруднения |
1. Организовать фиксацию места, где возникло затруднение; 2.Организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения; 3. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения задачи.
|
- Почему у нас получились разные ответы? - В чём наше затруднение?
- Как можно назвать все эти числа? - Переверните карточки и проверьте свою версию. Прочитайте тему урока: м н о г о з н а ч н ы е ч и с л а
|
- С таким числом мы ещё не сталкивались.
- Не знаем, как читается 99999. - Многозначные.
Дети читают
|
Р –планируют, контролируют учебные действия. К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника, высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; признают возможность существования различных точек зрения на проблему.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
1. Обучающиеся ставят цель проекта; 2. Обучающиеся уточняют и согласовывают тему урока; 3. Обучающиеся определяют средства (алгоритм, модели или учебник); 4. Обучающиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
|
- Этот урок мы посвятим работе с многозначными числами, так какие же цели мы поставим сегодня перед собой?
-Давайте вместе отправимся на планету Многозначных чисел. Эта планета не простая. Попасть туда можно только тем, кто много знает о ее обитателях - многозначных числах. Помогут нам в пути ваши знания и смекалка.
– Сегодня перед нами стоит такая задача: научиться читать и записывать многозначные числа. Мы не смогли прийти к единому мнению, как же прочитать это число (99999) -Значит, что нам надо сделать?
|
Читать многозначные числа, записывать многозначные числа после предварительного определения числа цифр в каждом классе; Тренировать вычислительные навыки.
- Вывести правило, по которому читаются многозначные числа.
|
П – узнавание объектов в знаково-символической форме; используют математические термины, символы Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной форме; планируют, контролируют учебные действия. К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника, высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; признают возможность существования различных точек зрения на проблему. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета |
5.Реализация проекта выхода из затруднения |
1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. организовать фиксацию нового способа действий в знаках. 4. организовать фиксацию преодоления затруднения. 5. организовать уточнение общего характера нового знания.
|
- Для работы нам будут нужны нумерационные таблицы (таблицы классов) и разрядные цифры. – Положите перед собой конверты со всем необходимым. – Опираясь на таблицу, составьте число 165. – К какому классу мы отнесем это число? – Сколько в нем сотен? десятков? единиц? – Запишите число в тетрадь, дугой указывая класс. (165.) – Составьте число, в котором 5 десятков тысяч 2 единицы тысяч, 1 сотня 6 десятков и 5 единиц. Запишите его в тетрадь. (52 165.) – Выделите классы справа налево. – Кто сможет прочитать это число?
– Что изменилось в чтении числа?
– Совершенно верно, после цифр, обозначающих II класс, добавляется слово «тысяч», указывающее на принадлежность ко II классу – Составьте число, в котором 123 единиц II класса и 123 единиц I класса. – Из числа, в котором 2 десятка тысяч 6 единиц тысяч 3 сотни 6 десятков и 3 единицы, нужно вычесть число, в котором 2 десятка тысяч 5 единиц тысяч 2 сотни 6 десятков и 3 единицы. – Сколько сотен тысяч? десятков тысяч? единиц тысяч? сотен? десятков? единиц? Запишите число и прочитайте.
- Оцените себя на ленте.
Сделаем весёлую зарядку.
- Давайте убедимся в правильности наших размышлений и ответов. Что всегда выручает и помогает нам? |
Обучающиеся выполняют практическую работу
Дети отвечают по желанию
Пятьдесят две тысячи сто шестьдесят пять.
– После числительного «пятьдесят два» появилось слово «тысяч».
123 123 – сто двадцать три тысячи сто двадцать три
1100 – одна тысяча сто.
Самооценивание
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами, Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками, Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
Учебник. |
П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; используют знаково - символические средства для решения учебно-практических задач; устанавливают причинно-следственные связи; используют математическую терминологию; владеют базовыми предметными понятиями. Р – осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуа- ции затруднения. К – строят речевое высказывание в устной форме. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
- Зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи |
Откройте учебники, найдите тему сегодняшнего урока и прочитайте теоретический материал (с 24) – Прочитайте числа в таблице в парах.
- Давайте проверим – желающие «по цепочке» прочитайте числа.
- Кто сможет прочитать число, которое встретилось нам в начале урока. (99999?
- Молодцы! По аналогии устно выполним №94. - Предлагаю коллективно выполнить № 94, 96. - Оцените себя на ленте. - Давайте вспомним цель нашего урока.
- Смогли мы достичь цели? - Сможем мы теперь читать и записывать многозначные числа? -Сумели мы справиться с затруднением? Молодцы! Как мы можем себя проверить |
Обучающиеся в парах читают друг другу числа.
Желающие прочитывают числа классу.
Девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять
Коллективное выполнение с записью на доске
Самооценивание Читать многозначные числа, записывать многозначные числа после предварительного определения числа цифр в каждом классе; Тренировать вычислительные навыки
Выполним самостоятельную работу
|
П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
7. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой |
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия; 2. Организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки; 3. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.
|
- Самостоятельная работа по вариантам на карточках.
- А сейчас проверьте себя. Сравните свои ответы с ответами на экологической стенке.
- Поднимите руку те, кто не испытывал затруднений. У кого 8 плюсов поставьте на полях за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина? - Оцените себя на ленте.
Гимнастика для глаз
- Чтобы проверить гибкость ума давайте выполним задачи из учебника. № 97. I вариант – первая задача, II вариант – вторая задача. – Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. I вариант. На сколько метров высота липа больше, чем яблони? 1) 3 · 4 = 12 (м). 2) 12 – 3 = 9 (м). Ответ: на 9 метров высота липа больше, чем яблони. II вариант. На сколько лет мама моложе бабушки? 1) 62 : 2 = 31 (г.). 2) 62 – 31 = 31(г.). Ответ: Мама моложе бабушки на 31 год.
- Оцените себя на ленте.
|
I вариант: Запиши число, в котором: 2 тысячи 7 сотен 9 десятков и 3 единицы_____ 8 десятков тысяч 7 единиц тысяч 2 десятка и 9 единиц _________ 4 сотни и 9 единиц ________________ 5 сотен тысяч и 9 единиц тысяч __________ 1 сотня тысяч 2 единицы тысяч 5 сотен и 3 единицы _______________ 8 сотен тысяч 7 десятков тысяч 8 единиц тысяч 6 сотен 1 десяток и 2 единицы____________ 8 тысяч и 3 десятка ________________ 2 сотни тысяч и 7 единиц _ II вариант: Запиши число, в котором: 7 тысяч 2 сотни 3 десятка и 9 единиц_______________ 6 десятков тысяч 8 единиц тысяч 3 десятка и 5 единиц _________ 3 сотни и 8 единиц ________________ 6 сотен тысяч и 7 единиц тысяч ___________ 2 сотни тысяч 1 единица тысяч 5 сотен и 3 единицы _______________ 9 сотен тысяч 8 десятков тысяч 7 единиц тысяч 6 сотен 3 десятка и 2 единицы____________ 6 тысяч и 9 десятков _____________________ 4 сотни тысяч и 6 единиц ___________________
Самопроверка. Самооценивание
Дети выполняют гимнастику для глаз.
Решают по вариантам самостоятельно, по одному ученику с каждого варианта решают на закрытых досках. Взаимопроверка.
Самооценивание
|
Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
8.Рефлексия учебной деятельности |
1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2. Оценить собственную деятельность на уроке; 3.Оценить учебную деятельность класса; 4. Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
- Итак, мы сегодня очень хорошо поработали. Вы молодцы! Все работали активно, и наш урок приближается к концу.
- Вспомните тему нашего урока. Какие же числа называются многозначными? Блиц-опрос: Единицы, десятки, сотни – это …. Разряды объединяются в…… Сегодня мы познакомились с 3 классами - …..
Чтобы прочитать многозначное число, его разбивают ….
- Что для вас было особенно сложно, а что удавалось с лёгкостью? - Какие знания нужно закрепить? - Где нам могут пригодиться эти знания? - А сейчас подведите итог на своей ленте оценивания. Прокомментируйте своё самооценивание.
Даже если у вас сегодня не все получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности. Домашним заданием будет с 24 №99 Кто желает, может выполнить задание повышенной сложности на с25 №106.
|
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Выслушиваются мнения детей.
Самооценивание
Записывают домашнее задание в дневник. |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения. |