Урок математики в 4 классе «Чтение и запись многозначных чисел»

3
0
Материал опубликован 20 August 2019

 

Технологическая карта урока

Класс 4

УМК, программа Школа России Математика

Тема Чтение и запись многозначных чисел

Тип урока Освоение новых знаний и способов действий

Цель урока

- формировать умение читать и записывать многозначные числа;

- развитие умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика;

- использовать математические представления для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном отношении.

 

Задачи урока:

Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

Методы: словесный, наглядный, практический Приёмы: подводящий диалог,

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы:

Учебник «Математика», 4 класс, 1 часть, авторы М.И.Моро и др.

Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

 

 

Этап урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (по группам)

Мотивация к учебной деятельности

1. Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2. Организовать деятельность обучающихся по установке содержательных рамок урока («могу»);

3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Посмотрите-ка вы снова:

Всё ль на парте? Всё ль готово?

Улыбнитесь, соберитесь,

В путь за знаньями пуститесь.

Математики страна

Нам откроется тогда.

 

- Начинается урок математики, а значит:

 

 

 

-Раз всё у нас готово, запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.

- У каждого из вас на парте лента оценивания – давайте после каждого выполненного задания себя оценим и похвалим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети хором:

Смекай, считай, отгадывай.

Пусть победит смекалка!

Думай, пробуй и ищи,

Будет трудно – не пищи!

 

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации

1. Актуализировать знания о многозначных числах, достаточных для построения нового знания;

2. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации;

3. Мотивировать к пробному учебному действию;

4. Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

5. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия.

 

 

- А девиз нашего урока предлагаю вам самим узнать, работая в парах.

Проверьте ответы и исправьте ошибки, если они есть. Работа в парах.

 Карточка на парту.

627+284=911         23·9=207

408+592=1000                16·10=160

903-864=139                    906:3=302

821-703=118         234:13=18

 

- Соотнесите правильный ответ и слово по возрастанию. Прочитайте девиз урока.  

(Стоя на одном месте, новых горизонтов не откроешь.)

 

- Как вы понимаете эти слова?


 


 

- Оцените себя на ленте.

- Тему урока сможете назвать сами?

- Выполнив задание, вы легко сможете назвать тему. Готовы?

- Подойдите к экологической стенке и расположите числа в порядке возрастания

 

396(о) 399(з)  100(н) 208(о) 234(г) 700(ч)  650(а)  467(н) 923(н) 938(ы) 983(ч)  973(е) 988(и) 993(с) 998(л) 99999(а) 99(м)

- Молодцы! Это делать мы уже умеем. Прочитайте числовой ряд, который у нас получился.

Учащиеся в парах решают примеры, исправляют ошибки, располагают числа в порядке возрастания, читают девиз урока:

«Стоя на одном месте, новых горизонтов не откроешь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. (разные ответы детей)

 

Самооценивание

- Затрудняемся (Разные ответы детей)

 

- Да.

 

 

 

 

Дети располагают числа в порядке возрастания.

 

 

 

 

Обучающиеся читают получившийся ряд чисел

Пактуализация полученных знаний

К: контроль, коррекция партнёров в паре, умение выслушать, оценить ответ.

 

3.Выявление места и причины затруднения

1. Организовать фиксацию места, где возникло затруднение;

2.Организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения;

3. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения задачи.

 

 

- Почему у нас получились разные ответы?

- В чём наше затруднение?

 

- Как можно назвать все эти числа?

- Переверните карточки и проверьте свою версию. Прочитайте тему урока:

м н о г о з н а ч н ы е

ч и с л а

 

 

 

- С таким числом мы ещё не сталкивались.

 

- Не знаем, как читается 99999.

- Многозначные.

 

 

Дети читают

 

 

 

 

 

Р –планируют, контролируют учебные действия.

К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника, высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; признают возможность существования различных точек зрения на проблему.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

1. Обучающиеся ставят цель проекта;

2. Обучающиеся уточняют и согласовывают тему урока;

3. Обучающиеся определяют средства (алгоритм, модели или учебник);

4. Обучающиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

 

- Этот урок мы посвятим работе с многозначными числами, так какие же цели мы поставим сегодня перед собой?

 

 

 

 

 

-Давайте вместе отправимся на планету Многозначных чисел. Эта планета не простая. Попасть туда можно только тем, кто много знает о ее обитателях - многозначных числах. Помогут нам в пути ваши знания и смекалка.

 

Сегодня перед нами стоит такая задача: научиться читать и записывать многозначные числа. Мы не смогли прийти к единому мнению, как же прочитать это число (99999)

-Значит, что нам надо сделать?

 

 

 

 

Читать многозначные числа, записывать 

многозначные числа после предварительного определения числа цифр в каждом классе;

Тренировать вычислительные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вывести правило, по которому читаются многозначные числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П – узнавание объектов в знаково-символической форме; используют математические термины, символы
и знаки; используют различные способы поиска информации для решения учебных задач.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной форме; планируют, контролируют учебные действия.

К – могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника, высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; признают возможность существования различных точек зрения на проблему.

Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая

успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют

познавательный интерес к изучению учебного предмета

5.Реализация проекта выхода из затруднения

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. организовать фиксацию нового способа действий в знаках.

4. организовать фиксацию преодоления затруднения.

5. организовать уточнение общего характера нового знания.

 

- Для работы нам будут нужны нумерационные таблицы (таблицы классов) и разрядные цифры.

Положите перед собой конверты со всем необходимым.

Опираясь на таблицу, составьте число 165.

К какому классу мы отнесем это число?

Сколько в нем сотен? десятков? единиц?

Запишите число в тетрадь, дугой указывая класс. (165.)

Составьте число, в котором 5 десятков тысяч 2 единицы тысяч, 1 сотня 6 десятков и 5 единиц.

Запишите его в тетрадь. (52 165.)

Выделите классы справа налево.

Кто сможет прочитать это число?

 

Что изменилось в чтении числа?

 

 

Совершенно верно, после цифр, обозначающих II класс, добавляется слово «тысяч», указывающее на принадлежность ко II классу

Составьте число, в котором 123 единиц II класса и 123 единиц I класса.

Из числа, в котором 2 десятка тысяч 6 единиц тысяч 3 сотни 6 десятков и 3 единицы, нужно вычесть число, в котором 2 десятка

тысяч 5 единиц тысяч 2 сотни 6 десятков и 3 единицы.

Сколько сотен тысяч? десятков тысяч? единиц тысяч? сотен? десятков? единиц?

Запишите число и прочитайте.

 

- Оцените себя на ленте.

 

Сделаем весёлую зарядку.


 

 

 

 

 

- Давайте убедимся в правильности наших размышлений и ответов. Что всегда выручает и помогает нам?

 

 

 

 

Обучающиеся выполняют практическую работу

 

 

 

Дети отвечают по желанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятьдесят две тысячи сто шестьдесят пять.

 

После числительного «пятьдесят два» появилось слово «тысяч».

 

 

 

 

 

123 123 – сто двадцать три тысячи сто двадцать три

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1100 – одна тысяча сто.

 

Самооценивание

 

 

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

 

 

 

Учебник.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; используют знаково - символические средства для решения учебно-практических задач; устанавливают причинно-следственные связи; используют математическую терминологию; владеют базовыми предметными понятиями.

Р – осуществляют коррекцию, оценку, волевую

саморегуляцию в ситуа- ции затруднения.

К – строят речевое высказывание в устной форме.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи

Откройте учебники, найдите тему сегодняшнего урока и прочитайте теоретический материал (с 24)

Прочитайте числа в таблице в парах.

 

- Давайте проверим – желающие «по цепочке» прочитайте числа.

 

- Кто сможет прочитать число, которое встретилось нам в начале урока. (99999?

 

- Молодцы! По аналогии устно выполним №94.

- Предлагаю коллективно выполнить № 94, 96.

- Оцените себя на ленте.

- Давайте вспомним цель нашего урока.


 


 


 

- Смогли мы достичь цели?

- Сможем мы теперь читать и записывать многозначные числа?

-Сумели мы справиться с затруднением? Молодцы! Как мы можем себя проверить

 

 

 

Обучающиеся в парах читают друг другу числа.

 

Желающие прочитывают числа классу.

 

Девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять

 

 

 

Коллективное выполнение с записью на доске

 

Самооценивание

Читать многозначные числа, записывать 

многозначные числа после предварительного определения числа цифр в каждом классе;

Тренировать вычислительные навыки

 

 

 

 

 

 

Выполним самостоятельную работу

 

 

 

 

 

 

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

7. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия;

2. Организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;

3. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.

 

- Самостоятельная работа по вариантам на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас проверьте себя. Сравните свои ответы с ответами на экологической стенке.

 

- Поднимите руку те, кто не испытывал затруднений. У кого 8 плюсов поставьте на полях за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?

- Оцените себя на ленте.

 

Гимнастика для глаз

 

- Чтобы проверить гибкость ума давайте выполним задачи из учебника.

97.

I вариант – первая задача,

II вариант – вторая задача.

Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

I вариант.

На сколько метров высота липа больше, чем яблони?

1) 3 · 4 = 12 (м).

2) 12 – 3 = 9 (м).

Ответ: на 9 метров высота липа больше, чем яблони.

II вариант.

На сколько лет мама моложе бабушки?

1) 62 : 2 = 31 (г.).

2) 62 – 31 = 31(г.).

Ответ: Мама моложе бабушки на 31 год.

 

- Оцените себя на ленте.

 

I вариант:

Запиши число, в котором:

2 тысячи 7 сотен 9 десятков и 3 единицы_____

8 десятков тысяч 7 единиц тысяч 2 десятка и 9 единиц _________

4 сотни и 9 единиц ________________

5 сотен тысяч и 9 единиц тысяч __________

1 сотня тысяч 2 единицы тысяч 5 сотен и 3 единицы _______________

8 сотен тысяч 7 десятков тысяч 8 единиц тысяч 6 сотен 1 десяток и 2 единицы____________

8 тысяч и 3 десятка ________________

2 сотни тысяч и 7 единиц _

II вариант:

Запиши число, в котором:

7 тысяч 2 сотни 3 десятка и 9 единиц_______________

6 десятков тысяч 8 единиц тысяч 3 десятка и 5 единиц _________

3 сотни и 8 единиц ________________

6 сотен тысяч и 7 единиц тысяч ___________

2 сотни тысяч 1 единица тысяч 5 сотен и 3 единицы _______________

9 сотен тысяч 8 десятков тысяч 7 единиц тысяч 6 сотен 3 десятка и 2 единицы____________

6 тысяч и 9 десятков _____________________

4 сотни тысяч и 6 единиц ___________________

 

Самопроверка.

Самооценивание

 

Дети выполняют гимнастику для глаз.

 

 

 

 

 

Решают по вариантам самостоятельно, по одному ученику с каждого варианта решают на закрытых досках. Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

 

Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

8.Рефлексия учебной деятельности

1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2. Оценить собственную деятельность на уроке;

3.Оценить учебную деятельность класса;

4. Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- Итак, мы сегодня очень хорошо поработали. Вы молодцы! Все работали активно, и наш урок приближается к концу.

 

- Вспомните тему нашего урока.

Какие же числа называются многозначными?

Блиц-опрос:

Единицы, десятки, сотни – это ….

Разряды объединяются в……

Сегодня мы познакомились с 3 классами - …..

 

Чтобы прочитать многозначное число, его разбивают ….

 

- Что для вас было особенно сложно, а что удавалось с лёгкостью?

- Какие знания нужно закрепить?

- Где нам могут пригодиться эти знания?

- А сейчас подведите итог на своей ленте оценивания. Прокомментируйте своё самооценивание.

 

Даже если у вас сегодня не все получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности.

Домашним заданием будет с 24 №99

Кто желает, может выполнить задание повышенной сложности на с25 №106.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваются мнения детей.

 

 

 

 

 

Самооценивание

 

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневник.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.